«Грех делает тебя человеком»: кто скрывается за маской Мэрилина Мэнсона
Мама в детстве говорила мне: «Если ты проклинаешь по ночам, дьявол придет к тебе, когда ты спишь». Я был взволнован, потому что очень хотел, чтобы это произошло. Я никогда не боялся того, что было под кроватью. Я этого хотел. Я хотел этого больше всего на свете. И я так и не получил это. Я просто стал этим Сегодня сценический образ американского рок-певца Мэрилина Мэнсона вселяет страх в людей, но мало кто знает, что он был таким не всегда. В юности его считали «чутким молодым человеком», проявляющим особый энтузиазм к изучению Библии. «Меня учили закулисной форме христианства» Брайан Хью Уорнер (настоящее имя певца) родился в городе Кантоне американского штата Огайо 5 января 1969 года. Он был единственным ребенком в семье торговца мебелью Хью Уорнера и медсестры Барбары Уорнер. Согласно автобиографии Брайана, на его мировоззрение сильно повлияли сексуальные фетиши его деда. Однажды его мать рассказала, что много лет назад, когда дед еще работал водителем грузовика, он попал в аварию. Когда врачи раздели его в больнице, случился конфуз: они обнаружили женское белье под обычной рабочей одеждой. В детстве Уорнер вместе с матерью посещал епископальную церковь, хотя его отец был католиком. С первого по десятый класс он учился в школе Христианского наследия. Я ходил в неконфессиональную христианскую школу, где меня учили очень закулисной форме христианства. Например, мой учитель Библии спрашивал класс: «Есть ли кто-нибудь в комнате католик?» Или «Есть ли кто-нибудь еврей?» Если ответа не было, она рассказывала о том, как неправильно эти другие религии истолковывают Библию. Так, в раннем возрасте христиане уже начали казаться мне людьми, которые верили, что их толкование Бога было единственно верным. По крайней мере, она не хотела никого обидеть… Потом я начал узнавать об откровениях, и они нагнетали на нас страх перед концом света. Мне снились кошмары об Антихристе-что произойдет, откуда он придет и кто это будет. Христиане также создали этот миф о восхищении, которого, если вы посмотрите на Библию, не существует. В Библии есть стих, в котором говорится, что когда Христос вернется, он придет, как вор в ночи. Нам демонстрировали фильм о восхищении под названием «Как вор в ночи». В нем рассказывалось о тех, кто пал жертвой соблазна Антихриста и получил клеймо зверя, который будет оставлен во время восхищения. Машины будут брошены, люди будут голодать и убивать друг друга. Все остальные улетят на небеса. В конце концов он начал недолюбливать христианскую школу и сомневаться во всем, что говорилось раньше. Мне становилось ясно, что страдания, об освобождении от которых они молятся — это страдания, которые они сами взяли на себя и пытаются втянуть в это нас. Зверь, которого они боялись, жил в них самих. Этот Зверь был создан их собственным страхом. Зерна осознания самого себя благополучно пустили во мне корни. Во мне рос бунтарь. В Школе Христианского Наследия я не мог выложиться на полную катушку. Это место держалось на законах и конформизме. Там даже были странные правила ношения одежды: по понедельникам, средам и пятницам мы должны были надевать синие штаны, белую рубашку и что-нибудь красное по вкусу. По вторникам и четвергам мы носили темно-зеленые штаны, белую или желтую рубашку. Если волосы касались ушей, они должны были быть немедленно подстрижены. Все были словно из инкубатора и о какой-либо индивидуальности, читай-выпендреже, не могло идти и речи. Начиная с двенадцати лет я начал затяжную кампанию по изгнанию самого себя из школы «Дураками не рождаются, — напиcaл я однажды в своей тетрадке по этике, — дураки растут и подпитываются институтами типа Христианства». В тот же день после ужина я поведал обо всем предкам. «Послушайте, — сказал я, — я хочу ходить в обычную школу. Я не хочу находиться в этой школе. Все, что мне нравится, они ненавидят». Они ничего не могли возразить. Не потому что они хотели видеть во мне семинариста, просто они хотели, чтобы я вырос приличным человеком. Обычная школа рядом с нами была не самым хорошим местом. Но мне надо было туда идти. В 14 лет он подружился с подростком, мама которого была секретарем целителя на вере Эрнеста Энгли, очень популярного на Среднем Западе. У него был золотой собор, одно из самых декадентских мест, которые я видел, до недавнего времени, пока не съездил в Ватикан, который превзошел его! Но всякий раз, когда я проводил выходные со своим другом, мне приходилось ходить на эти пятничные вечерние служения, которые начинались в полночь. Это было странно, потому что вы начинали засыпать — это идеальное время для промывания мозгов людям. Люди бросали деньги на сцену и говорили на разных языках. Это было очень страшно, как фильм ужасов. Возможно, именно это вдохновило меня стать рок-музыкантом! С того момента, по признанию Уорнера, он начал искать другие толкования Бога: «И изначально, когда вы бунтуете, вы делаете очевидный выбор — хеви-метал, сатанизм. Для меня сатана в конечном итоге представляет восстание. Люцифер был ангелом, которого выгнали с небес, потому что он хотел быть Богом. По мне, с каким персонажем лучше себя идентифицировать? Поэтому изначально я был вовлечен в темную сторону жизни». Но это просто человеческая природа. Я начал понимать, что все, что считается грехом, делает тебя человеком. Все семь смертных грехов — истинная природа человека. Жадничать. Быть ненавистным. Иметь похоть. Конечно, вы должны контролировать их, но если вы будете чувствовать себя виноватым за то, что вы человек, тогда вы попадете в бесконечный цикл греха и покаяния, от которого вы не сможете убежать. И вы будете несчастны. В конечном счете, вы будете жить в своем собственном аду. Так что не будет необходимости беспокоиться о том, чтобы попасть в ад, потому что ад будет на земле. Уорнер признавался, что склонен к самовлюбленности, а также верит «в свои силы и свою личность». При этом он не считает себя поклонником дьявола, в чем многие его обвиняли. Я считаю, что Бог — это то, что существует в том, что вы создаете. Я делаю музыку. Я думаю, что это соприкасается с Богом, когда я пишу историю, когда я придумываю фразу или рисую картину, потому что это о творчестве. Искусство дает людям повод быть живым. Это дает людям то, во что можно верить. Я думаю, что искусство — это единственное духовное в мире. И я отказываюсь быть вынужденным верить в толкование Бога другими людьми. Нет ни одного человека, который мог бы владеть авторским правом на то, что имеет в виду Бог. Позже Брайана перевели в обычную среднюю школу, которую он окончил в 1987 году. Семья переехала в Форт-Лодердейл в штат Флорида, где в 1990 году он поступил в колледж. «MARILYN MANSON» Окончив колледж, Брайан начал работать в музыкальном журнале в качестве репортера и музыкального критика. В свободное время сочинял стихи. В 1989 году Уорнер вместе с гитаристом Скотом Путески создал свою рок-группу. Себе он придумал псевдоним Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson), сопоставив имена актрисы Мэрилин Монро и серийного убийцы Чарльза Мэнсона. Впоследствии другие участники группы подхватили его идею, выбирая себе имена по сходному шаблону. Первоначальное название группы — Marilyn Manson and The Spooky Kids — позже было сокращено до Marilyn Manson. Сначала молодой коллектив выступал на разогреве у группы Nine Inch Nails. Продюсеру Тренту Резнору музыканты понравились, и он стал другом и неформальным наставником коллектива. Хорошо продуманная рекламная кампания выдвинула на передний план лидера и вокалиста группы, оставляя в тени всех остальных. Логотип группы состоял из надписи «MARILYN MANSON», выполненной в стиле фильмов ужасов. Над ней был изображен нежный взгляд Мэрилин Монро, а под ней — безумные глаза Чарльза Мэнсона. Такое изображение было и на выпущенных сувенирах. Связи Мэнсона в журналистских кругах также помогли с рекламой группы. Выступления коллектива сопровождались различными аттракционами и атрибутами, которые усиливали впечатления от концерта. В ход шли бутерброды с ореховым маслом, которые разбрасывались со сцены, распятые или заключенные в клетки девушки, лысые козлиные головы, обнаженные и применение открытого пламени. Гитарист Путески для получения наибольшего эффекта мог играть в юбке, лифчике и длинном парике из светлых волос, его гитара висела очень низко и изо рта торчала сигарета, дополняя образ «плохого парня». «Мне нравится заставлять людей думать» Группа выпустила свой первый студийный альбом «Портрет американской семьи» в 1994 году, который по результатам продаж в Америке стал золотым. В 1996 году вышел «Антихрист Суперстар», в США было продано более 1,9 миллиона копий, по всему миру — более семи миллионов экземпляров. Две композиции из него попали в мировой хит-парад. Вместе с известностью на коллектив обрушился негатив христианских общественных организаций, поскольку группа использовала сатанинскую атрибутику и пропагандировал образ антихриста. Третий студийный альбом «Механические животные» 1998-го года имел коммерческий и критический успех, заняв первое месте в Billboard и возглавив чарты в Австралии и Канаде. Всего группа выпустила 10 студийных альбомов, последний из которых — «Небеса вверх ногами» — 6 октября 2017 года. Вокалист назвал его своей «самой точной и продуманной работой», отметив, что большинство текстов изначально были написаны в формате прозы. Этот альбом раскрывает темы насилия, секса, политики и романтики. В него вошли переживания Мэнсона из-за смерти его отца. «За то время, что я делал этот альбом, в моей жизни была странность [потому что] было много изменений, много потерь, много выгод, много самоанализа. Увидев, что мой отец умирает, я почувствовал, что это был круг жизни, в котором он хотел бы, чтобы я вложил энергию смерти в перерождение, вы знаете, змея ест свой собственный хвост». Однажды Мэнсон сказал, что прекрасно понимает, за что его осуждают. Однако он считает это частью своего искусства. Мое искусство не ограничивается не только песнями, которые я создаю, но также и реакцией на них. Мне нравится сидеть сложа руки и смотреть на все это, как будто это торнадо, которым я управляю. Это создает хаос. Когда вы создаете хаос, идеи переворачиваются с ног на голову, и все смотрят на вещи по-своему. В то же время я не просто шокирую людей. Мне нравится заставлять людей думать. Мэнсон также известен как художник. С 1999 года он пишет акварелью. Его картины выставлялись на выставках в Москве, Лос-Анджелесе, Майами, Афинах, Париже, Берлине, Вене и в других городах. В начале 2001 года Мэнсон совместно с известным режиссером-сюрреалистом Дэвидом Линчем выпустили книгу-каталог собственных работ, которые были показаны на выставке картин Мэнсона «Genealogies of Pain», проходившей в июне-июле 2010 года в Вене. В качестве актера Мэнсон дебютировал в фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда», вышедший в прокат в 1997 году. После этого он снимался в фильме «Королевы убийства», «Клубная мания», «Цыпочки», «Вампирша». Кроме того, Мэнсон работал над собственным проектом в большом кино — снимал фильм «Фантасмагория: Видения Льюиса Кэрролла», в котором должен был сыграть роль автора книги «Алиса в Стране Чудес». Бюджет фильма составлял 4,2 миллиона долларов. Однако в 2007 году проект остановили на неопределенный срок. 6 октября 2010 года состоялась премьера биографического фильма о Мэнсоне и его группе. В нем приняли участие его близкие и друзья, в числе которых — Оззи и Шэрон Осборн, Элис Купер, Джонатан Дэвис, Эван Рэйчел Вуд. Также Мэнсон дал интервью в документальном фильме Майкла Мура «Боулинг для Колумбины», снятый в 2002 году. Убийство в школе «Колумбайн» После массового убийства в американской школе «Колумбайн» в Колорадо один журналист ошибочно сказал, что у нападавших был «макияж и футболки Мэрилина Мэнсона». СМИ также сообщили, что убийц вдохновила его музыка. Эти ложные обвинения нанесли Мэнсону серьезный вред — многие владельцы заведений стали избегать его. Кроме того, певцу стали угрожать расправой. Мэнсон, в то время гастролировавший со своей группой, решил отменить оставшиеся шоу североамериканского тура «в знак уважения погибшим». Многие люди могут не знать, но после «Колумбайн» моя карьера совершенно сломалась, потому что казино, игорные заведения отказались бронировать мои шоу. Как ни странно, это что-то беспрецедентное… я не только не делал ничего такого, но они даже не были моими фанатами. Я сидел и смотрел, как в прямом эфире сказали, что они первоначально были накрашены как Мэрилин Мэнсон. Чуть позже я узнал, что это не так. Но колесо уже начало вращение, и запустил его канал Fox News. «Красавица и Чудовище» Первой любовью Мэнсона была Мисси Ромеро, с которой он встречался пять лет. Девушка забеременела от певца, но позже сделала аборт. В 1998 году Мэнсон познакомился с Роуз Макгоуэн. Молодые люди впоследствии были помолвлены, но в начале 2001 года пара рассталась. В 2015 году Роуз призналась, что причиной расставания стало пристрастие Мэнсона к кокаину. Вскоре после расставания с Роуз, на винтажной выставке ужасный Мэнсон встретил очаровательную Диту фон Тиз, которая была известной на весь мир исполнительницей театральных эротических шоу. Большой популярностью у зрителей пользовался номер, когда Дита в еле заметном бикини, купается в огромном бокале с Мартини. На выставке Дита заметила, что ее преследует высокий и непривлекательный мужчина. Она резко развернулась и спросила: «Могу ли я вам чем-нибудь помочь?». Мэрилин чуть ли не впервые в жизни растерялся, и представился своим настоящим именем — Брайаном Уорнером. Девушка не догадалась, что перед ней стоит известный на весь мир рок-музыкант. У молодых людей оказалось много общего, в частности, Мэнсон также увлекался историей и питал слабость к винтажным вещам. К этой паре было приковано всеобщее внимание. Одни считали, что такая красавица не должна быть рядом с таким фриком, как Мэрилин. Другие называли этот союз идеальным. Влюбленные поженились в ноябре 2005 года. Для обоих это был первый брак. Однако он продлился всего 13 месяцев. 29 декабря 2006 года Дита подала на развод из-за «непримиримых разногласий». Сразу после расставания певец начал встречаться с 19-летней американской актрисой Эван Рэйчел Вуд, а позже — с американской порноактрисой и моделью Стойей, фотографом Линдси Юсич. В начале 2015 года Мэнсон в одном из интервью сказал, что с недавних пор снова свободен. Однажды Мэнсон сказал: «Время от времени я выхожу на балкон и думаю о прыжках». Но я чувствую, что у меня есть еще к чему стремиться. Думаю, что у меня в запасе намного больше, чего люди действительно не ожидают. Я имею в виду, кроме конца света.