Войти в почту

Валерий Иванов стал Таганским после удачных ролей в «Гамлете» и «10 днях, которые потрясли мир»

Когда мне позвонил давнишний знакомый режиссер и писатель Валерий Иванов-Таганский и пригласил в гости в поселок Мичуринец, соседствующий с Переделкино, я не мог отказаться от уникальной возможности побывать там. Около электрички Валерий Александрович встречал меня с лыжными палками — он поклонник скандинавской ходьбы. — Стараюсь поддерживать себя в форме в свои 75 лет, — рассказывает Иванов-Таганский. — При скандинавской ходьбе работают все группы мышц, поэтому по поселку хожу только с палками. И мужчина сходу начал проводить экскурсию. — Когда Переделкино было полностью обжито, для писателей начали выделять дома в Мичуринце, — рассказывает он. — Когда я получал от Союза писателей этот дом, он находился в Подмосковье. А теперь относится к поселению Внуковскому Новомосковского административного округа. Мы проходим мимо бывшего дома детского писателя Корнея Чуковского, произведениями которого я зачитывался в детстве. А сейчас здесь музей. Жалко, попасть туда не удалось — он не работал в этот день. Но зато когда я вошел в дом Валерия Александровича, не пожалел. Там тоже настоящий музей. Около дома — большая деревянная голова совы, которую прикрыл свежевыпавший снежок. Мужчина очищает ее и хвастается: мол, сделал своими руками — недаром ведь окончил художественное ремесленное училище. Смотрю и не налюбуюсь: деревянная скульптура — настоящее произведение искусства. В его рабочем кабинете много афиш, посвященных различным постановкам. Бросается в глаза висящая на стене небольшая деревянная рамка с двумя фронтовыми орденами. — Отцовы, — поясняет Иванов. — Да и я, получается, фронтовой ребенок, зачат в сталинградских окопах. Мать моя служила медсестрой вместе с отцом. Когда она забеременела, ее отправили в тыл. Сына она родила чуть ли не на станции города Никологорск Ивановской области 18 декабря 1943 года. — Из-за того, что я рос в непростых условиях, и стал пробивным, — рассказывает Валерий Александрович. В детстве занимался боксом, но тянуло больше к искусству. Семья тогда жила в Риге, где служил отец — кадровый военный. После ремесленного училища Валерий поступил в театральную студию. — Проучившись там три месяца, решил, что освоил актерскую специальность, и отправился на просмотр в Рижский театр юного зрителя. Пройдя конкурс, получил две главные роли в разных спектаклях. В Советском Союзе после ухода с поста главрежа республиканского театра работу особо не предлагали. А в Болгарии у Иванова-Таганского был оглушительный успех. И Валерий Александрович поставил там несколько спектаклей. Позже у супругов родился сын — Валери. Именно в Софии начинается плодотворная литературная деятельность, Валерий Александрович начинает много писать. В Болгарии в 1995 году выходит его повесть «Путешествие в никуда». Русский вариант назывался «Уходим в никуда». А в 1999 году пара решила переехать в Москву. — Жили мы в небольшой квартирке, — вспоминает Диана Иванова. — Валера писал в основном на кухне, стул упирался в холодильник. А когда тот начинал тарахтеть, то дрожал и стул вместе с Валерой — интересно было наблюдать. Жили скудно в тот период. Писал он в основном на обратной стороне рисунков сына. Предложил повесть в «Роман-газету», а вскоре Диана зовет: дескать, какой-то Ганичев звонит. —Не какой-то, а целый председатель Союза писателей, — воскликнул Иванов-Таганский и кинулся к телефону. Тот редактировал «Роман-газету» и разместил произведение писателя вместе с «Бежиным лугом» Тургенева. — Я тогда очень гордился, что мое произведение занимало две трети журнала, а у Тургенева — одну треть, — улыбается Валерий Александрович. Именно по ходатайству Ганичева Иванову-Таганскому выделили хорошую квартиру в столице. В «Содружестве актеров Таганки» было поставлено несколько его спектаклей. Например, «Исповедь хулигана» идет на сцене полтора десятка лет и показана уже более 500 раз. А вот выпущенный недавно сборник пьес «Любовь со взломом» был отмечен премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, учрежденной Союзом писателей России, журналом «Новая книга России» и Фондом святителя Иоанна Златоуста. Кстати, пьесу «Волчий круг», вошедшую в сборник, поставил сам Иванов-Таганский в театре «Сопричастность». В начале ноября в Калмыцком республиканском театре города Элисты состоялась премьера постановки «Почем бивень мамонта?». И на всех спектаклях — полный зал. Успешный год! Тем более что в издательстве вышла пьеса «Берия», которая удостоена очередной драматургической премии. — Не ожидал, — делится Валерий Александрович. — Непопулярная ныне тема. Но я надеялся, что здравый смысл проявится у жюри: мы должны обращаться к истории. Не зря Иванов-Таганский вел передачу «Искатели» на Первом канале, а по его роману «Репортеры» Юрий Кара снял четырехсерийный фильм. Кстати, его закупил Китай. С теплотой Валерий Александрович вспоминает съемки в фильме «Брадобрей из Севильи», где он играл Дон Жуана. — Интересно, что мой герой пел, а озвучивали его много певцов, в том числе Магомаев, — рассказывает актер. — И потом часто на творческих встречах меня просили спеть, хотя мне медведь на ухо наступил. К своим 75 годам у заслуженного артиста России Иванова-Таганского вышло девять толстых книг. Одна из них — «Триумф и наваждение. Записки о Театре на Таганке» — переведена на азербайджанский язык и издана в Баку даже в лучшем переплете, чем в России. А романы «Обреченная на жизнь», «Грабли для сатрапа», «Семя отечества», «Грязь к алмазам не пристает», «Запрет на прозрение», «Кого отмечает Бог», «Воровская яма», «Нескучный свет» быстро разошлись в книжных магазинах. При этом все произведения Иванова-Таганского имели положительные отзывы. Несколько лет он был секретарем Московской городской организации Союза писателей России, возглавлял ревизионную комиссию. Но его уход с поста был связан опять-таки с творческим порывом к литературной деятельности и возможностью ставить спектакли в театрах.

Валерий Иванов стал Таганским после удачных ролей в «Гамлете» и «10 днях, которые потрясли мир»
© Вечерняя Москва