Театральный гид: на какие спектакли сходить этой зимой

Думаем, вы согласны с нами в том, что зима — лучшее время для культурного досуга. О том, как его организовать, читайте в нашем театральном гиде. «Ай Фак. Трагедия» Константин Богомолов Когда: 15, 16, 21 и 23 декабря, 18–19, 26–27 января Где: «Меркурий-Тауэр», «Москва-Сити» Одну из самых громких премьер зимнего сезона — спектакль «Ай фак. Трагедия» Константина Богомолова по мотивам романа Пелевина — пока что успела оценить только светская публика. Попасть на постановку в жанре site-specific можно будет уже на этой неделе, она состоится в «золотой башне» «Москвы-Сити». Ни сцены, ни зрительного зала нет — бетонный лофт площадью 4 000 квадратных метров художница Лариса Ломакина превратила в галерею совриска, где среди экспонатов можно обнаружить работы популярных российских художников. В сюжете Пелевина переплетаются три ключевых темы — искусственный интеллект, творчество XXI века и сексуальность. Каким образом все это переформулирует Богомолов — вопрос, интересно то, что воплощать концепцию будут «брусникинцы» Игорь Миркурбанов и Дарья Мороз. Цена билетов на официальном сайте спектакля — 15 000 и 20 000 рублей — вполне справедливо может смутить, но если манкировать первым рядом, то вполне реально попасть туда за 7 000 или даже за 5 000 рублей. «Хорошо темперированные грамоты» Дмитрий Волкострелов Когда: 17 декабря Где: Петрикирхе Последний спектакль Дмитрия Волкострелова «Диджей Павел» по пьесе, текст которой скомпилирован из хитов советской эстрады, не так давно номинировали на «Золотую маску» как «Эксперимент». Режиссер продолжает отстаивать стратегию собственноручно основанного в 2011 году «театра.post» и работает с темами, прежде не озвученными в современном российском театре. 17 декабря на Невском проспекте, в пространстве лютеранской церкви Петрикирхе, он представит свой новый спектакль, в сюжете которого переплетается содержание древнерусских берестяных грамот и «Хорошо темперированный клавир» Баха. Сюжет на основе реальных текстов о буднях населения Древней Руси, раскрывают всего два человека — Алена Старостина и Иван Николаев, артисты, задействованные чуть ли не в каждом спектакле Волкострелова. «Синяя синяя птица» Олег Глушков Когда: 3–6 января Где: Театр Наций С 3 по 6 января в Театре Наций пройдет марафон показов мюзикла «Синяя синяя птица» Олега Глушкова. Это идеальный вариант для тех, кто на зимних каникулах решил больше времени провести с семьей, правда, надо учитывать, что с текстом Метерлинка режиссер работает достаточно свободолюбиво: Тильтиль и Митиль трансформируются в Матильду и Лиля, отчего-то начинает идти игрушечная война и появляются персонажи вроде Эскимо, Леденца и Торта Наполеона. Что касается смыслов, то их в спектакле хватает и на детей, и на взрослых — забавное зрелищное шоу, оформленное пестрой сценографией Вадима Воли и костюмами Ольги-Марии Тумаковой, переплетается с философским сюжетом о серьезных жизненных ценностях. И последний аргумент в пользу того, почему на «Синюю синюю птицу» стоит идти — это идеально поставленная хореография, ведь Глушков широкой публике известен больше как специалист по танцу. В качестве хореографа он работал сразу в трех кинокартинах Валерия Тодоровского, концептуально продумывал клипы СБПЧ и певицы Муси Тотибадзе, которая, кстати, заявлена в спектакле в роли Матильды. «Счастье» Андрей Могучий Когда: 4 января Где: Александринский театр Этот спектакль тоже создан лишь «по мотивам» пьесы Метерлинка — режиссер вместе с драматургом Константином Филипповым сконструировал самостоятельный сюжет, а музыку для него написал современный композитор Александр Маноцков. В отличие от московского музыкально-танцевального шоу, версию Могучего можно назвать инфернальной сказкой в стилистике Тима Бертона. В его постановке с детьми (да и взрослыми) о смерти говорят без метафор и сантиментов, но, так или иначе, впечатления от постановки хоть и спорные, но сильные. Возможно, отчасти из-за художественного оформления сценографа Александра Шишкина, в котором, кроме костюмов из папье-маше и греческих котурн, есть трехметровые деревянные куклы, мультипликация и советские плакаты. «Барокко» Кирилл Серебренников и Евгений Кулагин Когда: 25 и 26 декабря Где: «Гоголь-центр» В «Гоголь-центре» Кирилл Серебренников к концу декабря выпустит шестую по счету премьеру, над которой он работает в удаленном режиме, уже больше года находясь под домашним арестом. Спектакль «Барокко» официально заявлен как музыкальный манифест, в котором творчество Баха, Генделя, Перселла, Люлли и других барочных композиторов, перемежается философскими текстами и сценами из фильмов Микеланджело Антониони и Сэма Мендеса. Ничего более определенного сказать пока что нельзя, но состав команды, которая над «Барокко» вместе с Серебренниковым работает — молодой режиссер Евгений Кулагин, хореограф Иван Евстигнеев и музыкальный руководитель Даниил Орлов, — внушает какую-никакую уверенность в качестве. «Евгений Онегин. Своими словами» и «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова Когда: 9 и 10 января Где: Школа драматического искусства После ухода художника и режиссера Дмитрия Крымова из Школы драматического искусства каких-то крупных премьер в театре зимой не предвидится. Зато 9 и 10 января подряд покажут два его отличных спектакля — детский «Евгений Онегин. Своими словами» и «О-й. Поздняя любовь» по пьесе «Гроза» Островского, в которой участвуют студенты его с Каменьковичем мастерской в ГИТИСе. Крымов почти всегда радикально дистанцируется от исходного текста, поэтому в случае с «Онегиным» вместо истории про Татьяну, любовь и письма, стоит ожидать вольный пересказ с углубленным изучением биографии Пушкина, кровью из киселя и интеллектуальными шутками. Несмотря на то что с сюжетом «Грозы» режиссер обращается более бережно, так или иначе, в результате вместо драмы получается абсурдный и жутко смешной триллер с комическими перевоплощениями и эпизодами нелепых драк. Говоря проще, никаких тревог и много умиления. «Зарница» Юрий Квятковский Когда: 18 и 19 января Где: Центр им. Вс. Мейерхольда Несколько лет назад режиссер Юрий Квятковский вместе с Мастерской Дмитрия Брусникина и художницей Полиной Бахтиной поставил в Центре имени Мейерхольда спектакль «Сван» по пьесе Андрея Родионова и Екатерины Троепольской. В том же составе команда скоро представит в театре свой новый проект «Зарница», описание которого может насторожить и рассмешить одновременно. «Зарницей» называется патриотический квест, в который играют подростки в России будущего — стране, где высказываться можно только с помощью стихотворений. Игроки встречаются на опушке волшебного леса, внутри которого, по сюжету шекспировского «Сна в летнюю ночь», обитают боги и духи. В сценографии и костюмах правдоподобия ждать не нужно — Полина Бахтина и медиахудожник Алексей Наджаров оформляют пространство проекциями и световыми лучами, а Анна Брауде одевает артистов в прозрачную пленку, бесформенные вязаные балахоны и сетку. «Аустерлиц» Евгения Сафонова Когда: 30 января Где: Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова В конце января стоит запланировать визит в Петербург на премьеру спектакля «Аустерлиц» Большого драматического театра. Над ним работает Евгения Сафонова — молодой питерский режиссер, ее подробное интервью-профайл совсем недавно выходило на The Village. Для постановки в БДТ она сделала неожиданный выбор, остановившись на романе немецкого писателя Винфрида Георга Зебальда, текст которого никогда не использовали для российской сцены. В заглавии книги — фамилия главного героя Жака Аустерлица, который, заканчивая гимназию, внезапно узнает, что в детстве был спасен из немецкой оккупации и все это время рос в приемной семье. В течение последующих 30 лет он пытается восстановить свое прошлое — трагедия одного человека накладывается на историю послевоенной Европы. Важно, что вместе с Сафоновой над спектаклем работает Владимир Раннев — современный композитор, музыковед и режиссер, в прошлом году выпустивший в «Электротеатре» феерическую «Прозу», на которую, кстати, еще можно и нужно успеть 11 декабря.