Елена Ласкавая: "Мне интересны все социальные роли"
― В детстве папа подвёл меня к зеркалу и сказал: "Смотри на себя внимательно", ― вспоминает актриса Елена Ласкавая. ― Я была худенькая, неуклюжая, глазки косенькие. Все меня звали Оленёнок. Стою я перед зеркалом и думаю: вот сейчас папа скажет что-то хорошее. А он говорит: "Запоминай. Ни Снегурочку, ни Герду, ни Офелию, ни Джульетту тебе не играть никогда. А играть тебе Оловянного Солдатика, Волчонка, Маленькую Разбойницу, потом долго-долго Бабу Ягу и, может быть, в конце концов, ты сыграешь Гертруду". Он был профессионалом и знал, что говорил. Что бы мы ни придумывали, в актёрской профессии невозможно уйти от амплуа или архетипа. Я действительно не могла сыграть Джульетту в классическом понимании шекспировской трагедии. Но в комедийном сериале "Тёмная лошадка" (режиссёр Сергей Газаров) мне достаётся роль актрисы, которая выручает другую актрису и… играет Джульетту. Да и Снегурочку я сыграла в фильме "Вовочка" (режиссёр Игорь Мужжухин), правда слегка выпивающую, но вполне обаятельную. Так что папина схема поломалась, как только я поняла, что я характерная артистка. А характерным артистам можно играть всё. Актриса и режиссёр Елена Ласкавая в юношеском поиске себя долго отказывалась от театрального будущего. Но однажды перестала сопротивляться судьбе и шагнула в актёрскую профессию, продолжив династию. Позже Елена раскрылась не только как актриса и режиссёр. Сколько ролей нужно сыграть в своей жизни, чтобы найти ту самую, главную роль, в которой тебя ждёт признание, удовлетворение и предназначение. Пытаемся разобраться с Еленой Валентиновной перед очередным занятием в Школе речи Елены Ласкавой. Фото: Ольга Анисимова/anisimovaolga.gallery.ru ― Мы все играем в социальные игры. У каждого из нас есть целый набор ролей. Мне интересны все социальные роли: и актрисы, и матери, и дочери, и педагога театрального института. Но, как и для любой женщины, самая приоритетная для меня роль — это роль матери Моя дочь Елизавета ― самый чуткий и гибкий партнёр. Мы совпадаем почти в любой точке нашей игры. Ей 14 лет, но она вполне отдаёт себе отчёт в том, что играет в дочь. Я вижу, что в этой игре есть интрига, есть её личная жизнь, на которую я не претендую. На сегодняшний день — это главная для меня игра. А семья у нас крепкая, потому что я прекрасно понимаю, что её тоже нужно поддерживать трудом и.… игрой. Приходится и тут использовать элементы актёрской профессии. Это тоже работа. И я знаю, из чего она состоит, что такое прилагаемые обстоятельства, что такое образ и развитие в семейных отношениях. Чаще всего творческим людям не хватает времени на семью и детей. Вы исключение из правила. Как Вам это удаётся? На мой взгляд, тут речь идёт о понимании процесса на уровне не количества, а качества. Мы с дочерью договорились: если ей не будет хватать общения со мной, она честно об этом скажет, и я от чего-то откажусь, ради нашего контакта. Но этот мой родной и адекватный человек говорит, что ей важно моё развитие и мой профессиональный рост. Более того, она гордится мной и моими достижениями. И дорожит и моей, и своей свободой. Поэтому, мы берём с ней качеством нашего общения ― проводим вместе выходные. Точнее воскресенье. Его я категорически пытаюсь не занимать. Мы много путешествуем. Садимся всей семьёй в автомобиль и долго едем куда-нибудь ― в Кострому или по Золотому кольцу. Мы безумно любим пространство машины. В дороге мы находимся в тесном контакте. Летом у меня большой педагогический отпуск, съёмки не мешают (приехал, снялся и тут же уехал), поэтому лето мы проводим вместе. Меня приглашают в Евпаторию в качестве члена жюри. Центр театрального искусства "Золотой ключик" проводит здесь Международный фестиваль "Земля. Театр. Дети". Он основан режиссёрами Олегом и Ниной Пермяковыми. Каждый год в начале июля сюда приезжают лучшие детские, молодёжные, студенческие и профессиональные театры со всего мира. Вот туда мы тоже всей семьёй едем на машине. А после фестиваля ― в наше любимое место, в малонаселённые бухты под Керчью. Там мы с мужем познакомились, и туда мы обязательно ездим каждый год. Через весь Крым? На машине? Да, мы очень любим ездить. Любим сам процесс поездки. Вот и сегодня я приехала из Костромы, где проводила мастер-классы по ораторскому искусству. И Лиза ездила со мной. Фото: golden-key.info Иногда мы видим, как папы и мамы-актёры включают своих детей-подростков в творческий процесс. Это, видимо, тоже делается для того, чтобы видеться чаще. Вот Вы за такое общение? Да, актёрские дети в театре — это норма. Но я в свою игру Лизу не включаю. Когда ей было два месяца, я снималась в сериале "Каменская". Режиссёр Александр Аравин сказал тогда, что неплохо было бы дочку снять в кино. На что я ответила: Лиза будет сниматься только тогда, когда сама примет такое решение. Это будет её самостоятельный выбор. Я не таскала её с собой на свои съёмки и репетиции. Но, по мере взросления, она сама приняла решение заниматься в киностудии и в актёрской студии, где преподают мои ученики (я так давно преподаю, что часть моих учеников уже сами стали потрясающими учителями). Вот и получилась такая невероятная преемственность: сначала я учила этих людей, теперь они учат мою дочь. В прошлом году Лиза подала идею для сценария своему педагогу Евгении Гигзекорн. Женечка сняла замечательный короткометражный фестивальный фильм, где дочь сыграла одну из ролей. Сейчас Лиза сама снимает свой фильм в качестве сценариста и режиссёра. А у неё и выхода-то нет, потому что мы из династии. Мой папа и дедушка были режиссёрами, моя бабушка актриса. Из поколения в поколение передаётся талант, и наша задача не зарыть его, а преумножить. Я не стесняюсь говорить о таланте, потому что лично всеми силами пыталась уйти от актёрской профессии. Сначала поступила в институт лёгкой промышленности на моделирование одежды, потом училась в МГУ на факультете журналистики. Одним словом, пыталась сделать всё, чтобы не заниматься искусством. Но в какой-то момент поняла, что психическое здоровье мне дороже, что я без актёрства не могу. Это как кожа. Ты не можешь без неё. Тебе нужно это воплощение. Таким образом, я снова и снова возвращалась в театр. Сейчас я реализую актёрскую профессию только в кино. Фото: m.kino-teatr.ru Неужели больше не тянет в театр? У меня обратный процесс. Не меня тянет в театр, а театр притягивается ко мне. Видимо, я настолько стала свободна, что мне всё время предлагают то театральные роли, то роли в телепроектах и кино. Но на данном этапе развития меня всецело захлестнула другая история. У меня есть своё уникальное место в театре. Вот уже два года я служу в лучшем коллективе, который сегодня есть на театральном небосклоне. Это коллектив театра имени Евгения Вахтангова. Я преподаю речь у актёров, помогаю режиссёру с разбором текстов. Очень горжусь работой, которую мы сделали с художественным руководителем театра Римасом Туминасом. Это спектакль "Царь Эдип", совместный российско-греческий проект. Он сложный, в стихах. И я его сделала именно как специалист по работе со словом. Вот такое участие в театральной жизни мне очень интересно. А актёрскую профессию я реализую только в кино. Видимо, сыграна уже та самая, заветная роль, ради которой актёр работает над собой всё время, пока он находится в профессии? Анализируя свою жизнь, я пришла к выводу, что не обладаю амбициозностью для того, чтобы быть только артисткой. Да, есть ярко выраженные актёрские данные, но я совершенно не готова тратить жизнь на ожидание ролей. Пожалуй, есть только одна потаённая амбициозная идея. В своё время я обязательно ещё раз сыграю Гертруду, так как первая попытка была очень ранняя. Тогда в театре на Таганке Александр Моисеев поставил прекрасный спектакль "В ожидании Гамлета". Мне было 25 лет, когда я играла Гертруду, а моего сына Гамлета играл человек, который был намного старше меня. И зрители, и критики превосходно отзывались о моей работе в этом спектакле, но сама я осталась недовольна. Невозможно осмыслить такую сложнейшую роль в 25! Поэтому если я и сыграю что-то на сцене, то это будет Гертруда. Точно помню день, когда мне стало "тесно на сцене". Тогда я поняла, что наигралась, захотелось чего-то другого. Мой аналитический ум начал превалировать. Вместо того, чтобы играть, я начала анализировать прямо во время спектаклей, как это происходит. Мне нужно было перейти по другую сторону рампы. И тогда я поступила в институт имени Бориса Щукина на режиссёрский факультет. Думала, что это моё, что пойду по стопам отца и деда, стану режиссёром. Судьба свела меня с гениальными мастерами ― Александром Михайловичем Поламишевым и Людмилой Владимировной Ставской. Всё, что они давали нам в институте, было так мощно, так легко и так глубоко! Но потом случился новый финт ушами. Роль режиссёра Вам тоже оказалась мала? Безусловно, я время от времени реализовываю свои режиссёрские амбиции и ставлю спектакли. Но на сегодняшний день есть что-то, что мне ещё интереснее. С уверенностью могу сказать, что нашла свою уникальную нишу. Я преподаю сценическую речь. Это удивительно, я получаю немыслимое удовольствие, когда вижу, как после контакта со мной человек меняется. Меняется взгляд, меняется голос, меняется речь. Это интересно! Голос ― это отражение души. И когда человек находит свой голос, он непременно меняется, возвращается к истокам, к себе настоящему. Это чудо, когда приходят люди, которые пищат или говорят с жутким говором, а через какое-то время их можно слушать с наслаждением, получая удовольствие от красоты их речи. А ведь это результат моего труда. Сотни моих учеников говорили безобразными голосами, с чудовищными говорами. А теперь, каждый раз слушая, как они красиво говорят, я испытываю чувство гордости, потому что… "о, если б знали, из какого сора". Фото: http://laskavaya.ru/sekrety-oratorskogo-masterstva-prodvinutyy-kurs Почему именно роль педагога Вас так зацепила? Потому что это чистое творчество. Без примесей! Тут нет амбиций и тщеславия, только чистый акт творчества. Ты творишь и слышишь реальный результат. И получаешь удовлетворение, когда твой ученик чего-то добился. При этом я могу реализовываться не только с людьми актёрской профессии (которую я очень люблю и ценю), но и с людьми в любом социальном срезе. Идёт четвёртый год, как я вышла за театральные пределы и создала свою Школу, чтобы иметь возможность откликаться на запросы простых людей. А кто приходит? И с какими запросами? Насколько они сложные? Очень разные люди приходят. Инженеры, IT-шники, переводчики-синхронисты, менеджеры, учителя. Приходят молодые люди, которые просто ищут себя; приходят те, кому нужно срочно делать какое-то интервью или публичное выступление; приходят блогеры, которые снимают видео; ну и артисты. Чаще приходят с запросом "ораторское мастерство", потому что людям кажется, что главное — это уметь публично выступать, уметь выражать свои мысли. Но по ходу обучения приходит понимание, что речь — это удивительный инструмент, который даёт нам природа для того, чтобы мы могли не просто общаться, а быть счастливыми или… несчастными. Ведь счастье — это состояние. И если ты блестяще владеешь своей речью и можешь людям объяснить то, что ты хочешь от них, и твоё слово становится действенным, приводит тебя к результату, то ты со всех сторон становишься сильнее. Вы успеваете дать только основы или действительно раскрыть человека, его возможности? Ведь на всё про всё у вас десять занятий? Разве можно за это время изменить человека? Это очень интересный вопрос. Есть такие компании, где людей учат долго-долго, а результата нет. Я так не хочу. Хочу, чтобы человек пришёл, получил полный арсенал навыков и дальше пошёл жить, применяя свой голос. Я не таблетка, которая мгновенно даёт результат. Я могу задать вектор, а дальше человек сам идёт и делает. А ещё у меня всё время есть люди, которые возвращаются в Школу через два-три года. Зачем? Они же уже "научились добывать рыбу", спасибо Учителю. Дело в том, что речь — это такой навык, который поднимает человека на новый уровень. И чтобы подняться на новую ступеньку, укрепить себя на этом новом уровне, ученики возвращаются ко мне. К примеру, вчера на занятие пришли сразу два человека из прошлой жизни. Один привёл свою любимую девушку, а другая пришла, потому что поменяла статус. До этого она находилась на одном уровне публичных выступлений, и её устраивал тот результат, который она получила, занимаясь у меня. А сейчас она вышла на высший уровень и ей понадобилось ещё раз пройти курс, чтобы поднять себя и закрепиться на этом уровне, чтобы уверенно чувствовать себя на большой площадке уже с серьёзными людьми. Кстати, сразу после занятия она провела потрясающее выступление в резиденции посла Великобритании, и я горда ею. Фото: Ольга Анисимова/ anisimovaolga.gallery.ru Приобретая уверенность в себе, можно же и судьбу изменить. Было такое? У меня есть очень смешные примеры. Одна ученица призналась, что пришла учиться, чтобы найти работу, а в итоге нашла любимого человека. Это свобода, возврат к себе. Недавно один ученик познакомил меня с новым понятием "шошим" ― разум ребёнка, абсолютно открытое детское восприятие мира. У ребёнка огромное количество вариантов решения любой задачи, так как он не зацикливается на негативном опыте. Ребёнок падает, встаёт и бежит. У него нет алгоритма: если я упал, то больше никогда не поднимусь и не побегу. Снова падает, встаёт и бежит. Он свободен. А у взрослых нет свободы. Мы очень зависим от своего негативного опыта. Когда люди проходят у меня классы, они, открывая заново свой естественный голос, каким-то волшебным образом учатся этому открытому детскому восприятию и состоянию свободы. Ну упал. Подумаешь. Поднялся и ещё раз сбегай. Да, мы с возрастом сильно "деформированы" социумом. Поэтому на занятиях мы снимаем блоки-деформации, как ненужные листья с кочана капусты. Остаётся только стержень. И таким образом мы находим то самое состояние свободы, детское звучание открытости миру. Вы преподаёте только в театре и собственной Школе, или где-то ещё успеваете применить свой педагогический талант? В России очень крепкий Союз театральных деятелей (СТД РФ). Когда в стране развалились все творческие союзы, свой мы сохранили. Александр Калягин удержал эту структуру. У нас есть Международная летняя школа СТД, куда каждый год совершенно бесплатно приезжают профессиональные артисты из 35-40 стран, собираются лучшие российские педагоги по речи, движению, ритмике и актёрскому мастерству, режиссёры, хореографы, кукольники, драматурги. Я уже 9 лет преподаю в этой Школе сценическую речь. За месяц в резиденции в Звенигороде ребята делают пять-шесть спектаклей. Потом они играют их какое-то время на разных площадках. Фото: Ольга Анисимова/anisimovaolga.gallery.ru Благодаря СТД я несколько лет работала в "Vene theatre" в Таллине, где также преподавала сценическую речь. Ещё мы организовывали театральную лабораторию в резиденции СТД в Ялте и уже два года проводим там мастер-классы для актёров всего Южного Федерального Округа. Здорово, что СТД предоставляет такие возможности для молодых. Я очень хочу, чтобы каждый нашёл себя и то, что доставляет ему колоссальное удовольствие. Чтобы каждый понял, в чём его предназначение. Человек, который обрёл своё предназначение, становится априори счастливым. И мне очень нравится, что происходит сейчас. Что многие мои ученики, обретая свой голос, находят себя и осознают своё место в этой жизни. У каждого открываются новые ресурсы, оказывается, он что-то может, хочет и умеет. И ему есть к чему стремиться. И это прекрасно. В преддверии праздника, хочу пожелать всем найти в новом году своё предназначение и окончательно укрепиться в роли счастливого человека.