Памяти великого обманщика
В раннем детстве Паоло Вилладжио как бы оправдывал свою фамилию – по-итальянски "деревенский". И хотя родился он все же не в деревне, а в старинной Генуе, но детство в муссолиниевском городе было еще более бедным, чем в ином селе. Как сказал позже артист Вилладжио: "Я просто сидел на диете. Правда, не потому, что хотел лучше выглядеть, а по причине бедности". Смех и юмор, острое, чуткое восприятие жизни всегда выручали его – и потому, наверное, прожил он долгую и счастливую жизнь. Написал интересные мемуары. И уже никогда не был бедным. На просторах одной шестой суши его знали исключительно как Робинзона. Извините - синьора Робинзона. В этой сатирическо-уморительной (а по тогдашним чопорным лекалам СССР еще и очень эротической) комедии Серджио Корбуччи артист сыграл роль текстильного магната, который угодил на необитаемый остров и встретился там с Пятницей… женского пола. И случился, стало быть, "динь-динь"… А с этим в Советском Союзе было строго. Ну не было в СССР секса, и все тут. Ну а запретный-то плод, как известно, особенно сладок. Кадр из фильма "Синьор Робинзон". Фото: newshay.com И потому, едва картина вышла на экран, как уже вся страна повторяла, как мантру, это самое "динь-динь". "Харе Рама" тогда еще не знали. Успех картины был феноменальным. Впрочем, во всем мире сатирика Паоло Вилладжио знали прежде всего, как создателя образа Уго Фантоцци - незадачливого бухгалтера, склонного, впрочем, порой к изрядным философским размышлениям и глубокомысленным сентенциям. Какой итальянец не любит пофилософствовать? И сам синьор Вилладжио тоже любил. Чем-то в своей стати Паоло Вилладжио напоминал древнего римского патриция. Не античного героя-легионера, а патриция-латифундиста – эдакого предтечу капитализма в одном отдельно взятом лице. Артист всегда поддерживал этот образ, хоть и находил то и дело какие-то сатирические замечания по его поводу. Но тем самым и "раскручивал" себя. А раскручивать пришлось долго - больше десяти лет. Кем только ни пришлось быть Паоло на его пути к славе!.. Даже конферансье на океанском лайнере. И лишь в середине 60-х (заметим, ему было уже за 30) Паоло заметило, наконец, телевидение, вот только недолго он там продержался. Вилладжио в образе Фантоцци. Фото: ОК.ру Тут дело было вот в чем. Хоть и походил Паоло Вилладжио видом на античного патриция, однако интересами своими пребывал совершенно внутри Ренессанса, то есть имел их страшно много и самые разные. Ему нравилось и вести программу на телевидении, и писать рассказы и повести, и сочинять сюжеты и сценарии. Про таких говорят - человек-оркестр, а еще называют людьми Возрождения – по примеру Леонардо и Микеланджело… Уйдя с телевидения, синьор Вилладжио создает образ маленького человека в Италии эпохи постнеореализма. Его герой - Уго Фантоцци - не может не быть смешным, потому что он – провозвестник, и на своем пути то и дело попадает в переделки. Однако он не такой пассивный, как гоголевский Акакий Акакиевич, с которым итальянская критика тотчас же сравнила героя Паоло Вилладжио. Все время открывая для себя что-то новое и обнажая неустройство окружающей действительности, Уго Фантоцци попутно открывает глаза и обществу на его проблемы и несовершенство. Вначале со страниц журнала, где публицист Вилладжио печатает одну за другой истории про своего героя, затем со страниц увесистого тома про персонажа-бухгалтера. И, наконец, целый сериал про Уго Фантоцци появляется на экране. Даже после того, как герой умер, Паоло удосужился рассказать, как Уго живется в раю, и каков его клон. Публицист Паоло Вилладжио. Shorts.ru Сам Паоло переживет своего героя на 17 лет, а предсказание гадалки о том, что он умрет в 2002 году - на 15. Он будет сниматься у таких мастеров, как Федерико Феллини и Лина Вертмюллер, а играть на подмостках (ну разве мог Паоло Вилладжио обойтись без театра?) у самого Джорджа Стреллера. Он будет играть русского Чехова и родного Пиранделло, уникальным образом сочетая уточенный комизм с пронзительной драмой. Но на первом месте будет все же кино. Паоло Вилладжио сыграет почти 100 ролей, даже святого Иоанна Богослова в экранизации "Апокалипсиса". Однако и увенчанный лаврами, он будет говорить всем вокруг, что является лишь обыкновенным обманщиком, и что иначе, мол, тут, в этом мире, нельзя, никак не проживешь. Настоящим он был разве что в кругу семьи. Хотя даже и там неизменно сохранял легкую иронию и такую же усмешку в уголках губ. Дома к ней уже так привыкли, что и не замечали вовсе. Самый известный нам образ Паоло Вилладжио - синьор Робинзон. Ну а зритель, даже если и верил его репликам о себе-обманщике, то неизменно добавлял – "да, но он – великий обманщик!" И великий лицедей, добавим уже мы. Лицедей – с большой буквы.