Станцевали Дега. В Омске поставили спектакль о творчестве художника
Спектакль о творчестве французского художника-импрессиониста в Театре живописи практически заново воссоздали актёр Николай Сурков и шесть балерин. Они станцевали в Театре живописи. Муза танца Терпсихора Эдгара Дега вошёл в историю мирового и французского импрессионизма отдельной строкой. Он мог стать крупным академическим художником, но предпочёл свой путь. Илер-Жермен-Эдгара де Га (именно так писалась его аристократическая фамилия) не интересовал пейзаж, который так любили импрессионисты, не полюбилась ему и работа со светотеневым изображением; его с ними роднит стремление запечатлеть жизнь на полотне новым, непривычным способом. Живописца отличает изобретательность в поисках сюжетов для своих картин, использует ли он неожиданные ракурсы или укрупняет план и смещает акценты. Кажется, что он подсматривает за чужой жизнью. Дега рисует пастелью, которая даёт то яркий, то слабый тон, а профессиональные художники знают, что этот материал недолговечен. Поверхность картин обрабатывается специальным составом, от этого краски тускнеют, зато изображение отличается бархатистостью фактуры. Дега считают новатором за то, что он придумал обработку картин паром, после чего пастель размягчалась, и её можно было растушевать кистью или пальцами. Интерес к музе танца Терпсихоре - давняя традиция живописцев. Конечно, многие художники писали танцовщиц, они были их музами и вдохновительницами. Это нимфы и богини. У Дега главным героем стал балет вообще и мир обычной балерины: не примы, но артистки кордебалета. Он изобразил момент репетиций, гримуборные, закулисье, фойе. Не парадный театр, где блеск и праздник, а рутину, будни, что скрыто от зрителя. О Дега говорят, что он был первым, кто совершенно по-другому увидел балет, его образами он был пленён ещё в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого вида искусства. Умер Дега в 1917-м, почти слепым и одиноким, но признанным. Мир этого живописца избрали для своей остановки Николай Михайлевский и Татьяна Филоненко. Ожившие полотна В спектакле переплелись музыка, живопись, слово, танец. И это было полноценное театральное действо, а не лекция-концерт. Все жанры изобразительного искусства в этой постановке хороши. Шедевры изобразительного искусства оживают, но, как и Дега, который не изображал танцовщиц не на сцене, а только за кулисами, балерины в «Танцуем Дега» помещены волею режиссёра в балетный класс. Учитель танца рассказывает юным артисткам о художнике. Эта роль отдана актёру омского драмтеатра Николаю Суркову. Спектакль был поставлен несколько лет назад, но из-за смерти хореографа Станислава Колесника был снят с репертуара. Однако зрителям он так полюбился, что они попросили режиссёра Николая Михайлевского воссоздать его вновь. Как рассказывает мастер, подготовка шла полгода. Актриса Театра живописи, заслуженная артистка России Татьяна Филоненко также занята в постановке, как и десять лет назад. «У нас уже были готовы фонограмма и видеоряд, - рассказывает она. - Но и много нового вошло, и исполнители другие. Да и я через столько лет взяла сценарий в руки, так что это практически новый вариант спектакля «Танцуем Дега». Отдельно следует сказать о шести балеринах – это студентки факультета культуры и искусства ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, подопечные лучшего хореографа Омска Натальи Тороповой. В спектакле девушкам предстоит не только танцевать, но и произносит текст. Как говорит заслуженная артистка России, танцовщицы на сцене привыкли всё делать молча, прислушиваясь к эмоциям внутри себя, а тут им пришлось не только выучить текст, а ещё подавать его актёрски, как драматическим артисткам. Однако девушки справились. Добавим, что Театр живописи – уникальный в своём роде и единственный в России. Родился в Омске в 90-х годах прошлого столетия. Сейчас имеет внушительный репертуар и аншлаговые постановки. Работает он под эгидой театра драмы, но базируется в стенах музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Предполагается, что в 2019 году театр переедет центр «Эрмитаж-Сибирь», где планируется его постоянная дислокация.