Старейшему театру России — почти две с половиной тысячи лет
Указом президента 2019 год объявлен в России Годом театра. Согласно официальной статистике, сегодня в стране 647 театров, но сегодня «Парламентская газета» рассказывает о самой древней действующей сценической площадке страны. Археологи — театру Античный театр в Херсонесе помнит спектакли, сыгранные на его сцене две с половиной тысячи лет назад. Руины театра открыл в 1954 году известный крымский археолог Олег Домбровский. А первый после многовекового «антракта» спектакль поставил в 1982 году режиссёр Александр Смеляков. Сегодня херсонесский театр — это единственный известный античный театр не только в России, но и на всём постсоветском пространстве. 647 театров действует в России. В 2018 году совокупная театральная аудитория составила порядка 40 миллионов человек.«У театрального искусства древние традиции, — говорит депутат Госдумы от Крыма, историк Светлана Савченко. — И, пожалуй, глубже всего в России это можно почувствовать как раз в Крыму. В Восточно-Крымском историко-культурном музее-заповеднике хранится старейшее в России театральное кресло из Пантикапея, там же, в Керчи, много лет проходит фестиваль античного искусства «Боспорские агоны». В Севастополе, в Херсонесе находится самый древний на территории страны античный театр. И это не просто памятник древности, не просто объект культурного наследия, а живая, действующая сцена, на которой, как и тысячи лет назад, играют яркие, талантливые актёры. В отличие от литературы или кино театр обладает магией непосредственного контакта между актёром и зрителем, и где, если не здесь, можно почувствовать глубокую эмоциональную связь времён, дух античности, который так свойственен нашему Крыму и который устанавливает прямую связь между античным и русским театром». На арене — гладиаторы Как выяснили археологи, херсонесский театр был построен во второй половине IV — начале III века до нашей эры. Главным сценическим действом в те почти незапамятные времена были традиционные многодневные мистерии в честь Дионисия — бога вина, виноделия и… театра. Да-да, именно посвящённые Дионисию масштабные праздники с возлияниями, песнями и плясками считаются прародителями современного театра. Кроме того, в Херсонесе уже тогда ставили Эсхила, Софокла, Аристофана, Еврипида — его знаменитую трагедию «Ифигения в Тавриде». Центром херсонесского театра была круглая площадка, которая называлась «орхестра», на ней во время спектаклей выступал хор в сопровождении музыкантов. По периметру полукольцом были расположены скамьи «театрона», разделённого на секторы лестничными проходами. Зрители, а их в театре могло разместиться около двух тысяч, занимали места согласно иерархии. В центральном секторе — члены городского совета, в первых рядах — магистраты, представители «исполнительной ветви» власти города. На галерке — люди «второго сорта», те, кто не обладал гражданством Херсонеса. Позднее, в кровожадную римскую эпоху, театр перестроили таким образом, чтобы его можно было использовать для гладиаторских боёв и травли диких животных. Богатые и влиятельные херсонеситы имели права римского гражданства, а само Херсонесское государство стало главным римским опорным пунктом в регионе. Местом расквартирования римских войск в городе была цитадель, ограждённая со всех сторон оборонительными стенами, а главным «развлекательным центром» — расположенный в нескольких сотнях метров театр. Закат античного театра в Херсонесе связан с распространением христианства. В 391 году римский император Феодосий I запретил проведение языческих ритуалов, к числу которых относились и театральные представления. Как результат, в течение IV-V веков театр Херсонеса пришёл в запустение и превратился в… средневековую свалку. А ещё позже, в период правления императора Юстиниана I (527-565 годы), на месте этой свалки построили христианский крестово-купольный храм, названный археологами «Храмом с ковчегом». Жрецы XXI века Кстати В рамках Года театра в Севастополе запланировано проведение Первого межрегионального театрального форума, III Всероссийского фестиваля театральных монологов «Словотворение», Театрального марафона «Год театра в школах», III Всероссийского фестиваля профессиональных театров для детей «Сказочное королевство», Первого Международного фестиваля-конкурса театров танца «АРТ-Бухта». Театральная жизнь в Херсонесе возродилась спустя столетия, 15 августа 1982 года, спектаклем режиссёра флотского театра Александра Смелякова «И смех, и слёзы Херсонеса» по одноимённой пьесе севастопольского драматурга Игоря Маркевича. Эта постановка прогремела далеко за пределами Севастополя и Крыма. Театр Лавренёва стал единственным на тот момент советским театром, работавшим на открытой площадке. «И смех, и слёзы Херсонеса» не сходили со сцены многие-многие годы. Из других шедевров лавренёвцев зрителям помнятся исторические драмы «Антоний и Клеопатра» и «Генрих VI» по произведениям «Вильяма нашего Шекспира». Было время, «Антония и Клеопатру» ставили по 12-13 раз за месяц — такой была популярность этого спектакля. Успешно работает на античной сцене и другой севастопольский театр — имени Луначарского. «Троянская война окончена», «Отравленная туника», «Женщины в народном собрании» — эти и другие спектакли луначарцев также стали частью театральной истории города. Кроме того, на античной сцене Херсонеса выступают и театры из других регионов страны. Так, например, в сентябре 2018 года там представил свой спектакль «Античные истории» театр исторического танца «Малый Трианон» из Санкт-Петербурга. «Уверена, античная сцена Херсонеса обязательно будет задействована в Год театра как на региональном, так и на федеральном уровне и станет местом не одной яркой премьеры, — говорит Светлана Савченко. — Одновременно, на мой взгляд, богатый опыт постановок под открытым небом, накопленный в Севастополе начиная с 1982 года, будет интересным для многих театров из других регионов России». По словам заслуженного деятеля искусств Крыма, помощницы главного режиссёра Севастопольского академического русского драматического театра имени Луначарского Аксиньи Норманской, будущим летом театр готов открыть очередной «античный сезон» новой постановкой, над которой работает Евгений Журавкин. «Мы привыкли с почтением относиться к любой сцене, но эта древняя площадка — наш Храм, и, играя спектакли, мы едва ли не ощущаем себя жрецами, которые продлевают подлинную жизнь подлинному театру», — отмечает режиссёр.