Ещё

Вадим Смирнов: «Кукольный театр — это шаг к постижению мира» 

Вадим Смирнов: «Кукольный театр — это шаг к постижению мира»
Фото: ProOren
Для большинства любителей искусства кукольный театр — это совершенно особенное явление. Здесь актеры уходят на второй план, уступая сцену кукле. В начале Года театра, коим объявлен 2019-й, художественный руководитель Оренбургского областного театра кукол рассказал нам о предстоящих премьерах, общении со зрителем и природе кукольного театра.
— Будет ли для вас этот год особенным? Каких сюрпризов ждать зрителям?
— В театре — каждый год особенный. Но поскольку в этом году внимания к нам еще больше, мы хотим в первую очередь привлекать зрителей и понимать, что их интересует. Сейчас мы активно готовимся к важному событию, которое должно произойти в 2020 году — реконструкции театра. Для удобства и комфорта зрителя появятся мультимедийные экраны, уютное кафе, которое можно было бы посетить в антракте. Сейчас любому посетителю хочется не только насладиться искусством, но и отдохнуть, чтобы радовало не только ум, но и глаз.
— Для артистов и ценителей театра премьера — всегда праздник. Сколько их будет в этом году?
— Мы готовим несколько премьерных детских спектаклей. Например, «Дюймовочку» по пьесе и музыкальную постановку «Бременские музыканты», над которой будет работать приезжий художник из Франции. Безусловно, мы ориентированы на маленького зрителя. Уже второй Новый год у нас идут бэби-спектакли для малышей — о спящей мышке и «В лесу родилась Елочка». А уже в марте наша афиша пополнится постановкой «Здравствуй, Солнышко» — для детей от 0 до 3 лет.
Кроме того, в этом году к нам в Оренбург приедут две иногородние театральные команды. Режиссер из Белгорода поставит на нашей площадке спектакль для малышей «Мечта маленького ослика», а  из Санкт-Петербурга — «Муху-цокотуху» по Чуковскому.
— А каких сюрпризов ждать зрителям постарше в ближайшее время?
— Сейчас у нас в репертуаре шесть взрослых спектаклей. Последний из них — «Саломея» по пьесе , поставленный белорусским режиссером Олегом Жюгжды и его командой. В феврале начинается взрослый репертуар, а в марте — неделя, посвященная Дню кукольника. На ней мы сделаем акцент именно на взрослых спектаклях. Потом наступят детские каникулы и День театра (27 марта). В программе — спектакли для школьников, благотворительная постановка и театральная гостиная, на которой мы расскажем нашим юным зрителям об истоках театра и людях, которые здесь работали.
— Вадим Александрович, а как насчет «взрослых» спектаклей? Будут премьеры в этом году?
— К сожалению, «взрослые» спектакли готовятся не так быстро. Обыватели часто думают, что театр кукол рассчитан только для детей. Мы хотим переломить этот стереотип. Не многие знают о том, что помимо постановок для малышей у нас идет «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Мертвые души» Гоголя, «Маленькие трагедии» Пушкина, «Саломея» Оскара Уайльда, «Тень» Шварца, спектакль о войне «Голоса победы». Хотелось бы, чтобы на создание новых спектаклей нас сподвигало и прибавление взрослого зрителя.
— Как часто вы выходите со своими спектаклями за пределы зала кукольного театра?
— В этом году при поддержке в рамках проекта «Живые театральные уроки» мы будем играть спектакли не только на базе театра, но и в школах. Желающие смогут ознакомиться с процессом создания постановки, поговорить с актерами, режиссером.
По воскресеньям актер проводит для малышей мастер-классы по изготовлению кукол. Многие марионетки из наших постановок созданы не только конструктором , но и им. Таким образом мы хотим ориентировать оренбуржцев на посещение театра. Конечно, мы хотим быть полезными и интересными зрителю.
— Часто зрителю, особенно юному, бывает интересно заглянуть за кулисы спектакля… У ваших зрителей есть такая возможность?
— Уже не первый год мы устраиваем театральные экскурсии для детей. Попасть в закулисье просто — для этого нужно оставить заявку в наших соцсетях или позвонить. Экскурсии проводит наш завлит Екатерина Шарапова, художник Марина Свириденко и актеры. Это своеобразное путешествие, во время которого можно пройтись по хранилищам с театральными реквизитами, попасть в цех, где изготавливаются куклы и декорации, узнать историю театра. Так что, мы готовы встретить наших зрителей не только в зале, но и в закулисье.
— Сильно ли спектакли вашего театра отличаются друг от друга жанровыми формами, декорациями?
— Конечно, поскольку к каждому произведению подход разный. Свою эстетику привносят и режиссеры, приезжающие из других городов — стиль и видение театра они проявляют в своих постановках. Мне кажется, зрителю интересно смотреть спектакли и других авторов, не только мои. Это полезно для театра.
— А спектакли, которые вы играете не первый год, изменяются со временем?
— Да, такое бывает. В «Снежной королеве», к примеру, сменились многие исполнители. Это один из наиболее удачных наших спектаклей, поэтому, мы сохраняем его в том виде, в котором готовили изначально. А вот «Тень», впервые поставленная нами в 2009 году, спустя 8 лет претерпела глобальные изменения. Поменялся состав исполнителей, композитор, подход к драматургии… Наверное, потому что изменился взгляд на жизнь и на конкретное произведение. Если предыдущая постановка была более музыкальной, с множеством вокальных номеров, то сегодня, глядя на жизнь, петь расхотелось. Спектакль стал жестче, и постановка проблемы в нем воспринимается теперь тоже более жестко.
— Как часто меняется состав труппы? Молодые и талантливые артисты охотно идут именно в кукольный театр?
— Бывает так, что актеры уходят в режиссуру. Учатся и уезжают в более крупные города — Москву, Санкт-Петербург. Я сам приехал в Оренбург из Нижнего Новгорода, и поскольку преподавал 15 лет в нижегородском театральном училище, несколько раз брал оттуда студентов сюда. Это , Иван Панин, ,  — талантливые артисты с хорошей подготовкой. Несколько человек из нашего училища культуры. Не так давно к нам пришел актер Петр Шуткин — он закончил институт Ростроповичей и работал в оренбургском драмтеатре. Теперь играет у нас. География бывает разной и порой очень внезапной. И это неплохо, ведь появление любого талантливого актера меняет многое в ролях, которые он исполняет. В феврале мы возобновим спектакль «Кошкин дом» с новым составом исполнителей. Изменился и сам спектакль, ведь по-другому быть не может.
— Чем актер кукольного театра отличается от актера драматического/музыкального?
— Любой актер, связанный с куклой, воспринимает ее по-особенному — как живое существо. Не умаляя достоинства артиста живого плана, кукольник должен воспринимать свой реквизит как средство воздействия на зрителя, воплощения идей и задач, которые он пытается передать в зал. Кукла — это особый инструмент, к которому у артиста особое отношение. Еще, конечно же, важна универсальность: актер-кукольник давно вышел из-за ширмы. Сегодня он должен уметь петь, двигаться на сцене, работать живьем, с куклой, предметами. Очень много синтеза в этой профессии.
— Наверное, ничто не вдохновляет артиста больше, чем гастроли. А вы планируете поездки в этом году?
— Да, в рамках масштабного федерального проекта осенью у нас запланированы обменные гастроли с новосибирским театром кукол. Конечно, сложно говорить о том, чего еще не совершилось. Всем руководят финансы. И получив приглашение на фестиваль, мы понимаем, что для начала нужно туда просто доехать. В этом году благодаря федеральным средствам у нас должен появиться свой транспорт. Надеемся, что какие-то фестивали посетим именно на своем автобусе. Планов, конечно, много. Но, чтобы все это состоялось, нужны деньги.
— Согласно расхожему выражению, театр начинается с вешалки. А с кукольным театром как?
— Театр начинается с мыслей, которые имеют дорогу к зрителю. Бывают спектакли, где, казалось бы, излагаются совсем простые истины. Особенно это касается постановок для самых маленьких детей, которые только открывают для себя мир. Значит, мы должны создавать и транслировать идеи и мысли, которые являлись бы почвой для эмоционального и когнитивного восприятия ребенка, так и для размышлений папам и мамам. Это определенный шаг к постижению мира. Театр ведь родился из игры, когда дети взяли предметы в руки и поверили в то, что они живые. Они создают в своем воображении целый обособленный мир. Вот и мы точно также: вышли на сцену, создаем свой мир и очень хотим, чтобы в него поверили наши зрители.
Видео дня. Артисты, кусавшие локти после отказа от ролей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео