Войти в почту

Как аниме «Драконий жемчуг» поставило на уши американских аналитиков

Главная сенсация минувшей недели из мира кинопроката - японский мультфильм «Драконий Жемчуг Супер: Броли» собрал в американском бокс-офисе за первый уик-энд 22 млн долларов. И это только в Штатах. Прокатчики из Funimation и Fox выпустили картину еще в 18 странах, и почти везде она была встречена с бешеной радостью. Из стран Латинской Америки понеслись сногсшибательные рапорты: мол, это самый успешный релиз Fox на местном рынке, а также самое успешное кино про супергероев после прошлогодней бомбы о Таносе и его врагах. Сборы мультфильма к данному моменту составили 88 млн долларов, и это явно только начало истории. Серьезные прокатчики сначала не поняли, что происходит. Аниме - это гетто. Старое проверенное гетто, где не бывает серьезных финансовых сюрпризов даже от людей с репутацией Хаяо Миядзаки. Аниме может собрать серьезные деньги в Японии, может собрать в Китае (это свежий тренд), но американский широкий прокат уже много лет защищен от его влияния. Даже эпохальные «Унесенные призраками», любовно адаптированные и переведенные студией Walt Disney и лично Джоном Лассетером (а потом получившие премию «Оскар») были выпущены в американский прокат почти без рекламы, на 151 экране. К концу американского проката они заработали всего лишь 10 млн долларов. Когда в первый день американского проката новый «Драконий Жемчуг» стартовал в 1260 кинозалах США и Канады, многие дистрибьютеры наверняка поняли, что кто-то перевернул игру. И этот кто-то - компания Funimation. История Funimation начинается в далёком 1994 году, когда один из старых продюсеров студии Toei предложил своему 30-летнему племяннику-экспату Гэну Фукунаге купить через него (то бишь по знакомству) права на прокат в Штатах японского мультсериала Dragon Ball. Племянник на тот момент уже много лет пытался обжиться в Америке. Работал программистом, бизнес-тренером, издателем христианской литературы. Получив от дяди выгодное, казалось бы, предложение, Фукунага отправился на поиски инвестора, каковым, в итоге, оказался его коллега по работе. Фукунага убедил техасского парня продать семейный мукомольный бизнес, а на вырученные деньги открыть офис в Силиконовой Долине и начать фарцевать японскими мультиками. Вы не поверите, но это история реального успеха. Спустя десять лет Funimation будет продана за 100 (!) млн долларов софтверной корпорации Navarre. Фукунага сохранит свой пост генерального директора, через несколько лет выкупит компанию обратно за 24 млн долларов, а потом продаст её снова - уже концерну Sony. 95 процентов акций за 143 млн долларов. Магия чистой воды. Секретов успеха у Фукунаги - с чертову дюжину. Но самый главный - тот самый сериал Dragon Ball, который в 1998 году с подачи Funimation стал настоящей американской сенсацией, оседлавшей волну новой заокеанской популярности аниме. В сериале на тот момент было 444 серии. Проблема в том, что именно в 1998 году сериал в Японии закончился, после чего фанатов ждала пауза в долгие 18 лет. За это время фанаты Гоку подросли, обзавелись потомством, и когда любимые герои снова вернулись на экраны (еще 131 серия) выяснилось, что в их мире прошло всего четыре года. Отцы стали смотреть мультфильмы вместе с сыновьями. Аниме сплотило десятки американских семей. Вы сейчас, возможно, смеетесь, но это чистая правда. В западном масскульте по сей день нет ничего схожего по масштабу - количеству серий и времени в эфире. Когда в 2015 году японцы решили вернуть «Драконий жемчуг» в большую игру, Фукунага понял, пора расширяться. К этому времени его компания подмяла под себя десятки культовых мультсериалов. Отправила на нары десятки пиратов и фанатских переводчиков (война Funimation с пиратами - пострашнее крестового похода Кайло Рэна). В декабре 2014 года Фукунага готовился создать собственный телеканал и даже открыл собственное дистрибьюционное отделение, которое выпустило в американский прокат тогда еще 18-й фильм франшизы - «Драконий жемчуг: Битва богов». Мультфильм заработал в США 2,8 млн и занял 11-е место в списке самых успешных аниме на американском рынке. Все обратили внимание, что в Японии он тогда заработал 30 млн долларов, а в Латинской Америке - 16 млн долларов. Эксперимент был признан удачным. В 2015 году в прокат был оперативно выпущен 19-й фильм про «Драконий жемчуг» с подзаголовком «Возрождение». 184 зала. Сборы в Штатах - 8,4 млн. Потом была вынужденная пауза в три с половиной года. Когда японская студия Toei наконец решила разродиться новым мультфильмом, машина Фукунаги была готова. Во-первых, новый сериал, который три года полоскал пепел в сердцах старых фанатов. Во-вторых, имя создателя франшизы Ториямы, который к новому сериалу не прикасался, но зато написал новый полнометражный мультфильм. Сердца фанатов должны были от этого совсем таять. Отличная презентация на Comic-Con’ах в Сан-Диего и Нью-Йорке со специально нарезанными трейлерами. Участие в самом большом нью-йоркском параде на День Благодарения с гигантским шаром в виде Гоку. Специальные фильтры для Snapchat. К Новому Году вирусность «жемчуга» начала ставить новые рекорды. Маркетологи Funimation работали все это время как боевые машины, включив режим индивидуального подхода к каждой площадке. Они высчитывали в какие кинотеатры предпочитают ходить потенциальные зрители (возраст, семейное положение), а какие - они стараются избегать. Где поставить мультфильм в качестве разового (или почти разового) ивента, а где крутить по пять сеансов в день. Пять сеансов - это норма. Некоторые фанаты в Твиттере пишут, что уже сходили на «Броли» по восемь раз. Аниме - это не всегда то, что случается с другими.

Как аниме «Драконий жемчуг» поставило на уши американских аналитиков
© Киноафиша