Ещё

Что надо знать: Шарлотт Проджер 

Что надо знать: Шарлотт Проджер
Фото: АртГид
Художественные критики и журналисты объявили Шарлотт Проджер «художницей, снимающей кино на iPhone». На данный момент о ней известно не так уж много, поэтому подобного упрощения было не избежать. Проджер была номинирована на премию Тернера за персональную выставку, соединившую фильмы Bridgit (2016) и Stoneymollan Trail (2015), которая прошла в норвежском Бергене в 2017 году. Первый демонстрировался на выставке в Tate Britain, и именно он стал визитной карточкой художницы.
Биография
Проджер родилась в Борнмуте, а выросла в Абердиншире, куда перебралась вместе с отцом-инженером и матерью-секретаршей. На торжественном вручении премии Тернера художница рассказала, что росла в сельской местности и потому прекрасно понимает, насколько тесна связь между нашим пониманием ландшафта и квира. «Я идентифицирую себя как квир-человека, — сказала она. — Меня всегда потрясали плавные границы, отделяющие одну идентичность от другой, пограничные формы существования гендера и географии».
Шарлотт Проджер. Фото: Emile Holba
Также она рассказала, что в юности торговала сэндвичами, работала в лаборатории и многочисленных колл-центрах, успела побыть уборщицей и натурщицей в Эдинбургском колледже искусств. Познакомившись с будущими художниками, она тоже решила связать жизнь с современным искусством и начала искать свой путь — сначала в Голдсмитском колледже в Лондоне, а затем в Школе искусств Глазго. Сегодня 44-летняя художница по-прежнему живет и работает в Шотландии. Ее практика, как она говорит, всегда начинается с чувств. «Истории, которые я рассказываю, очень личные, но тем не менее они напрямую касаются многих людей», — объясняет она.
Видеоработы
Последние двадцать лет Проджер работает с видео, насыщая каждое свое произведение автобиографическим содержанием. Ее волнуют противоречивые отношения между телом, ландшафтом и временем, но техническая сторона вопроса играет для нее не менее важную роль. Например, ее первый одноканальный фильм Stoneymollan Trail (2015), также отмеченный премией Тернера, представляет собой набор городских этюдов, которые художница снимала с 1999-го по 2013 год. Кадры, снятые на HD-камеру, соседствуют в нем с видео с iPhone, наложенная поверх профессиональная запись голоса — с едва различимыми разговорами за кадром. Похожим образом устроен и фильм Bridgit, который был полностью снят на iPhone. По словам Проджер, она использовала смартфон в том числе для того, чтобы справиться с чувством одиночества, ведь в современном мире гаджеты фактически стали продолжением человеческого тела, можно сказать, протезом.
Шарлотт Проджер. Stoneymollan Trail. 2015. Кадр из видео. Courtesy автор и Koppe Astner
Шарлотт Проджер не нравится, когда ее называют «художником iPhone». «Это просто не про меня, — говорит она. — Для меня iPhone — лишь еще один доступный формат». В свое время она снимала на 16-миллиметровую пленку, работала с HD-камерой и выискивала кадры из старых телепередач в интернете. «Сейчас мне 44 года, и я прошла через множество различных форматов, ведь технологии менялись на моих глазах», — говорит она. Однако художница признается, что ее не увлекают цифровые технологии как таковые, и называет себя технофобом. «Я не пользуюсь WhatsApp и даже не представляю, что такое облачные сервисы, — говорит Проджер. — Моей девушке приходится настраивать мой телефон вместо меня».
Фильм Bridgit
Bridgit — вторая работа Проджер, сделанная как фильм, который нужно смотреть на большом экране. Ранее она в основном работала с многоканальным видео. Фильм выстроен вокруг дневников, которые художница вела, будучи квир-подростком. Истории, рассказанные Проджер и ее друзьями, перемежаются воспоминаниями о ее каминг-ауте и опыте взаимодействия с квир-сообществом. Все это — на фоне медитативного видеоряда, отсылающего к проблемам гендера и национальной общности, поиска идентичности и понимания природы. Таким образом, Проджер исследует собственную квир-идентичность, делая ее частью более широкого контекста. Образ «я» рождается на пересечении политики и географии, автобиографии и художественной литературы, интимного и публичного пространств.
Шарлотт Проджер. Bridgit. 2016. Кадр из видео. Courtesy автор, Koppe Astner, Глазго, Hollybush Gardens, Лондон
Свое название фильм получил от богини-воительницы Бригиты, прочтение образа которой менялось с течением времени, склоняясь то в сторону концепта мужественности, то в сторону концепта женственности. Таким образом, в работе Проджер она предстает как воплощение подвижной идентичности и в каком-то смысле покровительница квир-людей.
Трудности, связанные с восприятием тела, передаются в фильме и на уровне операторской работы — Проджер и ее герои ни разу не появляются в кадре в полный рост. Зритель видит лишь их руки, спину или затылок. Такая раздробленность на уровне изображения лучше, чем любые слова, передает оттенки внутреннего конфликта квир-людей. В программе Tate Shots художница рассказала, что iPhone тоже был нужен ей для изучения связей между телом и технологиями. Сделанная с его помощью картинка, по словам Проджер, получается смазанной и нечеткой, что опять же рифмуется с проблемой поиска идентичности. «Соединяясь с камерой, человеческое тело меняется, но в то же время это сцепление остается механическим», — объясняет она. Похожим образом художница работает с голосом, соединяя записи, которые делают для нее друзья, с речью анонимных пользователей YouTube и исторических деятелей.
Реакция
Директор музея Tate Britain Алекс Фаркухарсон назвал работу Проджер «самым глубоким результатом применения такой прозаичной вещи, как камера iPhone, из всех, что мы пока видели в сфере искусства». «Это политическая премия Тернера. Я считаю закономерным интерес к подобным работам, где вневременные проблемы трактуются в современном ключе и где инициируются новые вопросы для молодого поколения: этот фильм рассматривает само понятие гендера как нечто незафиксированное, зыбкое и не всегда соответствующее социальным нормам», — добавил он.
Шарлотт Проджер. Bridgit. 2016. Вид работы в галерее Hollybush Gardens, Лондон. Courtesy Hollybush Gardens. Фото: Andy Keate
Мнения критиков относительно работы Проджер разделились. Искусствовед Лаура Камминг в газете The Observer назвала ее лучшей из всех, что награждала премия Тернера в последние годы, — «всепоглощающей, обольстительной, политически заряженной и значительной». Арт-критик и телеведущий Вальдемар Янущак в The Sunday Times написал, что «этот душераздирающий сериал от начала до конца был просто ужасен». Возможно, дело в том, что фаворитом в гонке за первое место считался основанный в Лондонском университете арт-коллектив Forensic Architecture, который работает с сообществами, пострадавшими от социального и политического насилия. Он был номинирован на премию Тернера с проектом, созданным для Documenta 14, который разоблачал участие немецкой службы внутренней безопасности в убийстве по расовым мотивам в Касселе.
Как победительница премии Тернера Проджер получит 25 000 фунтов стерлингов. На вопрос, что она будет делать с премией, художница ответила, что собирается на нее жить: «Оплачу кое-какие счета и внесу плату за аренду жилья. Может быть, позволю себе немного роскоши… например, куплю хороший пиджак!»
Видео дня. Как Бондарчук взял безвестную балерину на роль Наташи
Смотреть фильм на
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео