Распродажа павших идолов: Феликс Зилич о новой жизни компаний опальных продюсеров

Падение Харви Вайнштейна началось 5 октября 2017 года, когда в New York Times вышел текст, в котором несколько актрис обвиняли его в сексуальном харассменте. Два дня спустя, жена 65-летнего продюсера, бывшая фотомодель Джорджина Чэпмен, подала на развод. Еще два дня спустя его уволили из собственной производственной компании. Исключили из британской киноакадемии, по собственному желанию отчислили из оскаровского комитета. Харви был прокаженным, все пытались оперативно избавиться от его запаха и клейма причастности, но удалось это далеко не каждому. Главное детище монстра, кинокомпания The Weinstein Co, сбежать с корабля не успела. Харви Вайнштейна арестовали 25 мая 2018 года. 16 июля The Weinstein Co была куплена с потрохами за 289 млн долларов техасской фирмой Lantern Capital Partners. Все 277 фильмов. Плюс пачка проектов, которые были запущены, но так и не увидели свет. Новые хозяева - Митчелл и Бражович - назвали свою новую компанию Lantern Entertainment. Они никогда не работали в Голливуде. Всю жизнь техасцы скупали по дешёвке тонущие бизнесы: сети автозаправок, фабрики по переработке цинка и тд. Единственное, что хоть немного было похоже в их карьере на настоящий шоу-бизнес - покупка вылетевшего в трубу гольф-клуба Bluejack, открытого однажды Тайгером Вудсом где-то на задворках Хьюстона. Техасцы не знали Голливуд. Не знали, как с ним работать. Из 150 сотрудников The Weinstein Co они оставили на новом месте примерно 30-40 человек, у которых нет плана, нет лидера, нет стратегии. Должность CEO Lantern Entertainment по сей день пустует. Надо заметить, под конец года у Lantern все же появился первый стратегический партнер - ушлые ребята из STX Entertainment, с которыми они неделю назад наконец выпустили в международный прокат многострадальный фильм «1+1: Голливудская история». Что будет дальше - загадка. Фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем в роли Томаса Эдисона полтора года терпеливо ждёт своего часа после премьеры на фестивале в Торонто в 2017 году. История номер два. По режиссеру серии «Час пик» и продюсеру Бретту Рэтнеру колокол зазвенел через пару недель после Харви. Если судебный иск со стороны неизвестной фотомодели в теории мог пройти под радарами, то статья в Los Angeles Times с шестью ударными историями вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Оливия Мунн рассказала, что Рэтнер дрочил в её присутствии. Наташу Хенстридж он пытался принудить к минету. Никто не спешил подавать на режиссера в суд, но лёд тронулся почти мгновенно. В тот же день студия Warner публично сообщила, что отказывается с нынешнего момента сотрудничать с Рэтнером. В апреле 2018 года представители студии подтвердили: боссы Warner не собираются продлевать контракт с рэтнеровской компанией RatPac-Dune Entertainment. Контракт о совместном финансировании новых проектов общей стоимостью – на минуточку – в 450 млн долларов. Отличный был контракт. Давайте остановимся на нем подробнее. Компания RatPac Entertainment была создана в декабре 2012 года. Основатели - сам Рэтнер, а также влиятельный австралийский инвестор Джеймс Пэкер. Первый же релиз новой производственной компании - фильм «Гравитация», выпущенный при помощи студии Warner, заработал 732 млн долларов. Спустя месяц после этого триумфа сытые и довольные Warner соглашаются работать с RatPac на условиях долгосрочного совместного финансирования, после чего обе стороны подписывают контракт ценой в 450 млн долларов. Назову только самые известные фильма, которые выпустили за эти четыре года Warner и RatPac/Dune. «Безумный Макс: Дорога ярости», «Врожденный порок», «Американский снайпер», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Отряд самоубийц», «Чудо-женщина», «Лига справедливости», «Оно». Вполне достойный список. В апреле 2017 года Пэкер продаёт свою долю бывшему одесситу Леониду Блаватнику (в 2015 году этот человек возглавлял список богатейших людей Британии по версии Sunday Times). Спустя полгода карьера Рэтнера начинает внезапно идти под откос. Его выставляют из собственной компании, а весной выясняется, что Warner и RatPac - всё, как в море корабли. Лодка тонет, самое время выбрасывать балласт. Осенью 2018 года RatPac объявляет о готовности продать собственную библиотеку фильмов (76 штук). Точнее, свою долю в стоимости этих фильмов, ведь все они выпущены в сотрудничестве, как минимум, с Warner. В декабре появляется потенциальный покупатель. Vine Alternative Investments. Vine начинают неспешный торг, ведут переговоры, сбивают цену. В этот момент на сцену внезапно вылетает студия Warner, которая, почти не торгуясь, покупает всю библиотеку RatPac/Dune за 290 млн долларов. Об этом становится известно 2 января 2019 года. Весь большой Голливуд с тех пор пребывает в шоке. Бретт Рэтнер превращается за пару дней из полного изгоя в очень успешного бизнесмена. Все пытаются понять, почему и для чего Warner’ы пошли на подобный шаг. Ответ на этот вопрос - в истории компании Vine. Vine Alternative появились в Голливуде очень неожиданно. Примерно как техасцы в истории про Харви. В апреле 2017 года VIce купили контрольный (больше 50 процентов) пакет в кинокомпании Village Roadshow Pictures. Одного из главных подрядчиков студии Warner, в библиотеке которых 17 Оскаров и 85 фильмов. Включая «Матрицу». Президент Vice Джим Мур почти автоматически возглавил Village Roadshow Entertainment. Вскоре обнаружилось, что за поясом у захватчиков серьезные доли в Legendary Pictures, Virtual Studios, бессоновской Europa Corp, телевизионной Rysher Entertainment и даже в медицинском глазном гиганте Alcon. Vice окружили Warner буквально со всех сторон. Надо понимать, что любой голливудский мейджор - это не одна большая фирма, отвечающая за каждый отдельный проект, а почти десяток независимых производственных компаний, способных в любой момент свалить к конкуренту, забрав с собой часть прав на предыдущие проекты. Если ты решил воевать с мейджором, то вспомни сначала сказку про пятерых сыновей и веник. Целый веник голыми руками сломать сложно, а вот каждую палочку по отдельности - легче простого. Феномен Netflix породил у каждого голливудского мейджора желание создать собственную платформу. Disney о грядущем создании собственной платформы уже сообщил, NBC/Universal - тоже. Warner давно готовы ввязаться в эти крысиные бега (созданный сервис DC Universe - тому прекрасное подтверждение), но пока не определились с длительной стратегией. Пока акскакалы Кевина Цудзихары (главы Warner Entertainment) чешут репу, его верные опричники решили радикально выжечь поле. Они стараются выкупить до последней нитки как можно больше проектов, на которых стоит лого Warner, чтобы они ненароком не утекли на платформу к конкурентам. Стоит ли того овчинка Бретта Рэтнера, вопрошают финансовые аналитики в статье из The Hollywood Reporter. А потом сами себе и отвечают - ох, не факт.

Распродажа павших идолов: Феликс Зилич о новой жизни компаний опальных продюсеров
© Киноафиша