Войти в почту

Закапывал музыкантов в землю и надевал на голову мониторы: как уральский фотограф снимал звёзд

В Екатеринбурге выпустили последнюю книгу об истории уральского рока из трилогии «Без музыки». Эта книга посвящена фотографам, которые снимают рок-звёзд на Урале. Презентована она будет во время фестиваля «Старый новый рок». Один из самых известных фотографов Екатеринбурга — это Александр «Ёжъ» Осипов. Его фото мы часто публикуем на E1.RU. На его счету десятки съёмок музыкантов, среди которых — известные на весь мир звёзды. Публикуем отрывки из главы о нём. Очень часто спрашивают, почему именно Ёжъ? Я шучу, что меня в семь лет на прогулке укусил бешеный ежик. Звучит смешно, но на самом деле этот псевдоним появился в бессознательном юношеском возрасте, в армии, — пришлось тогда менять предыдущую кличку, потому что у другого парня была такая же. Я свою взял из рассказа Шинкарева «Домашний еж», уж очень главный герой похож на меня. Но еж — животное, это все знают, а вот Ёжъ с твердым знаком на конце — это уже бренд, мой собственный опознавательный знак. Началом этапа, связанного с фотографией, я считаю август 2010-го. С тех пор как я начал фотографировать, музыку снимаю постоянно, перемежая ее с другими проектами — коммерческими или не очень. Себя я называю нищебродским фотографом. Считаю, что если уложился в съемке в тысячу рублей — это идеально. Всегда говорю, что можно сделать что-то крутое даже из мусора, разыскать по друзьям, еще где-то, сделать самому. Вот, например, на одной из съемок с «Сансарой» была огромная лестница. Я ее сам делал, и это, кстати, уже вторая. Первую я тоже делал собственноручно для другого сюжета. Перед съемкой «Сансары» оказалось, что ее растащили по кускам. Обиделся, но быстро смастерил другую, поустойчивее. Идея эта у меня из детства: до сих пор помню, как в детской книжке «Крошечка-Хаврошечка» увидел картинку: девочка стояла на лестнице в небо и то ли к Солнцу тянулась, то ли к Луне. Вот и решил реализовать «привет из детских воспоминаний». Очень клевая съемка «Сансары» тогда вышла, я с ними целых три темы за раз воплотил: лестницу, шары и еще одну мою идею фикс — я закопал музыкантов. Изначально хотел их зарыть вверх ногами, и все. В итоге они легли в яму в положении упражнения «березка». Там ничего сложного нет: яма не глубже полуметра, изнутри выстелена полиэтиленом, чтобы не марать никого, сверху снова полиэтилен, дальше щит, потом земля, выравниваешь — и торчат только ноги. Благодаря щиту воздуха достаточно. Каждого снимал отдельно, потому что яму мне выкопали только одну. И каждая половинка человека — отдельный кадр. Потом в редакторе склеивал. Мне за них страшно не было, а им теперь есть что вспомнить. Еще про «самоделки»: сам мастерил летательный аппарат для одной из съемок. Я тогда очень хотел снять «Сказку странствий», выбрал моделей, все продумал, запланировал, а люди в последний момент отказались. Я позвонил Саше Гагарину, сказал: «Бери дочку и приезжай!» Он вместо одной дочки взял двух, мы загрузились и поехали. На блошином рынке по пути разжились вещами для съемки. В итоге Марго в роль влилась, а Саше все время было некомфортно, он корежился, зажимался, приходилось его тормошить. Уметь найти контакт с человеком, уговорить его на съемку, убедить не зажиматься, не стесняться, заставить доверять мне, то есть психологический аспект — одно из важнейших качеств для любого фотографа, хотя с музыкантами в этом плане работать иногда гораздо сложнее. Во-первых, важно вовремя отступиться, если видишь, что человек не настроен на сотрудничество. Во-вторых, надо уметь заслужить доверие. В условиях концерта, фестиваля и прочей репортажной работы сложно поймать действительно удачный кадр. Чтобы свет хороший, ракурс, композиция. Отсев огромный. Из тысячи снимков, которые я делаю на каждом концерте, всего два-три таких, которые я сам хотел бы показать зрителю. Во многом помогает подготовка, даже если не говорить о технической стороне вопроса. Примерно за день до того я загружаю в плейлист песни той группы, которую буду снимать. Более того, когда я обрабатываю фотографии, включаю на повтор один какой-нибудь трек, на который «залипаю». Ни одна моя фотография не обходится без идеи. Помню, я снимал Сашу Гагарина «в рыбах». У меня уже была тема рыб и крючков, но она достаточно обширная, можно ее раскрывать с разных сторон. Посыл был такой: Саша без музыки начнет задыхаться, как рыба без воды, он «на крючке» и сорваться с него без больших потерь для себя не сможет. Только его крючок — микрофон. Все понимают, что в работе фотографа много значит случай. У меня благодаря ему часто получаются самые неожиданные и удачные кадры. Например, когда я снимал «Курару» для афиши одного из традиционных первоянварских концертов, у меня была шикарная идея: я хотел нарядить их Дедами Морозами и рассадить на ветке — мол, снегири прилетели. Но они наотрез отказались, поэтому в итоге от костюмов остались только детские звериные маски. И в какой-то момент к ним подошел промоутер в костюме кота Матроскина. Я их снял вместе, потому что это было смешно, интересно, привлекало внимание. Иногда бывает, выстрелит фотография, от которой этого совсем не ждешь. У меня давно была идея снять людей в смокингах посреди поля или леса, чтобы был явный абсурд. В этом амплуа я снял «Сансару», причем решил усилить ощущение сумасшествия, надев на них смокинги задом наперед. Костюмы пришлось примерять в том виде, в каком мы их задействовали в съемке, то есть задом наперед, — люди в ателье, конечно, были в крайнем замешательстве. В этой съемке есть кадр, где ребята выглядывают из старого разрушенного дома через решетки окна. Я от этой фотографии ничего не ждал, но она неожиданно «выстрелила», получилась классной, цепляла. Funky Bizness Gang — многочисленный коллектив, из 9 человек, фотографировал в старом трамвае. Там попробовал ввести дестабилизирующий элемент: это когда один персонаж оттягивает на себя все внимание, а остальные кучкуются вокруг него. Взял одного из ребят, дал ему в руки черный зонт, и он у меня играл главного фрика среди пассажиров трамвая. Он в этой съемке — самый заметный, самый безумный. Здесь же делал принципиально другой кадр: поставил трамвай на воду и пририсовал персонажа из мультфильма Миядзаки. Для группы «Марсу нужны любовники» выпотрошил мониторы компьютеров, старые такие, объемные, выкрасил их в красный цвет и надел на головы ребятам. Получились натуральные марсиане на земле. Ходят себе в своих мониторах не от мира сего, играют в шахматы, смотрят телевизор прямо на проезжей части. Я тут коснулся темы о зомбировании общества, о том, какую чушь можно скормить народу, если знать, как правильно ее подать. Для обложки последнего альбома Patriсk Cash сделал кое-что атмосферное. Сердце на снегу, лодка, романтичная девушка в роли королевы и Патрик Кэш. Зимой, в 25-градусный мороз мы волочили по снегу эту тяжелую лодку так, чтобы получился след от кильватера в виде сердечка, и выглядело очень смешно. Я сначала думал просто о следе от лодки на воде или хотя бы в траве, но зимой ни того, ни другого не было, поэтому решил сделать такие следы на снегу. Там еще и фигуры можно было рисовать, сотворили вот сердечко. В общем, и романтично, и весело! Объектив сильно преображает музыканта. В зависимости от того, какие условия ты выберешь, он может быть и нежным, и грубым, и агрессивным — в общем, таким, каким ты захочешь его показать. Важно сделать это так, чтобы артист сам остался доволен, поэтому я всегда стараюсь не только какие-то мелкие недостатки сгладить, но и снять несколько разных вариантов, чтобы музыкант мог из них выбрать. Самое главное, я не снимаю то, что мне не нравится. Даже на каких-то фестивалях, солянках предпочитаю выбрать три-четыре площадки, на которые мне интересно сходить, чем носиться в мыле по сценам в попытке снять все и всех. Мне нужно, чтобы в фотографию были вложены душа, старания, иначе это и фотографией считать нельзя. Нет, конечно, бывают такие моменты, когда мне приходится снимать по заказу, но даже тогда я пытаюсь в это влиться, дать этой работе часть себя. Я присутствую на каждом снимке, который сделал, там вся моя исключительно мужская прямолинейность, мои чувство цвета и принцип работы. Я всегда знаю, что если я сделал фотографию качественно, то она обязательно найдет своего зрителя, кого-то, кому она точно понравится. Это не первая книга про уральский рок. Екатеринбуржец Дмитрий Карасюк, например, написал историю группы «Агата Кристи», мы публиковали отрывок из неё. А здесь можно почитать о том, как распался «Наутилус Помпилиус». Также Карасюк рассказывал историю группы «Чайф». На фестивале «Старый новый рок» выступят 47 молодых и ещё неизвестных групп, а также хэдлайнеры — Найк Борзов, Нейромонах Феофан и другие.

Закапывал музыкантов в землю и надевал на голову мониторы: как уральский фотограф снимал звёзд
© e1.ru