Дискография "Битлз": как создавались шедевральные обложки для альбомов легендарной рок-группы
Каждый хоть раз слышал легендарные композиции ливерпульской рок-группы The Beatles и видел обложки знаменитых альбомов, но мало кто знает, сколько трудов ушло на создание творений, которые сейчас считаются произведениями искусства в музыкальной индустрии. The Beatles - это не просто группа, это глобальный переворот музыкального сознания. В 60-70 годах во всех странах мира сотни тысяч людей жили этой четверкой, ловили каждое их слово, копировали каждый жест, смеялись шуткам, рыдали под сценой и творили прочие безумства. Это состояние назвали битломанией. Только участники ливерпульской четвертки достигли того, что им посвятили праздник Всемирный день «Битлз», который отмечается сегодня, 16 января. Please Please Me Дебютный альбом "Please Please Me", что переводится как "Пожалуйста, порадуй меня" был записан 11 февраля 1963 года, а выпущен 22 марта 1963 года. Фотографом обложки является Агнус Макбин. История создания первой долгоиграющей пластинки The Beatles такова: продюсер группы Джордж Мартин предложил озаглавить пластинку «Off The Beatle Track», сыграв на двусмысленности фразы и вложив в нее значение «сойти с проторенной дорожки». С помощью подобной "махинации" продюсер планировал достичь двух целей. Во-первых, подчеркнуть новизну музыкальных композиций участников коллектива, а, во-вторых, обратить внимание людей на название группы. Съемку хотели провести в специальном помещении для насекомых в лондонском зоопарке. Для работы пригласили театрального фотографа-сюрреалиста Ангуса Макбина. Ситуация сложилась не в их пользу, запрос на съемку был отклонен. Тогда решили провести фотосессию в личной студии Макбина. Снимки Мартину оказались не по вкусу. Фотограф стал задумываться об окончании совместной работы с прихотливым клиентом, но согласился выполнить еще одну съему и сам выбрал место действия. 5 марта 1963 года на лестнице внутри здания фирмы звукозаписи EMI на площади Манчестер-сквер в Лондоне была сделана итоговая иллюстрация для пластинки "Please Please Me". Ангус Макбин сделал фотографию на обычный портретный объектив лежа на спине. Известно, что в 1969 году Ангус Макбин снял такой же снимок-дубль с участием битлов для обложки неизданного альбома «Get Back». Песня "Please Please Me", которую Мартин назвал значительным первым хитом группы, была написана Джоном Ленноном. Он вдохновился новым треком Роя Орбисона «Only The Lonely», поэтому изначально композиция была ближе к балладному стилю. В конце февраля 1963 года песня заняла высшую строчку британского хит-парада и 30 недель "держала свои позиции". With The Beatles Пластинка "With The Beatles", что по-русски означает "Вместе с The Beatles", была выпущена 22 ноября 1963 года. Автором фотографии на обложке стал Роберт Фримен. Съемки провели во время августовского турне в темном коридоре отеля Palace Court в Борнмуте в Великобритании. Для создания эффекта окутывания лиц темным пространством Фримен добавил контрастности изображению, использовав чувствительную пленку с большим зерном и 180-миллиметровый телеобъектив. Изначально, начальство звукозаписывающей фирмы EMI выступило против черно-белого изображения на обложке. Оно полагало, что изменение дизайна конверта исполнителей может негативно отразиться на дальнейшей реализации продукта. К счастью, опасения оказались напрасными: около 500 тысяч заявок на приобретение пластинки поступило еще до ее официального выхода. Особую популярность в альбоме получила песня «All My Loving», написанная Полом Маккартни. Учитывая, что песня не была синглом ни в США, ни в Великобритании, ее часто крутили на радио и исполняли на концертах. В 1963 году получила приз на церемонии награждения Ivor Novello Awards как «Вторая выдающаяся песня года». A Hard Day’s Night Свою руку к созданию обложки третьей пластинки ливерпульской рок-группы приложил также Роберт Фримен. Альбом "A Hard Day’s Night" - "Вечер трудного дня" выпустили 10 июля 1964 года. Принимая во внимание, что большинство композиций были записаны для одноименного фильма, в котором участники легендарной четверки сыграли самих себя, Фримен превратил портреты музыкантов в кадры кинопленки. Для достижения поставленной цели фотограф попросил участников группы постоянно менять свое местоположение в кадре. Отметим, что в зависимости от страны, для которой выпускалась пластинка, оформление обложки менялось. Например, у американского и бразильского изданий привычный синий фон конверта был заменен на красный. Кроме того, в Америке на обложке размещены четыре больших кадра с битлами, а не двадцать маленьких, как в английском. Песни из альбома - «A Hard Day’s Night» под соавторством Джона Леннона и Пола Маккартни и «Can’t Buy Me Love», написанную Полом Маккартни - были выпущены в Великобритании в виде синглов и сразу же достигли первых мест в хит-параде синглов. Beatles for Sale 4 декабря 1964 года появилась пластинка "Beatles for Sale" - "Beatles на продажу", за обложку которой в очередной раз взялся Роберт Фримен. По предварительному плану предполагалось, что она будет в формате раскрывающегося конверта с цветной фотографией. Фотосессию решили отснять на свежем воздухе. Фримен хотел сделать фотографии из серии спонтанных снимков, поэтому перед прогулкой попросил членов квартета одеться без особых приготовлений. Ребята надели белые рубашка, а поверх накинули черные плащи. Шеи укутали черными шарфами. Затянув с началом съемки, к которой в итоге приступили около семи вечера, когда солнце уже стало садиться, фотограф сделал несколько кадров. Из этих снимков на переднюю сторону конверта выбрали один с двумя размытыми цветными пятнами на переднем плане. То были листья ветки, которую держал ассистент. Заднюю сторону украсила фотография участников рок-группы на фоне опавших осенних листьев. Фотограф сделал ее, забравшись на ближайшее дерево. Учитывая, что ни одна из песен альбома не была выпущена в виде сингла в Великобритании, такие песни, как «I’ll Follow the Sun» и «Eight Days a Week» популярны даже сегодня. Известно, что «I’ll Follow the Sun» была написана Полом Маккартни до возникновения музыкального коллектива. А песня «Eight Days a Week», над которой совместно поработали и Пол, и Джон, имела огромный успех в Америке. Указанную песню сама группа недолюбливала, а Леннон периодически называл ее "вшивой". Help! За работу над обложкой альбома билтов "Help!" - "На помощь!" вновь взялся Роберт Фримен. Пластинку выпустили 6 августа 1965 года. Придумывая идею для оформления конверта, Фримен уделил особое внимание рекламному ролику, где участники группы, размахивая рука, как-будто использовали старинную систему связи между корабли - семафорную азбуку. Взяв это за основу, фотограф решил составить слово "Help" с помощью подобной системы. Для воплощения идеи в жизнь он соорудил у себя в студии полностью выкрашенную в белый цвет платформу с задней стенкой. Участники группы оделись в пальто и кепки синего цвета. Встав в нужном порядке, битлы с помощью рук изобразили ранее оговоренные сигналы семафора. Приступив к съемке, оказалось, что композиция на деле не смотрится в кадре. Для того, что снимок получился более эффектным, был изменен порядок букв. Сами снимки участников квартета зеркально развернули - заменили местами левую и правую стороны. В итоге получился просто набор букв. В британском издании - NUJV. А в американской версии буквы расположены в другом порядке - NVUJ. Заглавная песня альбома «You’ve Got to Hide Your Love Away» - "Ты должен скрыть свою любовь" Джона Леннона удивила общественность и фанатов своей серьезностью. В ней поется об ощущениях юноши, которого отвергла возлюбленная: описываются переживания героя и отношение общества к его проблеме. Вдохновила Леннона на создание подобной композиции песня Боба Дилана «I Don’t Believe You [She Acts Like We Have Never Met]». Отметим, что в альбом впервые попали две песни Джорджа Харрисона. Это «I Need You» и «You Like Me Too Much». Rubber Soul Уже по традиции съемками макета для нового альбома занимался Роберт Фримен. "Rubber Soul" - "Резиновый соул" был выпущен 3 декабря 1965 года. По задумке фотографа на обложке альбома должны были преобладать коричневые, черные и зеленые цвета. По этому случаю участники легендарной рок-группы надели коричневые замшевые куртки. Фримен сделал парочку снимков на фоне зарослей рододендрона в саду, принадлежавшему Дону Леннону, в Кенвуде. Просмотр получившихся кадров состоялся через несколько дней на студии Фримена. Снимки были спроецированы на белом картоне, который соответствовал размерам будущего конверта. Решил все случай. В ходе просмотра картонка начала падать и на ней отразилась искаженная фотография с удлиненными лицами. Битлы единогласно выступили за оформление обложки с нарушением пропорций. Фримен идею не оценил, но под давлением группы согласился уступить. Участники группы отметили, что альбом записывался в приподнятом настроении. В песне «Drive Му Саг» - «Веди мой автомобиль» это проявилось в смене ролей, где прослеживается веселый сатирический выпад в сторону «женского сексизма». В «Norwegian Wood» - "Норвежское дерево" впервые затрагивается романтическая тематика. Revolver Альбом "Revolver" был выпущен 5 августа 1966 года. Съемками занялся незаменимый Роберт Фримен. Его идея заключалась в том, чтобы расположить лица участников музыкального коллектива по средствам фотомонтажа в условный круг. Тогда, при вращении обложки, изображения бы сливались в одно, создавая, тем самым, одно лицо, которое напоминало бы каждого из "великолепной четверки". Что-то пошло не так и задумка в жизнь не была воплощена. Времени на переделывание и придумывание другой идеи у фотографа не было: по совместительству он трудился над своим первым фильмом. Так закончилось сотрудничество между Фрименом и ливерпульскими музыкантами. Для возобновления работ над макетом обложки пригласили дизайнера Клауса Вурмана, который являлся хорошим знакомым битлов. Поближе ознакомившись с наполнением альбома, Вурман решил отдать предпочтение психоделической атмосфере. Он нарисовал четыре больших изображения группы черной тушью. Потом на полученный результат наложил черно-белые снимки участников квартета, которые снял Боб Уиакер и добавил еще несколько фото. При создании своего творения дизайнер между головами Ринго и Джорджа поместил свои собственный снимок. В 1967 году за обложку для "Revolver" Клаус Вурман получил премию "Грэмми" в номинации «Лучшая обложка альбома, графическая работа». Интересно, что на песни альбома "Revolver" было создано более 270 каверов. «Eleanor Rigby», «For No One» и «Неге, There And Everywhere» стали самыми красивыми и популярными песнями, написанными Полом за всю историю группы. «Taxman» и «I Want То Tell You» выделяются среди всех композиций Джорджа, а песни Джона «I’m Only Sleeping» и «She Said She Said» лучше всего отражали настроение того времени. Отметим, что ни одна из песен альбома не была сыграна в живую на сцене, потому что в дальнейшем ребята сосредоточились на студийных записях. Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band Самая значимая пластинка "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band", которая переводится как "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера", вышла 26 мая 1967 года. За основу взяли старую фотографию джазового оркестра, в котором в свое время играл отец Пола Джим Маккартни. На обложке изображены персонажи, которых музыканты посчитали важными. Каждый предложил свой список кандидатов. Только один член группы отказался от предоставления своего перечня - Ринго Старр. Причины остались "за кадром". Идею обложки придумал Пол Маккартни. По задумке музыканта альбом должен был представлять не их коллектив, а другую группу - вымышленный клуб одиноких сердец сержанта Пеппера. Это аргументировалось тем, что за последнее время битлы немного приелись обществу, а членам группы было необходимо получить больше творческой свободы. Первые наброски, на которых члены группы, одетые в военную форму, стояли на фоне стены с изображением известных личностей, показал своему другу Роберту Фрейзеру. Последний пригласил в помощь битлам поп-арт художника Питера Блейка, который уже рисовал Битлз в 1963 году. В ходе рассуждений с Полом, Питер предложил сделать коллаж. По его задумке ливерпульская четверка, одетая в форму военного оркестра, должна была находится в окружении выдающихся личностей. Блейк даже подготовил свой список с подобными представителями. Битлы выбор мастер не оценили, но решили прийти к компромиссу: на обложку поместили кумиров и The Beatles,и Питера Блейка. Приступив к основному действу, художник построил пространственную композицию. В ней он разместил как реальные объекты, так и наклеенные на картон фотографии выбранных личностей в натуральную величину. В центре он расположил участников группы. Также на изображении присутствуют множество символичных предметов: подсвечник, телевизор, две каменные фигуры, статуэтка Белоснежки, фигура индийской богини Лакшми, кальян, садовый гном, кукла с надписью на кофте "Welcome the Rolling Stones" - "Добро пожаловать, Rolling Stones" и другие. Для съемки трехмерной сцены позвали фотографа Майкла Купера, который великолепно справился с поставленной задачей. Отметим, что несмотря на то, что официальными создателями обложки считаются Блейк и Купер, на самом деле над созданием макета трудились множество представителей творческих направлений: художница Ян Хаворт, дизайнер Джин Маон, художник-декоратор Джо Эфгрейв, нарисовавший барабан, на котором, якобы, указана дата смерти Пола Маккартни, Театральное агентство Бурмана, которое сшило военную форму психоделической расцветки. Известно, что на обложку ушло 1,5 тысячи фунтов стерлингов, что крайне огорчило руководство фирмы EMI, у которой с британской четверкой был подписан контракт на издание пластинки. Затраты себя оправдали: в 1967 пластинка "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" получила четыре награды «Гремми», в том числе приз за лучшую обложку года. Заглавная песня пластинки "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" выполняет функцию вступления и знакомит слушателей с вымышленным «Оркестром сержанта Пеппера» и его руководителем Билли Ширзом. Сразу же после того, как называется это имя, начинается следующая песня "With a Little Help from My Friends" с вокалом Ринго Старра, что позволяет предположить, что он и есть Билли Ширз. Magical Mystery Tour Девятый студийный альбом "Magical Mystery Tour", что в переводе на русский - "Волшебное таинственное путешествие", был выпущен 27 ноября 1967 года. Учитывая тот факт, что в 1967 году скончался менеджер группы Брайан Эпстайн, участники квартета решили собственными силами снять фильм про путешествие на автобусе. Отметим, что на тот момент у The Beatles было шесть новых песен, которые не вошли в предыдущий альбом. Кино у легендарной пятерки не особо задалось, но зато были написаны новые песни. Они были записаны для выпуска в Великобритании на двух мини-альбомах - EP (extended play). На каждом из них разместили по три песни. Версия подачи нового альбома представляла собой конверт, выполненный в формате буклета. Внутри него располагались две виниловые пластина на 45 оборотов, а также снимки ливерпульской четверки, которые сделал Джон Келли, кадры из фильма и комикс на основе киносюжета. Кроме того, на четырех страницах были написаны тексты представленных песен. В Америке пластинку издали долгоиграющего формата. Для этого туда добавили пять треков, выходивших на синглах. Именно эта версия стала в последствии официальной. Здесь тексты песен были помещены на отдельном вкладыше. Буклет, копирующий английский вариант, также был вложен в конверт. На обложках была изображена психоделическая иллюстрация битлов в костюмах животных. В США вокруг снимка добавили рамку желтого цвета, на которой напечатали названия песен, входивших в состав альбома. Рамку изобразил американский дизайнер и будущий автор обложек Rolling Stones и Grateful Dead, Джон Ван Хаммерсвельд. Отметим, что новая обложка опять вызвала волну ажиотажа среди поклонников музыкального коллектива: многие увидели намек на смерть Пола Маккартни и были уверены, что его заменили дублером. Откроем завесу тайны: в виде моржа предстал Леннон, Маккартни был в костюме гиппопотама, Харрисон являлся кроликом, а Ринго на время стал цыпленком. Значительное количество почитателей были уверены, что моржом был Пол, потому что у нескольких народов Севера морж является символом смерти. В песне «I Am the Walrus» - «Я морж» Леннон создал небольшой авангардистский хаос, составив одну песню из трех. А узнав, что один из учителей в его бывшей школе заставлял учащихся проводить анализ лирики The Beatles, добавил строфу бессмыслицы. Морж имеет отношение к моржу из стихотворения Льюиса Кэрролла «Морж и Плотник» из книги «Алиса в Стране Чудес». Джон был озабочен тем, что морж в поэме представлялся негативным персонажем. The Beatles (White Album) В противовес альбому «Сержанта Пеппера» битлы решили шокировать слушателей простотой и минимализмом обложки десятого альбома, который вышел 22 ноября 1968 года. Изначально, планировалось выпустить прозрачный конверт с прозрачным виниловым диском, но от идеи пришлось немного "отойти", так как в то время технологии не позволяли произвести прозрачный винил. Участники рок-группы обратились за помощью к художнику-авангардисту Ричарду Гамильтону. Выслушав пожелания Пола, Гамильтон, который был расположен к идеям концептуального искусства, выдвинул идею с чисто белой обложкой, которую и взяли за основу. Также планировалось нанести надпись с названием рок-группы. Отметим, что на первой партии пластинок еще можно увидеть проштампованный серийный номер. Альбом содержит широкий спектр музыкальных стилей и является самым разнообразным из всех. Вероятно, это связано с тем, что между участниками группы начался разлад. Маккартни сочинил песню «Back in the U.S.S.R.» - "Снова в СССР" как сюрр-пародию на песню Чака Берри «Back in the U.S.A.». В ходе записи использовались звуки при взлете и приземлении самолета, а бэк-вокал был исполнен Джоном и Джорджем в стиле группы The Beach Boys. Пиратские записи этого трека пришлись по душе гражданам Советского Союза - песня стала подпольным хитом. Yellow Submarine "Yellow Submarine" или «Желтая подводная лодка» по-русски был выпущен 22 ноября 1968 года. Пластинка стала звуковой дорожкой к полнометражному мультфильму. Эта обложка является одной из самых ярких художественных работ в истории рок-музыки. Именно она вызвала фурор в мире мультипликации и на протяжении многих лет являлась источником вдохновения для художников мультфильмов, художников-дизайнеров и создателей рекламы. Участникам квартета не в новинку было становится мультипликационными героями. В США выпустили парочку коротких мультфильмов с битлами. Целевой аудиторией подобных экранизаций были, в основном, подростки. Изначально, создатели "Yellow Submurine" планировали взять в картину уже существующие персонажи, но они не подошли под атмосферу песен The Beatles. Был необходим другой подход. Художником обложки альбома "Yellow Submurine" стал график Хайнц Эдельманн. У него имелся большой опыт работы с плакатами, применив который, Эдельманн сделал персонажей мультфильма плоскими, а затем раскрасил в яркие расцветки. Такой ход наполнил изображение психоделикой. Бытует мнение, что иллюстрации художника оказали огромное влияние на сюжет фильма. «Yellow Submarine» стала первой детской песней в репертуаре группы. Она повествуют историю мальчика, который слушая истории старого моряка о его приключениях в «мире субмарин», решает стать моряком. Учитывая тот факт, что до этого «Yellow Submarine» была выпущена на сингле в 1966 году и на альбоме "Revolver", многие увидели в ней пропаганду наркотиков. После этого в Нью-Йорке капсулы нембутала прозвали желтыми подводными лодками. Abbey Road Известно, что первоначально двенадцатую пластинку планировали назвать «Эверест». Марку сигарет под таким названием предпочитал один из звукорежиссеров студии EMI, а участникам группы нравились и пачка, и подобное название для альбома. Но, в итоге, 22 ноября 1968 года вышел альбом "Abbey Road" в честь названия улицы, где располагалась студия звукозаписи. Для наиболее выигрышного воплощения своей идеи члены легендарной четверки даже хотели отправиться в Гималаи для создания снимка на фоне знаменитой горы. Осуществлению затеи воспрепятствовало отсутствие должного финансирования проекта. Пол в очередной раз "взял бразды правления в свои руки" и предложил сфотографироваться прямо на пешеходной зебре перед студией звукозаписи по улице Эбби-роуд. Затею он сразу зарисовал. Позднее набросок стал известен во всем мире. Джон поддержал идею товарища. Он обратился к своему другу фотографу-фрилансеру Иэну Макмиллану с предложением провести съемки. Договорившись с полицейским о приостановке движения на 10 минут, Макмиллан устроился на стремянку, установленную по середине дороги. Он успел сделать всего шесть кадров. Всемирно известная фотография была сделана 8 августа 1969 года около 11.30. Это был пятый кадр из шести сделанных. Только на нем все участники группы одновременно делали шаг по разметке. Пластика принесла огромный коммерческий успех: она занимала первые места в британских чартах в течении 17 недель и 11 недель в Америке, а фотография с обложки альбома сделала Макмиллана знаменитым фотографом. Первая песня альбома «Come Together» - «Соберемся вместе» под авторством Леннона была написана по просьбе Тимоти Лири, который являлся участником кампании по исследованиям психоделических препаратов, для его избирательной кампании на пост губернатора штата Калифорния. Первоначальное название было «Let’s Get It Together». Песня была выпущена синглом вместе с «Something». После выхода альбома на Джона Леннона подали в суд в связи с похожестью строки из «Come Together» со строкой из «You Can’t Catch Me» Чака Берри. Кроме того, ходят слухи, что в песни поется про каждого участника ливерпульской четверки. Let It Be Альбом "Let It Be" - "Пусть будет так" выпустили 8 мая 1970 года. Это была последняя совместная студийная работа битлов. На пластинку поместили давние фонограммы, которые изначально были записаны для неизданной пластинки "Get Back" плюс несколько новых песен. Обратная сторона обложки содержала информацию, что альбом "Let It Be" стал новым этапом в творчестве группы и это стало возможным благодаря сотрудничеству с американским звукорежиссером Филом Спектром. Отметим, что творческий деятель до неузнаваемости переделал оригинальное звучание песен, что вызвало недовольство у Пола Маккартни и резкую критику со стороны музыкальной прессы. Задумка обложки предполагала размещение на ней снимка-двойника с первого альбома "Please, please me", но с повзрослевшими битлами. Этим планировалось донести до слушателей возвращение музыкантов к своим истокам. Но, в связи с изменениями, которые внес Спектр, было решено выбрать другое оформление обложки. Незадолго до выхода пластинки, группа уже распалась, поэтому провести съемки было проблематично. Дизайнер Джон Кош, являвшийся ответственным за оформление конверта, воспользовался портретными снимками каждого из ливерпульской четверки, которые сделал Этан Рассел 1969 года в период съемок фильма "Let It Be". Британская пластинка была помещена в коробку вместе с буклетом на 164 страницы с цветными фотографиями и подробным описанием процесса создания киноленты "Let It Be". Примечательно, что песня «I’ve Got a Feeling» - «У меня есть чувство» сделана из двух незаконченных песен «I’ve Got a Feeling» Пола Маккартни и «Everybody Had a Hard Year» Джона Леннона, которые сочинялись в период записи "Белого альбома", с гитарным проигрышем из незаконченой «Watching Rainbows». Пол посвятил песню своей будущей жене Линде Истман. Подводя итоги к оформлению пластинок участников легендарного квартета, стоит отметить, что все они разные. Единая концепция дизайна не прослеживалась. Но, невзирая на это, художественное оформление всегда было на высоте.