Ещё

«Ай Фак» и еще 4 спектакля по современной русской прозе 

«Ай Фак» и еще 4 спектакля по современной русской прозе
Фото: Москва24
Премьера по роману «iPhuck 10» — редкий случай, когда театр адаптирует совсем новую книгу. Сегодняшних театральных режиссеров русская проза занимает куда меньше, чем, например, , который в свое время поставил на Таганке целых восемь спектаклей по повестям и романам современников.
И все-таки современная литература редко, но проникает на сцену. Иногда из этого даже получаются хорошие спектакли. Например, эти.
"Ай Фак. Трагедия"
Где: «Москва-Сити», башня «Меркурий» Кто поставил: Константин Богомолов Для кого: для неразочаровавшихся в Пелевине
"Ай Фак" — довольно нетипичная работа Богомолова. Во-первых, обычно его заказчик — какой-нибудь государственный театр вроде МХТ имени Чехова, но в этот раз идея проекта принадлежит продюсеру Светлане Доле, а производство взяла на себя независимая театральная компания «Мастерская Брусникина».
Во-вторых, при всей новизне режиссерского языка Богомолов никогда не покидал традиционный театральный зал — до сегодняшнего дня: новый спектакль играют на четвертом этаже золотой башни «Меркурий», в бетонной коробке с роскошным видом из окон. Зрителей распределяют по четырем смежным залам: если сектор A видит артиста живьем, то секторы B, C и D — только на видео (операторы, кстати, снимают на айфоны, отдавая дань названию). Так режиссер переносит на сцену главную сюжетную линию пелевинского романа — диалог живого человека с бестелесным искусственным интеллектом: собеседники слышат друг друга, но находятся по разные стороны компьютерного интерфейса.
И в-третьих, до сих пор Богомолов не поддавался моде на иммерсивный театр, а вот «Ай Фак» — нечто среднее между привычным спектаклем «за четвертой стеной» и театром погружения. Пока актеры работают, надо сидеть и смотреть. Но перед началом спектакля и в длинном антракте зрители могут ходить по залам, а они — усилиями художницы  — работают как тотальная инсталляция. На стенах — коллекция современного искусства, которым торгует главная героиня, коридоры и туалеты залиты разноцветным светом и напоминают ирреальные комнаты художника .
Зато актерский состав для Богомолова вполне привычный. Кастинг в «Ай Факе» настолько точный, что кажется, спектакль и поставлен исключительно ради того, чтобы полицейский литературный алгоритм Порфирий Петрович заговорил голосом , а его нанимательницу, могущественного куратора Маруху Чо, сыграла .
Если что-то может оттолкнуть в «Ай Факе», то это, собственно, текст Виктора Пелевина, который хоть и дается в сокращении, но сохраняет все свои свойства. «iPhuck 10» написан человеком с поверхностными представлениями о современном искусстве, феминизме и борьбе за равенство — по крайней мере, так следует из его собственного текста.
Да, наполовину этот роман — высококлассная научная фантастика, которая пытается ответить на захватывающий вопрос: можно ли заменить художника искусственным интеллектом? И если да, то как? Но другая половина состоит из стереотипов (как раз антинаучных) и порожденных ими страхов, завернутых в аппетитную афористичную форму. Современным искусством никто не восхищается искренне — это все многолетний глобальный заговор художников, кураторов и арт-дилеров. Феминистки ненавидят мужчин и мечтают запретить физическую близость вообще. Цель ЛГБТ — принудить к однополой любви всех гетеросексуалов. Технологии убивают естественность, а будущее ужасно, ужасно, ужасно. Если даже беглый пересказ основных посылов романа вызывает у вас аллергию, имейте в виду: Богомолов все это оставил. А местами даже проиллюстрировал.
18, 19, 26 и 27 января Билеты — от 7 000 до 15 000 рублей
"Самое важное"
Где: «Мастерская Петра Фоменко» Кто поставил: Для кого: для тоскующих по простому доброму театру
В «Мастерскую Фоменко» — одно из немногих мест, где еще умеют делать стильный консервативный театр — обычно ходят за спектаклями по классике. Современных названий в репертуаре немного, а постановка по прозе и вовсе одна: «Самое важное». В ней театр адаптирует роман «Венерин волос» о русском сотруднике швейцарской эмиграционной службы, который день за днем выслушивает биографии соотечественников.
Режиссер Евгений Каменькович, самый верный последователь и нынешний худрук театра, сумел сотворить из запутанной интеллектуальной прозы постановку в стиле «Мастерской» — легкую, обаятельную, выгодно показывающую артистов (среди которых звезды труппы и ) и рассказывающую простые человеческие истории. Подзаголовок «Этюды и импровизации» уже настраивает на нужный лад.
16 декабря, 8 и 22 января Билеты — от 1 000 до 5 000 рублей
"Русская красавица"
Где: «Гоголь-центр» Кто поставил: Для кого: для тех, у кого нет ностальгии по советскому прошлому
Жестокий спектакль о судьбе молодой женщины в лицемерном брежневском СССР. По меркам ранних 80-х роман рассказывал о сексуальной жизни героини, московской манекенщицы с кошмарным провинциальным детством, пугающе откровенно — поэтому у нас его напечатали только в перестройку.
Ирину, ту самую «русскую красавицу», играет  — выпускница и однокурсница режиссера Жени Беркович. Всех прочих персонажей, которых мы узнаем с ее слов, изображают два актера — и  из труппы Театра имени Гоголя, который теперь называется «Гоголь-центром». Собственно, «Русская красавица» — один из первых опытов удачного сотрудничества старой команды театра с молодыми учениками Серебренникова.
21 декабря и 27 января Билеты — от 500 до 1 500 рублей
"Чапаев и Пустота"
Где: «Практика» Кто поставил: Для кого: для тех, кто любит глазами
Самый совершенный спектакль ультрамодного режиссера Диденко и наглядное доказательство, что театр объединяет в себе все мыслимые виды искусства.
Хрестоматийный роман Виктора Пелевина, а точнее, отдельные выдержки из него — не «основа спектакля», а всего лишь один из элементов уравнения: художница , композитор и хореограф Ирина Га ничуть не менее важны, чем автор текста. Особенно Солодовникова — она сделала с камерной сценой «Практики» нечто насколько выдающееся, чего еще никому не удавалось.
Спектакль исполняют артисты «Мастерской Брусникина», и режиссер умело пользуется всесторонними возможностями этой труппы: в первом акте заставляет их петь, во втором — разговаривать и в третьем — двигаться.
10-13 января Билеты — от 4 000 до 5 000 рублей
"Отморозки"
Где: «Гоголь-центр» Кто поставил: Кирилл Серебренников Для кого: для неравнодушных
Программный проект «Седьмой студии», команды, которую Серебренников воспитал в Школе-студии МХАТ и на которой сегодня во многом держится репертуар «Гоголь-центра». Программный — потому что спектаклей, которые напрямую показывают гражданский протест, у нас единицы. А на большой сцене он вообще такой один.
Литературная основа «Отморозков» — роман «Санькя» о политической борьбе молодых, где описан его личный опыт в партии нацболов. Злободневная — относительно конца нулевых-начала десятых — литература встречается с поэтической театральной режиссурой.
С премьеры прошло больше семи лет: с тех пор много чего случилось и в стране, и в театре, и в судьбах авторов — Прилепина и Серебренникова. Тем интереснее вспомнить, что художники думали об обществе в начале 2011 года.
В ближайшие месяцы показов нет.
Антон Хитров
Видео дня. Что стало с актерами культового «Звездного десанта»
Смотреть фильм на
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео