Что будет после «Черного зеркала: Бандерснэтч»
А ведь я ждала и надеялась, что такое возможно. С фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Смотрела каждый раз - и надеялась: в этот раз добрый толстяк Леонов не умрет. Просто скажет: «Проверка - она всем проверка», и как-то все разрешится... положительно. Но каждый раз - умирал, а я рыдала. Ну, почему финал нельзя изменить? Почему - опять умер?! Прошло каких-то четыре десятка лет. Бог услышал мои просьбы. Теперь изменить - можно. Конечно, не в случае с «Бедным гусаром», золотые страницы отечественной кинематографии пересмотру не подлежат; но - появился экспериментальный и очень опасный прецедент. Один из моднейших сериалов современности - «Черное зеркало» - в самом-самом конце 2018 года выпустили «интерактивным». Зритель принимает решения за главного героя, активно вмешиваясь, таким образом, в действие. В зависимости от собственного настроения, ты можешь заставить Стефана «прожить» тот или иной сюжет. От скучно-офисного до суицидального. Или - чем не вариантец для уныло-романтичного, вроде меня, зрителя: зациклить кино флешбеком, когда маленький Стефан отправляется в поездку на поезде со своей мамой (которая, как уже известно, погибла при железнодорожной аварии). Красиво, чо. Фонтан слез! Но есть и другие варианты. Кликай на нужное развитие событий, и будет тебе счастье. Не буду спойлерить; статья не об этом. А о том, что день грядущий нам готовит? Там, за гранью «Черного зеркала»? Потрясающий эксперимент от Netflix, который преподносит нам прекрасный урок того, каким будет кино завтрашнего дня. И не только кино. Так же возможно - издать книгу с несколькими финалами (для оптимиста, допустим, мифические «они» поженятся; для пессимиста - поубивают друг друга на почве ревности, для флегматика - расстанутся друзьями...) Может, и газету тоже можно - для каждого свою? Да, собственно, интернет-то у нас давно уже - у каждого свой. Ютуб предлагает ролики в зависимости от интересов пользователя; «дзен» тоже выбрасывает новости «отсепарированные»: каждому - свои. Кому-то про шпильки-брошки или там Ольгу Бузову, кому-то сплошь политику, а кому-то... Впрочем, не знаю что предлагает дзен именно вам. Сами знаете. Но, поверьте, в одной среднестатистической семье четыре пользователя интернета, и у каждого он свой. Наконец-то пользователь (а он же - и потребитель рекламы) стал венцом творения! Все - для него. Все так, как он скажет, как пожелает. Каждый, наконец-то, может почувствовать себя немножко господом Богом. Хотя бы - направляя несчастного Стефана то в одну реальность, то в другую... Но и какая же все-таки мерзость, то, что каждый теперь выбирает. Человечеству не пойдет на пользу такая возможность - это уж точно. В глобальном смысле... Мы лишимся каких-то очень значимых творений кино- и книгоиздательской индустрии. И так очень трудно, почти невозможно, писать тот текст, что нравится именно тебе. Так, как считаешь нужным. Все время подленько оглядываешься: а что издатель, понравится ли ему? А читателю? Может, этого, как его, секаса добавить - чтобы завлекало? А описания природы, наоборот, подсократить. Кому они нужны, две страницы про заснеженные ели, в которых прячутся от мороза маленькие птички-синички с желтыми грудками. А то, что зритель становится, в общем-то, полноправным создателем фильма - осилит ли роль со-автора? Надо ли прогибаться перед зрителем до такой уж степени? И не сливаются ли тут уже кино с компьютерной игрой. И - с жизнью. С реальной, черт побери, жизнью - где мы и без того принимаем каждый день десятки микро-выборов, каждый из которых способен изменить наше будущее... Не на экране, а по-настоящему. Конечно, пока «Черное зеркало: Бандерснэтч» это просто смелый эксперимент, который заставил говорить о себе и вызвал феерический восторг у молодежи. Первая ласточка. Какой ты сделаешь наше будущее? Наше общее будущее. Слова «потрясающий эксперимент» и «какая все-таки мерзость» дают читателю великолепную возможность оценить два варианта мнения колумниста на «Бандерснэтч». Или - высказать мнение свое собственное. Где была я настоящая, сказать трудно даже мне самой. Слишком трудно переварить «новую реальность». По-прежнему жаль только одного: что герой Леонова, провинциальный актер Афанасий Бубенцов, по-прежнему умирает от сердечного приступа, в стогу сена - мягкий, толстый, простой, очень русский, очень настоящий.