Ещё
Аквамен
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Волшебный парк Джун
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Кладбище домашних животных
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Алита: Боевой ангел
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Балканский рубеж
Боевик, Приключение, Драма
Купить билет
После
Мелодрама
Купить билет
Шазам!
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Пушистый шпион
Мультфильм, Приключение, Семейный
Купить билет
Проклятие плачущей
Мистика, Триллер, Ужасы
Купить билет
Хеллбой
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Нуреев. Белый ворон
Биография, Драма
Купить билет
Королевский корги
Мультфильм, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Середина 90х
Трагикомедия
Купить билет

«Ай Фак» и еще 4 спектакля по современной русской прозе 

Фото: Москва24
Премьера Константина Богомолова по роману Виктора Пелевина «iPhuck 10» — редкий случай, когда театр адаптирует совсем новую книгу. Сегодняшних театральных режиссеров русская проза занимает куда меньше, чем, например, Юрия Любимова, который в свое время поставил на Таганке целых восемь спектаклей по повестям и романам современников.
И все-таки современная литература редко, но проникает на сцену. Иногда из этого даже получаются хорошие спектакли. Например, эти.
"Ай Фак. Трагедия"
Где: «Москва-Сити», башня «Меркурий» Кто поставил: Константин Богомолов Для кого: для неразочаровавшихся в Пелевине
"Ай Фак" — довольно нетипичная работа Богомолова. Во-первых, обычно его заказчик — какой-нибудь государственный театр вроде МХТ имени Чехова, но в этот раз идея проекта принадлежит продюсеру Светлане Доле, а производство взяла на себя независимая театральная компания «Мастерская Брусникина».
Во-вторых, при всей новизне режиссерского языка Богомолов никогда не покидал традиционный театральный зал — до сегодняшнего дня: новый спектакль играют на четвертом этаже золотой башни «Меркурий», в бетонной коробке с роскошным видом из окон. Зрителей распределяют по четырем смежным залам: если сектор A видит артиста живьем, то секторы B, C и D — только на видео (операторы, кстати, снимают на айфоны, отдавая дань названию). Так режиссер переносит на сцену главную сюжетную линию пелевинского романа — диалог живого человека с бестелесным искусственным интеллектом: собеседники слышат друг друга, но находятся по разные стороны компьютерного интерфейса.
И в-третьих, до сих пор Богомолов не поддавался моде на иммерсивный театр, а вот «Ай Фак» — нечто среднее между привычным спектаклем «за четвертой стеной» и театром погружения. Пока актеры работают, надо сидеть и смотреть. Но перед началом спектакля и в длинном антракте зрители могут ходить по залам, а они — усилиями художницы Ларисы Ломакиной — работают как тотальная инсталляция. На стенах — коллекция современного искусства, которым торгует главная героиня, коридоры и туалеты залиты разноцветным светом и напоминают ирреальные комнаты художника Джеймса Таррелла.
Зато актерский состав для Богомолова вполне привычный. Кастинг в «Ай Факе» настолько точный, что кажется, спектакль и поставлен исключительно ради того, чтобы полицейский литературный алгоритм Порфирий Петрович заговорил голосом Игоря Миркурбанова, а его нанимательницу, могущественного куратора Маруху Чо, сыграла Дарья Мороз.
Если что-то может оттолкнуть в «Ай Факе», то это, собственно, текст Виктора Пелевина, который хоть и дается в сокращении, но сохраняет все свои свойства. «iPhuck 10» написан человеком с поверхностными представлениями о современном искусстве, феминизме и борьбе за равенство — по крайней мере, так следует из его собственного текста.
Да, наполовину этот роман — высококлассная научная фантастика, которая пытается ответить на захватывающий вопрос: можно ли заменить художника искусственным интеллектом? И если да, то как? Но другая половина состоит из стереотипов (как раз антинаучных) и порожденных ими страхов, завернутых в аппетитную афористичную форму. Современным искусством никто не восхищается искренне — это все многолетний глобальный заговор художников, кураторов и арт-дилеров. Феминистки ненавидят мужчин и мечтают запретить физическую близость вообще. Цель ЛГБТ — принудить к однополой любви всех гетеросексуалов. Технологии убивают естественность, а будущее ужасно, ужасно, ужасно. Если даже беглый пересказ основных посылов романа вызывает у вас аллергию, имейте в виду: Богомолов все это оставил. А местами даже проиллюстрировал.
18, 19, 26 и 27 января Билеты — от 7 000 до 15 000 рублей
"Самое важное"
Где: «Мастерская Петра Фоменко» Кто поставил: Евгений Каменькович Для кого: для тоскующих по простому доброму театру
В «Мастерскую Фоменко» — одно из немногих мест, где еще умеют делать стильный консервативный театр — обычно ходят за спектаклями по классике. Современных названий в репертуаре немного, а постановка по прозе и вовсе одна: «Самое важное». В ней театр адаптирует роман Михаила Шишкина «Венерин волос» о русском сотруднике швейцарской эмиграционной службы, который день за днем выслушивает биографии соотечественников.
Режиссер Евгений Каменькович, самый верный последователь Петра Фоменко и нынешний худрук театра, сумел сотворить из запутанной интеллектуальной прозы постановку в стиле «Мастерской» — легкую, обаятельную, выгодно показывающую артистов (среди которых звезды труппы Ксения и Полина Кутеповы) и рассказывающую простые человеческие истории. Подзаголовок «Этюды и импровизации» уже настраивает на нужный лад.
16 декабря, 8 и 22 января Билеты — от 1 000 до 5 000 рублей
"Русская красавица"
Где: «Гоголь-центр» Кто поставил: Женя Беркович Для кого: для тех, у кого нет ностальгии по советскому прошлому
Жестокий спектакль о судьбе молодой женщины в лицемерном брежневском СССР. По меркам ранних 80-х роман Виктора Ерофеева рассказывал о сексуальной жизни героини, московской манекенщицы с кошмарным провинциальным детством, пугающе откровенно — поэтому у нас его напечатали только в перестройку.
Ирину, ту самую «русскую красавицу», играет Екатерина Стеблина — выпускница Кирилла Серебренникова и однокурсница режиссера Жени Беркович. Всех прочих персонажей, которых мы узнаем с ее слов, изображают два актера — Вячеслав Гилинов и Анна Гуляренко из труппы Театра имени Гоголя, который теперь называется «Гоголь-центром». Собственно, «Русская красавица» — один из первых опытов удачного сотрудничества старой команды театра с молодыми учениками Серебренникова.
21 декабря и 27 января Билеты — от 500 до 1 500 рублей
"Чапаев и Пустота"
Где: «Практика» Кто поставил: Максим Диденко Для кого: для тех, кто любит глазами
Самый совершенный спектакль ультрамодного режиссера Диденко и наглядное доказательство, что театр объединяет в себе все мыслимые виды искусства.
Хрестоматийный роман Виктора Пелевина, а точнее, отдельные выдержки из него — не «основа спектакля», а всего лишь один из элементов уравнения: художница Галя Солодовникова, композитор Иван Кушнир и хореограф Ирина Га ничуть не менее важны, чем автор текста. Особенно Солодовникова — она сделала с камерной сценой «Практики» нечто насколько выдающееся, чего еще никому не удавалось.
Спектакль исполняют артисты «Мастерской Брусникина», и режиссер умело пользуется всесторонними возможностями этой труппы: в первом акте заставляет их петь, во втором — разговаривать и в третьем — двигаться.
10-13 января Билеты — от 4 000 до 5 000 рублей
"Отморозки"
Где: «Гоголь-центр» Кто поставил: Кирилл Серебренников Для кого: для неравнодушных
Программный проект «Седьмой студии», команды, которую Серебренников воспитал в Школе-студии МХАТ и на которой сегодня во многом держится репертуар «Гоголь-центра». Программный — потому что спектаклей, которые напрямую показывают гражданский протест, у нас единицы. А на большой сцене он вообще такой один.
Литературная основа «Отморозков» — роман Захара Прилепина «Санькя» о политической борьбе молодых, где описан его личный опыт в партии нацболов. Злободневная — относительно конца нулевых-начала десятых — литература встречается с поэтической театральной режиссурой.
С премьеры прошло больше семи лет: с тех пор много чего случилось и в стране, и в театре, и в судьбах авторов — Прилепина и Серебренникова. Тем интереснее вспомнить, что художники думали об обществе в начале 2011 года.
В ближайшие месяцы показов нет.
Антон Хитров
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео