Войти в почту

«Дау» Ильи Хржановского: первая реакция зрителей

«Дау» называют тотальной инсталляцией, в которой смешались все виды искусства. Интерес к проекту изначально действительно был большим. Как пишут критики, люди тяготеют к слухам и те, кто окружал ими открытие «Дау» в Париже, поступили хитро, так как разожгли у публики исключительный интерес. Дополнительный ажиотаж вызвал отмененный в последний момент вернисаж. Почему вернисаж был отменен, неизвестно. Проект должен был открыться одновременно на трех площадках (театре Шаттла, Театре де ля Виль и Центре Помпиду), но этого не случилось. Очень многие высказывают небезосновательные подозрения, что все дело в плохой организации. «Складывается ощущение, что «Дау» — это крупнейшая культурная афера десятилетия. Российский меценат вложил в проект миллионы евро, однако персонал проекта плохо обучен и явно был нанят в последний момент. Сотрудники производит впечатления растерянных людей», — пишет один из критиков. Обозреватель телеканала France 3 еще более ядовит: «Погружение в СССР тотальное: ты стоишь три часа в очереди, чтобы потом понять, что внутри ничего нет». Безусловно, так или иначе, проект уже стал частью парижского информационного пейзажа, пронизанного сейчас, как известно, политическими страстями. Как пишет автор портала Mediapart, Макрон является «квазипрезидентом» в том смысле, что Ландау — «Дау» изобрел квазичастицу, окруженную частицами, с которыми он взаимодействует. «За пределами этого первого круга никакая другая частица не взаимодействует с ним. Левые должны требовать организации социальной конференции, которая обеспечила бы реализацию предложений, вытекающих из национальных дебатов», — отмечает он. Однако все сравнения с квантовой физикой, равно как и имя знаменитого советского физика, теперь не имеют отношения к художественному проекту Ильи Хржановского. Помимо названия, в нем очень мало относящегося к самому Льву Ландау. Кроме одного фильма о физике, которого сыграл дирижер Теодор Курентзис и который демонстрируется в числе других 14 лент в экспозиционном пространстве. Впрочем, Курентзис в рамках проекта выступает и в своем более привычном амплуа. В понедельник в Театре де ля Виль прошел его концерт, который критики назвали блестящим. Остальной проект вызывает нарастающую критику. Libération назвал его «деревенской ярмаркой». Ежедневник Le Figaro сообщает о том, что 40% сотрудников проекта уволилась еще до премьеры из-за обстановки, напоминающей секту. Действительно, похоже, что у автора Ильи Хржановского развилось нечто вроде мегаломании. Так, он планировал построить целый мост или тоннель между двумя театрами, участвующими в проекте, но не получил согласования со стороны городских служб. Поддержку со стороны президентского Елисейского дворца также получить не удалось. Как пишет Le Monde, там понимают, что история с «Дау» чревата скандалом. Для художественных проектов скандал — выигрышная вещь. Если автор и организаторы хотели его добиться, то эта цель уже практически достигнута. В частности, многие отмечают, что некоторые сцены содержат реальные сцены пыток. Сам Хржановский говорит, что речь идет об актрисе из БДСМ-театра, добровольно на насилие согласившейся. Поговаривают, что парижскую мэрию, приютившую «Дау», скоро ждут большие неприятности и возможные судебные разбирательства. Пока что апологетом проекта выступает заместитель мэра по культуре Кристоф Жирар, который называет его «артистическим безумием» и сравнивает с парижским фестивалем «Бессонная ночь».

«Дау» Ильи Хржановского: первая реакция зрителей
© BFM.RU