Вадим Смирнов: «Кукольный театр - это шаг к постижению мира»
Для большинства любителей искусства кукольный театр - это совершенно особенное явление. Здесь актеры уходят на второй план, уступая сцену кукле. В начале Года театра, коим объявлен 2019-й, художественный руководитель Оренбургского областного театра кукол Вадим Смирнов рассказал нам о предстоящих премьерах, общении со зрителем и природе кукольного театра. - Будет ли для вас этот год особенным? Каких сюрпризов ждать зрителям? - В театре - каждый год особенный. Но поскольку в этом году внимания к нам еще больше, мы хотим в первую очередь привлекать зрителей и понимать, что их интересует. Сейчас мы активно готовимся к важному событию, которое должно произойти в 2020 году - реконструкции театра. Для удобства и комфорта зрителя появятся мультимедийные экраны, уютное кафе, которое можно было бы посетить в антракте. Сейчас любому посетителю хочется не только насладиться искусством, но и отдохнуть, чтобы радовало не только ум, но и глаз. - Для артистов и ценителей театра премьера - всегда праздник. Сколько их будет в этом году? - Мы готовим несколько премьерных детских спектаклей. Например, «Дюймовочку» по пьесе Андрея Усачева и музыкальную постановку «Бременские музыканты», над которой будет работать приезжий художник из Франции. Безусловно, мы ориентированы на маленького зрителя. Уже второй Новый год у нас идут бэби-спектакли для малышей - о спящей мышке и «В лесу родилась Елочка». А уже в марте наша афиша пополнится постановкой «Здравствуй, Солнышко» - для детей от 0 до 3 лет. Кроме того, в этом году к нам в Оренбург приедут две иногородние театральные команды. Режиссер Владимир Гусаров из Белгорода поставит на нашей площадке спектакль для малышей «Мечта маленького ослика», а Павел Овсянников из Санкт-Петербурга - «Муху-цокотуху» по Чуковскому. - А каких сюрпризов ждать зрителям постарше в ближайшее время? - Сейчас у нас в репертуаре шесть взрослых спектаклей. Последний из них - «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда, поставленный белорусским режиссером Олегом Жюгжды и его командой. В феврале начинается взрослый репертуар, а в марте - неделя, посвященная Дню кукольника. На ней мы сделаем акцент именно на взрослых спектаклях. Потом наступят детские каникулы и День театра (27 марта). В программе - спектакли для школьников, благотворительная постановка и театральная гостиная, на которой мы расскажем нашим юным зрителям об истоках театра и людях, которые здесь работали. - Вадим Александрович, а как насчет «взрослых» спектаклей? Будут премьеры в этом году? - К сожалению, «взрослые» спектакли готовятся не так быстро. Обыватели часто думают, что театр кукол рассчитан только для детей. Мы хотим переломить этот стереотип. Не многие знают о том, что помимо постановок для малышей у нас идет «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Мертвые души» Гоголя, «Маленькие трагедии» Пушкина, «Саломея» Оскара Уайльда, «Тень» Шварца, спектакль о войне «Голоса победы». Хотелось бы, чтобы на создание новых спектаклей нас сподвигало и прибавление взрослого зрителя. - Как часто вы выходите со своими спектаклями за пределы зала кукольного театра? - В этом году при поддержке министерства культуры в рамках проекта «Живые театральные уроки» мы будем играть спектакли не только на базе театра, но и в школах. Желающие смогут ознакомиться с процессом создания постановки, поговорить с актерами, режиссером. По воскресеньям актер Иван Панин проводит для малышей мастер-классы по изготовлению кукол. Многие марионетки из наших постановок созданы не только конструктором Виктором Манаевым, но и им. Таким образом мы хотим ориентировать оренбуржцев на посещение театра. Конечно, мы хотим быть полезными и интересными зрителю. - Часто зрителю, особенно юному, бывает интересно заглянуть за кулисы спектакля… У ваших зрителей есть такая возможность? - Уже не первый год мы устраиваем театральные экскурсии для детей. Попасть в закулисье просто - для этого нужно оставить заявку в наших соцсетях или позвонить. Экскурсии проводит наш завлит Екатерина Шарапова, художник Марина Свириденко и актеры. Это своеобразное путешествие, во время которого можно пройтись по хранилищам с театральными реквизитами, попасть в цех, где изготавливаются куклы и декорации, узнать историю театра. Так что, мы готовы встретить наших зрителей не только в зале, но и в закулисье. - Сильно ли спектакли вашего театра отличаются друг от друга жанровыми формами, декорациями? - Конечно, поскольку к каждому произведению подход разный. Свою эстетику привносят и режиссеры, приезжающие из других городов - стиль и видение театра они проявляют в своих постановках. Мне кажется, зрителю интересно смотреть спектакли и других авторов, не только мои. Это полезно для театра. - А спектакли, которые вы играете не первый год, изменяются со временем? - Да, такое бывает. В «Снежной королеве», к примеру, сменились многие исполнители. Это один из наиболее удачных наших спектаклей, поэтому, мы сохраняем его в том виде, в котором готовили изначально. А вот «Тень», впервые поставленная нами в 2009 году, спустя 8 лет претерпела глобальные изменения. Поменялся состав исполнителей, композитор, подход к драматургии... Наверное, потому что изменился взгляд на жизнь и на конкретное произведение. Если предыдущая постановка была более музыкальной, с множеством вокальных номеров, то сегодня, глядя на жизнь, петь расхотелось. Спектакль стал жестче, и постановка проблемы в нем воспринимается теперь тоже более жестко. - Как часто меняется состав труппы? Молодые и талантливые артисты охотно идут именно в кукольный театр? - Бывает так, что актеры уходят в режиссуру. Учатся и уезжают в более крупные города - Москву, Санкт-Петербург. Я сам приехал в Оренбург из Нижнего Новгорода, и поскольку преподавал 15 лет в нижегородском театральном училище, несколько раз брал оттуда студентов сюда. Это Анастасия Зорина, Иван Панин, Елена Смирнова, Артем Артемьев - талантливые артисты с хорошей подготовкой. Несколько человек из нашего училища культуры. Не так давно к нам пришел актер Петр Шуткин - он закончил институт Ростроповичей и работал в оренбургском драмтеатре. Теперь играет у нас. География бывает разной и порой очень внезапной. И это неплохо, ведь появление любого талантливого актера меняет многое в ролях, которые он исполняет. В феврале мы возобновим спектакль «Кошкин дом» с новым составом исполнителей. Изменился и сам спектакль, ведь по-другому быть не может. - Чем актер кукольного театра отличается от актера драматического/музыкального? - Любой актер, связанный с куклой, воспринимает ее по-особенному - как живое существо. Не умаляя достоинства артиста живого плана, кукольник должен воспринимать свой реквизит как средство воздействия на зрителя, воплощения идей и задач, которые он пытается передать в зал. Кукла - это особый инструмент, к которому у артиста особое отношение. Еще, конечно же, важна универсальность: актер-кукольник давно вышел из-за ширмы. Сегодня он должен уметь петь, двигаться на сцене, работать живьем, с куклой, предметами. Очень много синтеза в этой профессии. - Наверное, ничто не вдохновляет артиста больше, чем гастроли. А вы планируете поездки в этом году? - Да, в рамках масштабного федерального проекта осенью у нас запланированы обменные гастроли с новосибирским театром кукол. Конечно, сложно говорить о том, чего еще не совершилось. Всем руководят финансы. И получив приглашение на фестиваль, мы понимаем, что для начала нужно туда просто доехать. В этом году благодаря федеральным средствам у нас должен появиться свой транспорт. Надеемся, что какие-то фестивали посетим именно на своем автобусе. Планов, конечно, много. Но, чтобы все это состоялось, нужны деньги. - Согласно расхожему выражению, театр начинается с вешалки. А с кукольным театром как? - Театр начинается с мыслей, которые имеют дорогу к зрителю. Бывают спектакли, где, казалось бы, излагаются совсем простые истины. Особенно это касается постановок для самых маленьких детей, которые только открывают для себя мир. Значит, мы должны создавать и транслировать идеи и мысли, которые являлись бы почвой для эмоционального и когнитивного восприятия ребенка, так и для размышлений папам и мамам. Это определенный шаг к постижению мира. Театр ведь родился из игры, когда дети взяли предметы в руки и поверили в то, что они живые. Они создают в своем воображении целый обособленный мир. Вот и мы точно также: вышли на сцену, создаем свой мир и очень хотим, чтобы в него поверили наши зрители.