В Рыбинском театре драмы поставили экспериментальный спектакль по "Улиссу" Джойса
Увидев на театральной афише "по мотивам романа Дж. Джойса "Улисс", думаешь – ну ничего себе, КАК у них это получится?! Получилось. Конечно, в спектакле Владимира Калюкина отразился не весь "Улисс" - только последний, восемнадцатый эпизод, который в романе носит название "Пенелопа", а по сути является потоком сознания жены главного героя Леопольда Блума - Молли Блум. Сцена из спектакля. Фото: О. Коробкова. Ночь. Леопольд, проведший бурный день (за кадром), явившийся домой вместе со Стивеном Дедалом, крепко спит. Громадная кровать качается, как колыбель, и это один из символов, о котором чуть позже. В монологе Молли – всё: комедия, трагедия, фарс, гротеск, молитва, просто драма, наконец. Жизнь как она есть. Жизнь женщины. Такой, как есть. Женщины с её физиологией, эмоциональностью, изменчивостью, прагматичностью, раздражительностью, корыстностью, кокетством, фривольностью, ревностью, нежностью, притворством, материнством, печалью, радостью… Нужное подчеркнуть. Подчеркнуть нужно всё. Из эпизода, который в романе "простирается" на несколько десятков страниц, режиссёр выбрал главное и "наиболее удобоваримое": ведь выражается Молли далеко не всегда пристойно. Но, её же словами, "что ни говори", а очень трудно актрисе держать внимание зала на протяжении без малого полутора часов. Наталии Левиной это удаётся. У неё огромный диапазон актёрских возможностей, и рискну предположить, что для неё Молли Блум – примерно такая же (сбывшаяся!) мечта, как для иных – Офелия или Джульетта. Это очень "её" роль. Наталья Левина в роли Молли. Где-то ближе к концу внимание зрителя всё же немного рассеивается, но ровно в тот момент, когда приходит мысль: ну и что дальше?.. – монолог выходит на качественно новый уровень. Даже на два. Первый – это тоска Молли по сыну, умершему 11 лет назад в возрасте 11 дней. И вот тут раскрывается смысл образа кровати – это колыбель, в которой спит её "Польди". Становится понятным и желание принять в дом Стивена... Второй – наведённая на резкость память, не имеющая срока давности, любовь к жизни, страсть к жизни. "Мы, женщины, - цветы", - утверждает Молли. Наверное, вспоминает рододендроны, окружавшие их с Леопольдом в горах, в день и час их объяснения… Сцена из спектакля. Режиссёр Владимир Калюкин говорит о своем эксперименте, что ему хотелось передать прежде всего эмоцию, которой буквально дышит текст Джойса. - Название взято из монолога Молли Блум, из заключительной части, это его кульминация, - рассказывает режиссер. - Вообще, это монолог современной женщины. Точно также, как и Леопольд Блум – современный мужчина. Джойс шагнул вперёд, когда никто ещё не догадывался, каким будет мир будущего… Следующей книгой Джойса стали "Поминки по Финнегану", и там он пытался написать новую Библию. Но все его книги неразрывно связаны мыслью "Бог есть любовь". Поэтому мы дали спектаклю такое название. Оно про любовь, и этот поток сознания – про любовь. И весь роман – про любовь, про человеческие желания любви и счастья. Режиссер Владимир Калюкин. На вопрос, не слишком ли элитарной вышла постановка, Владимир Калюкин уверенно отвечает: - У нас хороший театр и хорошая публика, я в неё верю. Я не могу считать своих зрителей идиотами, я хочу рассчитывать на них, и даже те, кто не читал "Улисса", способны после спектакля открыть книгу. А ведь это произведение мирового масштаба.