Большой театр маленького города
Каждый год театр "Предел" под руководством режиссера, заслуженного работника культуры РФ Владимира Деля выезжает на престижные театральные фестивали в нашей стране и за границу, а также участвует в различных региональных фестивальных программах. К году 30-летия коллектива число форумов, которые он посетил, давно перевалило за сотню. Каждый год театр привозит с этих мероприятий заслуженные награды. Дипломов и почетных знаков больше, чем фестивалей, учитывая, что периодически театр "Предел" побеждает в ряде номинаций. Каждый год он собирает восторженные отзывы критиков. Самый точный из них – давнее, но всегда актуальное определение петербургского театрального критика Елены Горфункель: "Это театр, в котором играют дети-профессионалы". Труппа "Предела" и его руководители. Основной костяк труппы все годы существования "Предела" составляли дети школьного возраста. Окончив школу и получив мощнейшую практическую театральную подготовку, ребята, которые хотят стать артистами, как правило, продолжают профильное образование в солидных учебных заведениях: "Щепке" (где у Юрия Соломина учился Роман Данилин, один из первых учеников Владимира Деля), Саратовской консерватории (её театральный факультет прошел Михаил Сиворин, ставший известным киноартистом), Петербургской театральной академии (здесь училась Наталья Пономарева, ныне актриса Театра Поколений им. Корогодского), МГУ (несколько лет назад в лицей при МГУ был отправлен Серафим Зубковский, исполнитель роли Маленького принца). 6 января будущего года все разъехавшиеся по далеким городам артисты соберутся в Скопине на празднике в честь 30-летия своей альма матер. Летопись театра "Предел" стоит вести не по годам или наградам, а по спектаклям. "Гуссенбах – Кучугурки" Это далеко не самый первый спектакль "Предела". Он поставлен в 2010 году. Но фактография спектакля объясняет происхождение большого театра в маленьком городе. 28 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР прекратила существование автономная Республика немцев Поволжья. Все ее население тем же указом было депортировано – в Казахстан, на Алтай, в Сибирь. Здоровых и работоспособных мужчин вывезли отправлять трудовые повинности в разные стратегически важные зоны. Одной из них оказался Скопинский район Рязанщины с шахтами по добыче бурого угля. В числе многих прочих попал сюда немец Поволжья, житель поселка Гуссенбах на Волге, Фердинанд Дель. Его семью вывезли из Гуссенбаха в другом направлении, жена Марта умерла в пути, а маленькая дочка Эльза оказалась в Казахстане. Сцена из спектакля "Гуссенбах - Кучугурки". Фердинанду Делю на скопинской земле удалось пережить "трудовую повинность" и создать семью с местной овдовевшей (мужа убили на фронте, осталась одна с маленьким ребенком) колхозницей Марией Григорьевной Синотовой, уроженкой деревни Кучугурки. Они жили в шахтерском поселке Комсомольский в 20 километрах от Скопина. В семье родилось трое детей, младший, Владимир, появился на свет в 1955 году. Сперва семья жила в землянке, потом - вшестером в одной комнате барака. "Добродушные" соседи любили задавать маленькому Володе вопрос: "Ты кто же – немец или русский?" Он разводил руками и отвечал: "Я - смесь". Одну из своих старших сестер по отцу, Эльзу, Владимир Дель видел дважды, приезжая проведать ее в Казахстан. Сейчас она и ее семья уехала жить в Германию. Об интернациональной семье, о трудном, голодном, и все же не лишенном радостей детстве – одной из них были книги из библиотеки – Владимир Фердинандович и поставил спектакль "Гуссенбах – Кучугурки". Оба населенных пункта ныне прекратили существование. В сентябре 2010 года в Ульяновске состоялся Общероссийский фестиваль культуры российских немцев, организованный Международным советом немецкой культуры. Скопинский "Предел" привез на этот фестиваль "Гуссенбах – Кучугурки", который тронул всех зрителей до слез. "Предел" стал лауреатом премии фестиваля "Авангард" и показал спектакль и в других городах Поволжья. "Скопин – красный угол России" В 1972 году Владимир Дель поступил в Тамбовский институт культуры на факультет режиссуры народных театров. Первая его театральная работа была в Липецке: он служил артистом Академического театра им. Толстого и руководил Новолипецким молодежным театром. В Липецке сложилась семья Владимира Деля и Ирины Зыкиной. Она из коренной скопинской семьи, но поехала в Липецк за любимым. В 1990-е годы они вернулись в Скопин, в родные пределы. Владимир и Ирина Дель. Фото: сайт ryazan.3dn.ru Ирина Владимировна окончила Рязанский институт культуры и тоже стала актрисой. Внутри "Предела" она создала в 1993 году Театр мод, для которого своими руками сотворила двести шляпок. Многие годы Владимир и Ирина собирают народные костюмы, изучают обряды и праздники родного края. Именно это и подтолкнуло творческий коллектив к созданию неповторимого и уникального проекта по истории костюма. "Красный угол" - так называется действо по старинным крестьянским традициям, которое находится в постоянном репертуаре театра десять лет. Художественная ткань спектакля наполнена сакральным смыслом: это круг женского бытия в деревенской семье. Действо возникает из многоцветных нарядов, из тоски и печали русской песни, из озорных частушек, обряда "оплакивания невесты" и первого пеленания младенца и вовлекает в игру зрителя. Этот спектакль – визитная карточка города, на него приезжают туристы со всей России. Важным событием для тетра в 2015 году стало участие в XXI Национальном Российском фестивале "Золотая маска" в программе "Маска плюс", где "Красный угол" был представлен как лучший этнический спектакль. Сцена из спектакля "Скопин - красный угол России" У Владимира и Ирины Делей в артистической деятельности полное взаимопонимание. Они выработали собственную, узнаваемую манеру игры – насквозь метафоричную, полную мелких красочных деталей, позволяющих сценически "овеществлять" существительные, прилагательные и глаголы из текстов литературных первоисточников. "Любовь у сливного бачка" Для меня знакомство с театром "Предел" началось зимой 2006 года с трагикомической постановки по пьесе известного современного драматурга Василия Сигарева. В основе пьесы – вековое российское непонимание народа и интеллигенции, выраженное через бытовую ситуацию: в квартиру экзальтированной поэтессы пришел чинить бачок не изуродованный лишними познаниями сантехник. Сначала он показался поэтессе настоящим героем, и она влюбилась в него, не на шутку напугав бурными чувствами и лавиной обрушенных на бедного труженика стихов. А потом сантехник решил поменять образ жизни, забыть пьянки, бестолковость, одиночество – и пришел просить руки и сердца дамочки. И получил по морде букетом, который, может, впервые в жизни кому-то преподнес. Сцена из спектакля "Любовь у сливного бачка" С того спектакля я влюбилась в то, что делают Владимир Дель и его ученики, раз и навсегда. Вдумайтесь: тридцатилетнюю эксцентричную поэтессу убедительно изображала 17-летняя (!) Кристина Линева! А к тексту пьесы, где должны быть заняты всего два артиста, добавили дополнительную роль. Сын театральной четы Илья Дель (о нем речь впереди) приехал провести с родителями новогодние каникулы – и на сплошной импровизации изобразил приятеля сантехника Михал Иваныча Прошкина забулдыгу Федю. В этом спектакле меня подкупило вот что – из смеха, эксцентрики, забавного текста, в конце концов, возникал некрасовский образ России: "Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!". Интересна и традиция театра: после спектакля никто не расходится, артисты и зрители остаются в зале и обсуждают увиденное. Именно тогда я услышала, что уютное помещение в одном из крыльев районного дворца культуры находится в распоряжении театра "Предел" всего полгода! Едва ли то была не первая премьера в собственном здании! А театр существует с 1988 года. Семнадцать лет у них не было своего помещения. Репетиции проходили в коридоре ДК, иногда дома, а летом бывало и на улице. Спектакли показывали на чужих площадках, чаще на фестивалях. Сцена из спектакля "Диаволов водевиль" Обретением своего здания "Предел" обязан тогдашнему главе города Скопина Ивану Еганову. В театре любят рассказывать историю о его помощи. 11 декабря 2001 года, в день рождения Достоевского, они показали скопинской общественности премьеру "Диаволов водевиль" по "Преступлению и наказанию", где главные роли сыграли совсем юные Илья Дель и Наташа Пономарева. "Премьеру играли босиком в тонких льняных рубахах (так надо было) и в неотапливаемом помещении (так не надо). После премьеры, когда окоченевшие актеры стояли на поклоне, глава города Иван Михайлович Еганов сказал: "Ножки актеров должны быть в тепле. Будем строить театр!" – рассказывал худрук "Предела". И вот в 2005 году здание "Предела" построили. Говорят, Иван Еганов лично участвовал в строительстве – придумал и спроектировал лестницу на второй этаж, планировку зрительского фойе. Современный интерьер театра "Предел" "Моцарт и Сальери" "Маленькая трагедия" Пушкина – спектакль, который сопровождает "Предел" всю творческую жизнь. Первая постановка была осуществлена в 1997 году. В ней были заняты отец и сын Дели: Владимир играл Сальери, а 12-летний Илья – Моцарта. В начале "нулевых" мне довелось посмотреть фрагмент этого спектакля в Рязанском драматическом театре. Впечатление было незабываемое: природная юность Моцарта символизировала ту божественную гениальность, которой так завидовал умудренный годами и опытом Сальери. Впрочем, это был не единственный папин спектакль, в котором участвовал Илюша. Сцена из спектакля "Моцарт и Сальери", 1997 год. Позже Илья Дель учился в двух солидных театральных вузах: в Российской Академии театрального искусства на курсе О. Кудряшова и в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства на курсе Г. Дитятковского (окончил в 2007 году). Год был стажером Театра Европы, работал в театре "На Литейном", служил в Театре имени Ленсовета, сейчас является актером именитого Александринского театра. Играет роли в спектаклях других питерских театров и даже в столичном МХТ. Например, исполняет роль Лёньки Пантелеева в популярном мюзикле ТЮЗа им. А. А. Брянцева, за которую в 2013 году был номинирован на "Золотую маску" в категории "Лучшая мужская роль". Большой зрительский интерес вызывает его роль Шарикова в "Собачьем сердце", поставленном Максимом Диденко в театре "Приют комедианта". С участием Ильи идет спектакль "Бунтари" в МХТ им. Чехова. Родительская любовь к "Маленьким трагедиям" передалась Илье своеобразно. Они с режиссером Денисом Ширко сделали независимый творческий проект: моноспектакль Ильи Деля "Жадный Джамба" по "Скупому рыцарю". Условно-африканский стиль постановки придает пушкинскому произведению невероятную страсть. Илья Дель в спектакле "Жадный Джамба" А Владимир Дель тем временем реконструировал пьесу о гении и злодействе. В 2012 году, совместно с художником Дарьей Киселевой, они создали новое прочтение "Моцарта и Сальери", где герои-куклы рождаются на глазах у зрителей из огня, воды и глины. Глина в спектакле не случайна. Город Скопин издавна известен, как центр гончарного промысла. "Я ябет юлбюл" На моей памяти театр Деля – первый, поставивший спектакли по произведениям очень известной современной поэтессы Веры Павловой (сейчас она живет в Америке, но пишет на русском языке). Спектаклей по стихам Павловой в интерпретации Владимира Деля было два: "Я ябет юлбюл" ("Я тебя люблю" наоборот), созданный в начале "нулевых". Его я не видела, но слышала, что в 2004 году он получил разгромные оценки рязанской театральной общественности "за неприличие", зато на Международном фестивале "Рождественский парад" в Санкт-Петербурге – Диплом победителя как лучший спектакль. Сцена из спектакля "Я ябет юлбюл" А вот второй, спектакль "Интимный дневник отличницы", мне выпало счастье смотреть… вместе с поэтом Верой Павловой, принявшей приглашение театра и приехавшей к ним в гости. Благодаря "Пределу" я познакомилась с этим интереснейшим автором и человеком. И получила огромное удовольствие от моноспектакля, который с изумительной экспрессией и естественностью вынесла на своих хрупких плечах юная актриса Екатерина Авданькина. Вера Павлова тоже была под впечатлением от действа. Она подарила Кате диск с записью своего чтения "Интимного дневника отличницы" и подписала его: "Вы меня заставили плакать над собственными стихами второй раз, первый раз я плакала, когда сочиняла их". Екатерина Авданькина в моноспектакле "Интимный дневник отличницы" Екатерина Авданькина, как многие талантливые ученики Владимира Деля, получила образование в Рязанском филиале Московского института культуры по специальности "режиссер". Сейчас Екатерина работает в областном Министерстве образования, у нее подрастает дочь Василиса, вместе с которой она теперь выходит на сцену театра. "Допрос" В последние годы театр "Предел" активно ставит спектакли по прозе Захара Прилепина. У Владимира и Ирины Дель дружеские отношения с прозаиком, который сегодня известен всему миру. Ведь детские годы Захар Прилепин провел в Скопине. Его мама Татьяна Николаевна по сей день живет тут, приходит на все премьеры "Предела". На показы своих спектаклей приезжает и сам знаменитый писатель. А постановок по прозе Захара у Владимира Деля уже три. Первой, в 2012 году, была инсценировка повести "Допрос", в которой сыграли замечательные артисты Роман Данилин и Михаил Сиворин, старшее поколение учеников Деля. Повесть об актуальной трагедии наших дней, от которой, увы, никто не застрахован: двух парней, Новикова и Леху, полиция подозревает в убийстве, а они не виновны, но не могут оправдаться, потому что система работает как Молох, и никому не надо раскрывать преступление, когда есть такие удобные фигуранты. Только случайность помогает ребятам – угроза тюрьмы миновала, осталось растоптанное достоинство, изуродованные души и судорожные попытки жить дальше, как будто кошмара не было. Этот злободневный, болевой спектакль показан во многих крупных городах, от Сахалина до Киева. Сцена из спектакля "Допрос" Не менее трагичен и моноспектакль "Ты че такой похнюпый?" по рассказу "Колеса". Колёса "переезжают" героя, которого играет Михаил Сиворин. Это произведение, отдающее мистикой, с двумя взаимоисключающими финалами – то ли главный герой погиб под колесами поезда, то ли успел спастись и осмыслить свою жизнь, летящую под откос. Дилемму актер мастерски передает в часовой напряженной драме. В 2016 году Захар Прилепин приезжал в Рязань. Перед спектаклем"Ты че такой похнюпый?" в областной филармонии он встретился со зрителями и подал идею провести здесь фестиваль спектаклей по его прозе. "Гвоздем" фестиваля, подчеркнул прозаик, должны были бы стать работы "Предела". "Дель - это режиссёр экстрауровня. Он аномально талантлив. Он может даже из телефонной книжки сделать спектакль - и будет интересно", – отозвался Захар Прилепин о режиссере. Но пока эта идея не воплотилась в жизнь. Есть, к чему стремиться. "Питер Пэн" О театре "Предел" можно рассказывать бесконечно. Несколько спектаклей, о которых здесь идет речь – безусловно, важные творческие вехи в биографии коллектива, но ими не исчерпывается вселенная Владимира Деляи его учеников. Отдельного разговора, например, заслуживает интереснейший проект Деля "Союз театральных директоров", где играют директоры скопинских школ. Впервые это произошло в 2009 году: режиссер и педагоги осуществили постановку комедии на тему платного образования "Верните плату за обучение" венгерского писателя Фридьеша Каринти, затем ставили спектакли по Зощенко, Чехову, Сент-Экзюпери. Сцена из спектакля "Союза театральных директоров" "Театральная канитель" по рассказам А. Чехова Премьера "Питера Пэна" – новый подарок "Предела" своим верным зрителям в честь своего 30-летия. Она произойдет в Сочельник 2019 года. И, как это бывает под Рождество, на сцене засияют новые яркие звезды, многие мальчишки и девчонки впервые выйдут на сцену и поверят в Чудо, которое обязательно случится в их жизни.