От «Трех поросят» до «Золушки»
Вот и закончилась в наших театрах новогодняя страда, этот массовый нервический забег на выживание, когда настоящее искусство в основном отдыхало, так как три спектакля в день меньше всего подразумевают акт творчества. Однако в Краснодарском театре драмы почему-то именно после елочных празднеств состоялась премьера «Золушки». Вообще, понять логику руководства академического флагмана очень сложно. К примеру, сказку «Три поросенка» здесь ставят на большую сцену, а вот сегодняшнюю «Золушку» – на камерную. Мне всегда казалось, что должно быть наоборот… Когда все же решили блокбастер всех времен и народов про хрюшек переселить в малый зал, то, говорят, режиссер-постановщик этого шедевра негодовал, считая, что его бестселлер теряет там все очарование и прелесть, ведь большая форма не может уместиться в малую. Трудно с этим не согласиться, так как та же «Золушка», и правда, на камерных подмостках смотрится невероятно куцо и жалко. Что касается самого спектакля, то он, как ни прискорбно, не случился. Режиссер-постановщик Анастасия Русанова к пьесе Евгения Шварца подошла без должного понимания и тонкости. Возможно, не хватило умения, опыта, так как это ее дебютная работа. Но, с другой стороны, назвался груздем – полезай в кузов. К сожалению, актеры на сцене существуют каждый в своей даже не стилистике, а в какой-то надуманной манерке. Единственное, что их всех объединяет, так это чрезмерное жеманничанье и кривлянье. Так не фиглярничали даже в 90-е годы в шапито на рыночных и привокзальных площадях. Золушка в исполнении Ольги Вавиловой скорее напоминала Офелию, чем романтическую героиню, а принц, в неуклюжем, прямо-таки нескладном исполнении Филиппа Душина, смотрелся больше забавной декорацией, чем пылким влюбленным. Фея Татьяны Башковой вовсе словно прибыла к нам из рязанского фольклора... Непонятно кого играл и Андрей Соломыков, но явно не лесничего и отца Золушки, настолько его персонаж предстал игривым и загадочным. И, конечно, в большом недоумении я остался от конвульсивных движений и па на вывих Министра Алексея Мосолова. Хореографы Евгения Пичкалева и Екатерина Симонова элементарно подменили хореографию судорожными телодвижениями. ; Фото Юрия Корчагина Наверное, лишь работа Веры Великановой вызывает меньше всего вопросов. Во-первых, роль Мачехи ложится на темперамент и фактуру актрисы, во-вторых, мы видим актерскую игру. И все же спектакль настолько выпадает из жанра и из Шварца, что даже сама Фаина Георгиевна Раневская его бы не спасла. Одна удачная роль не делает погоды. Что касается оформления и костюмов, то и здесь полный вкусовой раскардаш. Этот огородно-фруктовый натюрморт не помещается ни в одну рамку: настолько он безвкусен, ядовит и неэстетичен. Увы, посленовогодняя «Золушка» Краснодарского театра драмы – не сказка с балами, принцами и мечтой, а плохо собранный КВН, притом укомплектованный профессионалами, которые рядом с дилетантами забывают порой и о своем мастерстве, и о своем академическом прошлом. То, что сказки сегодня разучились ставить, не секрет, но печально еще и другое – пропасть между актером и режиссером. И этот разрыв кажется фатальным. А пост-релиз с объявлением, что спектакль прошел при «полном (!) аншлаге», еще раз подтверждает уровень того, чему мы стали свидетелями. Удивляет еще и ситуация с главным режиссером театра Константином Демидовым, которого пригласили возглавить нашу многострадальную драму в середине октября прошлого года. Насколько мне известно, особых прав, то есть свободы выбора, у главного в театре нет, предложенные им постановки пока отвергаются. Зато ставит кто угодно, но только не главреж. Сам Демидов явно приуныл, его взгляд потускнел, даже спал тот лоск, которым актер сериалов поначалу отличался. Как ни печально, все это было предсказуемо. Другой бы, наверное, уже упаковал чемоданы и бежал из нашей славной губернии, но, видимо, Константин Николаевич оптимист и надеется на лучшее…