Расширяя границы. Интервью с основателем инклюзивной театральной студии "Особенный ТИП" Ольгой Стволовой
«Особенный ТИП» существует значительно дольше «Инклюзиона». Насколько было необходимо создание этой студии в Новосибирске? — «Особенный ТИП» мы создали сами. В эту студию приглашаем людей и с инвалидностью, и без. «Инклюзион» же — московская программа. Здесь ждут ребят только с ограниченными возможностями. Для работы с ними пригласили в том числе и педагогов, которые уже работали с «Особенным ТИПом». Сейчас из «ТИПа» там осталась только Яна Сигида. Когда авторы программы по внедрению инклюзивного театра в российских городах выбирали площадки для открытия студий, они увидели, что в Новосибирске есть «Особенный ТИП» — почва заложена. Меня же позвали сначала помощником режиссера, а потом предложили стать куратором, так как необходим человек «изнутри». Человек, понимающий, что необходимо подопечным студии, как лучше выстроить взаимодействие с ними. Например, некоторым людям с ограниченными возможностями необходим тьютор. И нужно, чтобы на спектаклях он находился с ним. Получается, и постановка выстраивается с учетом этого. Ольга Стволова в спектакле студии «Особенный ТИП» «Shakespeareия». Режиссер: Александр Сорокин. Фотограф: Дарья Жбанова. Фото опубликовано в группе студии. Как подбирается команда, которая работает над постановками? — Есть педагоги, которые работают с нами постоянно. Например, Яна Сигида. Она ведет занятия и в «ТИПе», и в «Инклюзионе». Помимо того что Яна занимается с ребятами речью, актерским мастерством, она иногда ставит спектакли. Других же режиссеров находим среди заинтересованных этой сферой. Что необходимо учитывать, когда ставишь для инклюзивной студии? Режиссерам, которые приходят впервые, мы сразу объясняем специфику работы и стараемся дальше выстроить взаимодействие так, чтобы и художественный продукт получился качественным, и ребята не чувствовали себя дискомфортно. Ведь в инклюзивном театре нужно учитывать особенности инвалидности каждого человека. Брать именно его органику и не стараться заставить сделать то, чего совсем не может. Важно, чтобы у человека «горели глаза». Важно, чтобы было желание. Желание сделать что-то крутое, именно с этими ребятами, не навредить им и т. д. В одной из студий ставил режиссер, с которым у нас не сходились взгляды на некоторые вещи, но при этом было видно, что ему небезразличны студийцы и сам спектакль. Вообще можно было бы провести лабораторию для интересующихся инклюзивным театром. Позвали бы педагогов из других городов, которые тесно связаны с этой сферой. Это было бы очень полезно и интересно. Так бы появились более подготовленные «кадры» и в нашем городе. Команда подбирается примерно одинаково в обеих студиях. А есть ли отличия в целях, которых стараются достичь во время постановок? — Так как «Инклюзион» берет «под свое крыло» только людей с ограниченными возможностями, студия несет больше адаптивную функцию. Конечно, там есть тьюторы, но они только помогают. С ребятами здесь занимаются речью, актерским мастерством. На занятиях студийцы приучаются к работе над собой, к дисциплине. Здесь же наши подопечные начинают ощущать себя более самостоятельно. Родители иногда говорят, что понимают: у их ребенка появляется определенный круг общения, он может проводить время без них более спокойно, чем раньше. Постановка «Инклюзиона» «Сказка о царе Салтане». Режиссер: Яна Сигида. Фотограф: Юлия Курочкина. Фото опубликованы в группе студии «Инклюзион» в Интернете. Постановка «Инклюзиона» «Сказка о царе Салтане». Режиссер: Яна Сигида. Фотограф: Юлия Курочкина. Фото опубликованы в группе студии «Инклюзион» в Интернете. В «Особенном ТИПе» мы также стараемся помочь ребятам с ограничениями по здоровью адаптироваться, приучить их к работе над собой. Но при этом ждем и здоровых людей. Для нас фактор инвалидности не определяющий. Одна из главных целей студии — выстраивание диалога, помощь в обретении взаимопонимания между здоровыми людьми и теми, кто ограничен в возможностях по состоянию здоровья. Встречаясь во время подготовки спектакля несколько раз в неделю, студийцы привыкают друг к другу, начинают понимать, что кому нужно, какая помощь бывает необходима. И здоровые люди перестают считать человека на коляске более необычным, чем человека, который передвигается без нее. У нас нет тьюторов как таковых. Студийцы сами помогают тем, кто в этом нуждается. ФОТО № 4. Репетиция спектакля «Shakespeareия» студии «Особенный ТИП». Режиссер: Александр Сорокин Фотограф: Виктория Овсиенко. Фото опубликовано в группе студии в Интернете. ФОТО № 4. Репетиция спектакля «Shakespeareия» студии «Особенный ТИП». Режиссер: Александр Сорокин Фотограф: Виктория Овсиенко. Фото опубликовано в группе студии в Интернете В обеих студиях педагоги стараются не только научить ребят чему-то новому, но и раскрыть их творческий потенциал. Например, очень интересно наблюдать за людьми с ментальными особенностями. Они совсем по-другому мыслят, и когда начинаешь внимательнее прислушиваться к тому, что ребята говорят, присматриваться к тому, что они делают, понимаешь, что там кроется огромное творческое начало, что и ты можешь чему-то у них научиться. Фото со спектакля «ПИР» студии «Особенный ТИП». Режиссер: Галина Пьянова. Фотограф: Виктор Дмитриев. Фото опубликовано в группе студии в Интернете. А как зрители реагируют на ваши спектакли? Кто обычно ходит? — Когда ставили первый спектакль с «Особенным ТИПом», с нами работал режиссер из «Старого дома». И на премьеру пришли люди, знающие о существовании инклюзивного театра вообще и обрадовавшиеся, что такое появилось и в нашем городе. А сейчас часто встречаешь в зале пожилых людей, тех, кто не так сильно разбирается в театре. Мы слышим положительные отзывы о постановках. Но, бывает, встречается и непонимание со стороны людей даже «изнутри» театра. Знакомые наших педагогов, например, говорят о жалости, о том, что сложно смотреть спектакль, который играют люди с ограниченными возможностями. А мы совсем не хотим, чтобы зритель испытывал это чувство. Мы стараемся создать качественное художественное произведение, и желательно, чтобы его было интересно смотреть не только близким студийцев, но и постороннему человеку. Реально ли поменять отношение зрителя к вашим спектаклям, как думаете? — В «Особенном ТИПе» мы стараемся выстроить диалог. Его нужно выстраивать не только между студийцами, но и со зрителем. Многие не готовы к инклюзивным спектаклям — людям необходима подготовка. Есть идея написать заявку на грант для программы, в рамках которой мы будем приходить в школы, университеты, организации и рассказывать о студии. Можно это делать в виде презентации. А можно сначала подготовить учителей и школьников к тому, что придут ребята из инклюзивного театра и потом показывать им квартирники по произведениям русских классиков. Так дети будут погружены в учебный процесс и одновременно узнают о нашем существовании, поймут, что инклюзивный театр — это интересно. Можно приглашать учеников и преподавателей на квартирники на «Этаже», а потом предлагать прийти на большой спектакль. Этот проект помимо художественной цели будет нести еще и образовательную функцию, потому что дети увидят «поближе» людей с ограниченными возможностями. Что кроме образовательной программы поможет в развитии инклюзивного театра в нашем городе? — Важна и широкая информационная поддержка студий. Многие не знают о нашем существовании. Нужно выстроить стратегию для продвижения, но для этого необходим отдельный человек с образованием. Очень надеюсь, что в Новом году получится его найти. А город может оказать поддержку и тем, что будет вносить наши спектакли в разные театральные фестивали, которые проводятся в Новосибирске. Помочь нашим студиям могут и стационарные театры. Есть идея предложить театрам («Глобусу», «Старому дому», например) «пускать» нас на свою сцену по понедельникам, когда у самого театра выходной, хотя бы раз в месяц. На две студии у нас 8 спектаклей: больших и маленьких, — их мы и будем по очереди показывать. Один месяц — показывается студия «Особенный ТИП», следующий — «Инклюзион». Это привлечет к нам внимание еще и зрителя, который ходит в эти театры. Во время премьеры постановки «Лето». Режиссер: Ольга Обрезанова. Фотограф: Юлия Барсукова. Фото опубликовано в группе студии в Интернете.