«Три сестры» и мещанка: история четырех женщин и русского общества на сцене театра драмы
О чем спектакль? Так как режиссер «шел» за Чеховым, есть смысл говорить о темах, которые поднимает драматург. Эта история о поиске человеком счастья и о загадочной русской душе, которая считает, что «там хорошо, где нас нет» по Грибоедову и «через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной» по Чехову. Он о нравственном выборе и об отсутствии выбора, когда сознанием овладевает чувство любви. Он о боли внутри каждого человека и о поиске предназначения. О невозможности делиться с другими своими переживаниями и о защитных реакциях, позволяющих скрыть истинные намерения. Об уничтожающей интеллигентное общество пошлости: надвигающейся на нее и сжигающей. Наверняка, перечитав пьесу или сходив на спектакль, вы откроете для себя и какие-то другие смыслы. Текст многослойный и интерпретировать некоторые моменты можно по-разному. Дом Прозоровых, сестер Ольги, Маши, Ирины и их брата Андрея, — оплот духовности и света. Наталья, которую Маша называет «мещанкой», устанавливает в нем свои порядки, когда выходит замуж за Андрея. От атмосферы, которая всех располагала, в нем ничего не остается. Да и брат, в конце концов, закладывает родное имение за долги… Молодые девушки остаются неустроенными, без места, основы. Несмотря на эту неустроенность и неудовлетворенность, они уверены о том, что «надо жить», и надо жить ради тех, кто будет после. Кто есть кто? В спектакле заняты, по большей части, представители молодого поколения труппы. Хотя в списке актеров есть и заслуженные артисты России Алексей Хореняк, Анатолий Фирстов, Юрий Котов, и народная артистка России Маргарита Алашеева. Прежде чем поставить «Три сестры», нужно найти трех актрис, которые бы подходили на роли Ольги, Маши и Ирины. Саркисов признался, что ему захотелось вернуться к этой пьесе (по ней у него был дипломный спектакль), потому что в театре появились артистки Мария Мельникова, Марина Львова и Маргарита Баголей, для которых он приготовил роли трех сестер, и Алина Ващенко, которой он доверил роль Наташи. Три сестры — разные по характеру. У каждой из них есть какое-то желание, своя боль, но при этом они составляют единое целое, держатся друг за друга. От того, какими предстают эти героини, зависит узор взаимоотношений между всеми персонажами. Пока этого триединства на сцене нет. Возможно, поэтому истории не хватает какой-то сложности, атмосферности. Мария Мельникова — вновь «старшая сестра». В театре в прошлом году состоялась премьера спектакля «Моя старшая сестра» Максима Михайлова по пьесе Александра Володина, где она исполняет роль Нади. Частично образы перекликаются: ее Ольга сердечная, теплая, мягкая, готовая на подвиги во имя близких. Маргарита Баголей — младшая сестра, Ирина. Марина Львова — самая непредсказуемая и темпераментная, Маша. Последний образ получился неоднозначным, в хорошем смысле слова, с точными попаданиями. Роль подполковника, батарейного командира Александра Вершинина исполняет Николай Смирнов. Изначально, как говорят в театре, она была назначена заслуженному артисту России Сергею Блохину, но тот, по состоянию здоровья, на некоторое время вынужден был выбыть из игры (в январе он возвращается в театр, и вы его сможете увидеть в спектаклях репертуара). Режиссер пригласил на эту роль Николая Смирнова. По тексту Вершинин практически в два раза старше сестер: он говорит о том, что помнит их еще девочками. Актер же примерно того же возраста, что и Мария, Марина и Маргарита. Он старается соответствовать персонажу и формирует иную, не характерную для себя, психофизику, хотя, бывает, пока и выбивается из нее — наверняка он еще обретет в ней уверенность. Нельзя не отметить большую работу Алины Ващенко. Образ Наташи в ее исполнении получился фигурным, рельефным. У нее есть голос, есть высказывание. Ее героиня непоколебима и достигает своей цели упрямо и с гонором. История подразумевает изменения в ее поведении, и актриса мастерски справляется со всеми задачами. Еще один заметный персонаж — Федор Ильич Кулыгин, учитель гимназии, муж Маши, в исполнении Валентина Ометова. Он напоминает по типажу Медведенко из «Чайки». Только, кажется, выглядит он еще глупее, или, точнее, еще более некрасиво в своей любви. Да и любовь ли это в случае с Кулыгиным? Актер на протяжении всего спектакля держит одну ноту, но в нужный момент нажимает на другую клавишу. Тогда обнажается его боль. Тогда его взгляд становится другим. И мы понимаем, что, быть может, его позитивные суждения, часто неуместные, лишь способ скрыть глубокие переживания. Нельзя не отметить монолог про иллюзорность существования заслуженного артиста РФ Алексея Хореняка — военного доктора Ивана Чебутыкина. Он становится одним из основополагающих, важных. Актер, который, впрочем, ни в одном спектакле не остается без внимания зрителей, предельно органичен в этой роли. Постановка только начала свою жизнь, и, возможно, поэтому не все артисты чувствуют себя в ней уверенно. Иногда возникает ощущение, что и позы, и слова персонажей кажутся им чужими: как будто они их не успели присвоить. Однако ансамбль еще может запеть в унисон. Внимание к деталям Обратите внимание на визуальную составляющую спектакля. В качестве декораций был воспроизведен Онегинский зал в доме-музее Станиславского, что отсылает нас к традициям русского психологического театра. Интересно, что аксессуарами к костюмам, пошитым по образцам XIX-XX веков, служат аутентичные вещи. Их нашел сам художник по костюмам Андрей Климов. «Украшения, запонки с настоящими камнями для мужских сорочек, пуговицы я находил и в Париже, и в Лондоне, и в Москве, и в антикварных магазинах Нижнего Новгорода. Из Лондона, к примеру, привез подлинный английский воротник тех времен», — делился на пресс-конференции художник. Изготовлению костюмов уделялось пристальное внимание. Кружева, шали вязались вручную. Военные костюмы шили в Москве. Обмундирование — в Минске. Слово режиссеру Валерий Саркисов: «Да, спектакль «Три сестры» был моим дипломным спектаклем. С тех пор прошло 37 лет. Конечно, восприятие несколько иное. Но, повторюсь, эту пьесу хочется ставить. В театре появились три, точнее, четыре молодые героини, талантливые актрисы, с которыми захотелось вернуться к этой пьесе. Мария Мельникова, Маргарита Баголей, Марина Львова — Ольга, Маша, Ирина и актриса Алина Ващенко в роли Натальи. Замечательные молодые драматические актрисы. С ними интересно работать. Они раскрываются, открываются по-новому, за этим интересно наблюдать». Кому нельзя пропустить Любителям традиционного театра, поклонникам труппы Нижегородского театра драмы и спектаклей Валерия Саркисова. Вновь на сцене В декабре спектакль можно увидеть 18 и 28 числа. Начало в 18:30