Войти в почту

Как 16-летней художнице Наде Рушевой удалось разгадать тайну Булгакова

Тем не менее, после безвременной смерти юной художницы осталось 12 тысяч рисунков. Точных, выверенных, без лишних линий и исправлений, - сделанных сразу набело. Каждый из этих рисунков достоин самой престижной выставки. Дочь московского художника и тувинской балерины больше по теме Художник Михаил Шемякин решил создать свою детскую программуЦель проекта – возрождение русского языка. Хрупкая черноволосая девочка отличалась от своих сверстниц тонким восточным абрисом лица, необычным разрезом глаз. И ее настоящее имя — не Надя, а Найдан («вечно живущая» в переводе с тувинского) — так в паспорте. Разгадка проста — ее мама была тувинкой по национальности, красивую молодую балерину из Тувы привез московский художник Николай Рушев, оказавшийся там в командировке. Осенью 1946-го в Москве состоялась их свадьба, а 31 января 1952 года у них родилась дочь. Надя начала рисовать в 5-летнем возрасте Кадр из фильма «Надя Рушева» (1972 г.) больше по теме Как сложились судьбы Татьяны Клюевой и других красавиц-актрис из сказок нашего детстваМаленькие зрители были уверены, что в жизни актрис, игравших сказочных героинь, все прекрасно. Но реальность часто оказывалась иной. До 7 лет родители не учили девочку ни читать, ни писать, - им не хотелось «торопить» ребенка. Зато папа, очень много внимания уделявший развитию дочки, часто читал ей вслух. Так Надя полюбила слушать сказки Александра Пушкина. Однажды вечером, пока папа читал ей одну из любимых - «Сказку о царе Салтане», девочка успела сделать больше 30 иллюстраций. Едва научившись держать в руках карандаши, Надя никогда больше с ними не расставалась. Они были ей жизненно необходимы — только с помощью рисунка она могла выразить свои чувства, свои впечатления. При этом — удивительно! - девочка никогда не использовала ластик. Если иногда линии проводились не так, как ей хотелось, она их не стирала, а просто выбрасывала лист бумаги и брала новый. Невозможно поверить, что все эти четкие и точные линии, из которых состоят полные эмоций рисунки, сделала маленькая девочка. Надо сказать, что позднее, когда Надя немного подросла, она стала пользоваться в основном тушью и фломастерами, по-прежнему изображая ту или иную сцену буквально несколькими резкими линиями. Сама Надя говорила, что заранее видит на бумаге будущий рисунок: его контуры будто проступают, подобно водяным знакам, и ей нужно просто обвести их. Ее не учили рисовать Поняв, что его дочь — гениальный самородок, отец Нади принял смелое и мудрое решение: не отдавать дочь в художественную школу. Он рассудил так: в школе ее начнут «переучивать», заставлять рисовать с натуры (что Надя не умела и не любила делать), и в конце концов погубят редкий дар. А у Нади, пусть и «неученой», есть уникальная способность — ее яркое воображение, позволяющее создавать удивительные рисунки. Надина первая выставка — в 12 лет больше по теме «Это мои глаза, моя душа…»: в Москве открылась выставка о любви Марка ШагалаМарка Шагала считают национальным художником в России, Франции, Белоруссии и Израиле. Именно с этими странами связаны важнейшие вехи его творчества. Посоветовавшись с коллегами, Николай Рушев отнес рисунки дочери в «Пионерскую правду». И там ахнули — гений! Иллюстрации пятиклассницы Нади напечатали в газете, а потом были организованы ее первые персональные выставки, на которых зрителям открылся новый талант, поразивший всех присутствующих. Надя совсем не болела «звездной болезнью» - она оставалась обычной школьницей, учила уроки, волновалась из-за отметок... А тем временем ее рисунками восхищались уже за границей — только за один год 15 выставок юной художницы Нади Рушевой прошли в Чехословакии, Польше, Румынии, Индии, других странах. Загадка Нади Рушевой Ее рисунки потрясали своей зрелостью и выразительностью не только рядовых зрителей — специалисты немели перед этими листочками бумаги, на которых девочка-подросток создавала целый мир. Мнение было единодушным: девочка — гений, то, что она делает, похоже на магию. Надо сказать, это уникальное явление среди художников. Если говорить о музыкантах и поэтах, то там иногда происходят ранние творческие взлеты, известны юные гении — поэты и музыканты. Но чтобы стать хорошим художником, обычно требуется всю юность провести учеником, старательно осваивая технику. Наде же этот талант был дан от рождения. Любимые темы больше по теме 5 экранизаций «Мастера и Маргариты»Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» всегда будоражил умы кинематографистов. И лишь немногие из них отважились снять по этому сложному произведению фильмы. «Телепрограмма» вспомнила все экранизации гениального романа Надя интересовалась разными темами — рисовала героев древнегреческих мифов, балерин, автопортреты, делала иллюстрации к «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери, рисовала персонажей произведений Пушкина, самого Пушкина и его жену Наталью... И всюду у нее получалось двумя-тремя штрихами передать тончайшие нюансы настроения, чувства, пластику героев, даже выражение их глаз. Пушкину посвящено более 300 работ талантливой художницы. Повзрослев, Надя Рушева полюбила рисовать героев Льва Толстого, особенно - «Войны и мира». А когда прочитала «Мастер и Маргарита» Булгакова, влюбилась в это произведение. Некоторое время девочка не могла рисовать ничего другого — из-под ее тонкого пера выходили один за одним герои мистического романа. Все в один голос уверяли: быть ей художником-иллюстратором! И только сама Надя точно знала, чего она хочет: девочка планировала стать мультипликатором, а для этого нужно было поступить во ВГИК. Признание вдовы Булгакова Невозможно объяснить — почему, по какому наитию Надя Рушева придала своим булгаковским героям портретное сходство с прототипами? Маргарита (под именем которой писатель вывел свою жену) получилась у девочки очень похожей на Елену Сергеевну Булгакову, а в лице Мастера явственно проступают черты самого писателя... Увидев рисунки Нади, Елена Сергеевна была потрясена. Она сразу признала, что ничего прекраснее не видела, и заметила, что 16-летняя художница сумела не только все понять в сложном философском романе Булгакова, но и донести понятое до зрителя. К сожалению, Нади к тому времени уже не было в живых... Неожиданный конец На памятнике, установленном на могиле Нади Рушевой, - маленький кентавренок со взрослыми глазами. Источник - wikimedia.org Заканчивался февраль 1969 года, когда Надю Рушеву пригласили приехать в Ленинград: о ней собирались снять документальный фильм под названием «Тебя, как первую любовь...». Успели снять только часть фильма — всего 10 минут, но больше всего потрясают кадры, когда Надя за несколько секунд рисует профиль Пушкина на снегу поднятой веткой. Фильм не завершили — 5 марта Надя умерла. Только тогда все узнали о том, что она с рождения находилась под «дамокловым мечом» - аневризма сосудов головного мозга могла отнять жизнь Нади в любой момент. В то время медицина не знала способов борьбы с этим недугом. Даже то, что Надя дожила до 17 лет, врачи называли чудом. Может быть, судьба отпустила ей эти годы для того, чтобы она успела создать свои чудесные рисунки? Ведь иллюстрации к «Мастеру...», например, даже сегодня, спустя полвека после смерти Нади, остаются самыми удачными.

Как 16-летней художнице Наде Рушевой удалось разгадать тайну Булгакова
© Teleprogramma.pro