Сергей Пускепалис: Я – добродушный литовец

Режиссер Сергей Пускепалис приступает к репетициям спектакля «Последний срок» по повести Валентина Распутина в МХАТ им. М.Горького. С 4 декабря 2018 года он – заместитель художественного руководителя этого театра Эдуарда Боякова по творческим вопросам. В интервью «ВМ» Сергей объясняет, почему «деревенская проза» Распутина актуальна и важна для публики столичного театра. - Сергей, каким будет первый репетиционный день спектакля «Последний срок»? - Будем читать повесть, что называется, «на голосах». Я познакомлюсь с актерами, они познакомятся со мной, и вместе заново познакомимся с повестью Распутина. - Одновременно вы ставите спектакль «На ножах» в театре Олега Табакова. Наверняка сложно работать с двумя произведениями классиков? - Сложно. В «Табакерке» репетирую в дневное время, а во МХАТе буду репетировать в вечернее. - Что вы сегодня делаете во МХАТе в качестве заместителя художественного руководителя? Не зря получаете зарплату? - Я смотрю репертуар театра и готовлюсь к постановке повести Валентина Распутина «Последний срок». - На ваш взгляд, Валентин Распутин – великий писатель? - Вне всякого сомнения. Он написал потрясающие произведения: «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии» и «Последний срок». Для меня самое значительное, если хотите, близкое произведение – «Последний срок». В нем выписаны, казалось бы, очень тонкие, хрупкие вещи, которые в действительности оказываются самыми прочными и важными. - МХАТ имени Горького расположен в самом центре Москвы – на Тверском бульваре. Неужели вы считаете, что «деревенская тема» повести «Последний срок» актуальна для нас? - Для меня актуальна. Отвечу вам начистоту - что бы каждый из нас, в центре Москвы, из себя не корчил, осталась наша малая родина, и по ней есть ностальгия, и наш якорь там. А как можно плыть дальше без якоря? - По атмосфере, культуре МХАТ имени Горького – ваш театр? - У меня большой опыт работы в разных театрах. К счастью, не чувствую ничего такого, чтобы меня во МХАТе отталкивало, настораживало. Но и влюбиться в актеров пока не было времени. Впрочем, это происходит в процессе работы, которая начинается с 5 февраля. - На примере руководства Ярославским театром драмы имени Волкова вы высказывались о введении для актеров контрактной системы на определенный срок. На днях Министерство культуры опубликовало законопроект об оценке востребованности творческих работников. Как вы оцениваете грядущие перемены? - Положительно. Контрактная система должна существовать, потому что в ней залог энергичности и жизнеспособности театра. Контрактная система – это система взаимной ответственности, заинтересованности, а не страха и давления. К тому же каждый актер вправе прийти к работодателю и потребовать работу. - Ваш учитель Петр Фоменко в крайних случаях увольнял артистов. Он был в ответе за каждого, кого брал «под свое крыло». - Петр Ефимович был прав во всем. Он дал нам такие знания, с которыми можно покорить самые большие театральные вершины. Он научил нас быть благодарными, внимательными и ответственными за дело и за людей. - Объясните, пожалуйста, какие сегодня складываются взаимоотношения между руководством театра МХАТ и президентом театра Татьяной Дорониной? - Все мы понимаем, что Татьяна Васильевна значительную часть жизни отдала МХАТу, и мы очень ценим ее, любим и надеемся на ее помощь, сотрудничество и доверие. Мы очень бережно будем относиться к наследию Татьяны Васильевны. Понимаем, что пережил театр за эти 30 лет в «свободном плавании», отстаивая свои принципы.. - Сергей, удивительным образом вам удается ни с кем не конфликтовать, но при этом четко высказывать свою гражданскую позицию. Каким образом обрели завидное равновесие? - Если твердо не следовать своим принципам, то к результату не придешь. Тем более, если несешь ответственность не только за себя, но и за других людей. - В СМИ объявлено о рождении нового Международного фестиваля «Герой и время», и вы – его президент. Кто для вас герой? - Для меня герой – мой отец. Я ему доверю и очень его уважаю. Хочу быть на него похожим. Литературный герой – Иван Телегин из романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Мне кажется, что мы бы с ним подружились. и мы бы с ним подружились. Для меня герой – Захар Прилепин. - Cергей, вы наполовину - литовец. Но при этом – добродушный, мягкий, сердечный. Говорят, что литовские режиссеры очень жесткие, суровые. - Среди литовских режиссеров я знаю много добродушных и доброжелательных. - Главный метод литовской режиссуры – докопаться до сущности предметов и явлений и вскрыть ее, не так ли? - Я пытаюсь докопаться до сути вещей, явлений. Это дает энергию, движение и отсекает ненужное. - Почему в «Табакерке» вы ставите малоизвестное произведение Николая Лескова «На ножах»? - А мне давно нравится это произведение. К тому же тема интеграции русской культуры и зарубежной, которую поднимает Лесков, весьма актуальная. Причем Лесков это делает с юмором и с глубиной. - Вы дебютировали в качестве кинорежиссера с картиной «Клич» два с половиной года назад. Нет ли желания еще снять фильм? - Есть хороший сценарий по одному из произведений Алексея Слаповского, который я мечтаю снять. Но пока нет денег на картину. - Коварный вопрос на засыпку: может ли что-то поссорить вас с Алексеем Слаповским? - Даже разность во взглядах и политических вопросах нас не поссорила. Наша дружба со Слаповским незыблема. Слаповский был, остается и всегда будет для меня любимым писателем и близким человеком.

Сергей Пускепалис: Я – добродушный литовец
© Вечерняя Москва