Сергей Пускепалис: Я — добродушный литовец 

Сергей Пускепалис: Я — добродушный литовец
Фото: Вечерняя Москва
Режиссер приступает к репетициям спектакля «Последний срок» по повести в МХАТ им. М. Горького. С 4 декабря 2018 года он — заместитель художественного руководителя этого театра по творческим вопросам. В интервью «ВМ» Сергей объясняет, почему «деревенская проза» Распутина актуальна и важна для публики столичного театра.
— Сергей, каким будет первый репетиционный день спектакля «Последний срок»?
— Будем читать повесть, что называется, «на голосах». Я познакомлюсь с актерами, они познакомятся со мной, и вместе заново познакомимся с повестью Распутина.
— Одновременно вы ставите спектакль «На ножах» в театре . Наверняка сложно работать с двумя произведениями классиков?
— Сложно. В «Табакерке» репетирую в дневное время, а во МХАТе буду репетировать в вечернее.
— Что вы сегодня делаете во МХАТе в качестве заместителя художественного руководителя? Не зря получаете зарплату?
— Я смотрю репертуар театра и готовлюсь к постановке повести Валентина Распутина «Последний срок».
— На ваш взгляд, Валентин Распутин — великий писатель?
— Вне всякого сомнения. Он написал потрясающие произведения: «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии» и «Последний срок». Для меня самое значительное, если хотите, близкое произведение — «Последний срок». В нем выписаны, казалось бы, очень тонкие, хрупкие вещи, которые в действительности оказываются самыми прочными и важными.
— МХАТ имени Горького расположен в самом центре Москвы — на Тверском бульваре. Неужели вы считаете, что «деревенская тема» повести «Последний срок» актуальна для нас?
— Для меня актуальна. Отвечу вам начистоту — что бы каждый из нас, в центре Москвы, из себя не корчил, осталась наша малая родина, и по ней есть ностальгия, и наш якорь там. А как можно плыть дальше без якоря?
— По атмосфере, культуре МХАТ имени Горького — ваш театр?
— У меня большой опыт работы в разных театрах. К счастью, не чувствую ничего такого, чтобы меня во МХАТе отталкивало, настораживало. Но и влюбиться в актеров пока не было времени. Впрочем, это происходит в процессе работы, которая начинается с 5 февраля.
— На примере руководства Ярославским театром драмы имени Волкова вы высказывались о введении для актеров контрактной системы на определенный срок. На днях опубликовало законопроект об оценке востребованности творческих работников. Как вы оцениваете грядущие перемены?
— Положительно. Контрактная система должна существовать, потому что в ней залог энергичности и жизнеспособности театра. Контрактная система — это система взаимной ответственности, заинтересованности, а не страха и давления. К тому же каждый актер вправе прийти к работодателю и потребовать работу.
— Ваш учитель в крайних случаях увольнял артистов. Он был в ответе за каждого, кого брал «под свое крыло».
— Петр Ефимович был прав во всем. Он дал нам такие знания, с которыми можно покорить самые большие театральные вершины. Он научил нас быть благодарными, внимательными и ответственными за дело и за людей.
— Объясните, пожалуйста, какие сегодня складываются взаимоотношения между руководством театра МХАТ и президентом театра ?
— Все мы понимаем, что Татьяна Васильевна значительную часть жизни отдала МХАТу, и мы очень ценим ее, любим и надеемся на ее помощь, сотрудничество и доверие. Мы очень бережно будем относиться к наследию Татьяны Васильевны. Понимаем, что пережил театр за эти 30 лет в «свободном плавании», отстаивая свои принципы..
— Сергей, удивительным образом вам удается ни с кем не конфликтовать, но при этом четко высказывать свою гражданскую позицию. Каким образом обрели завидное равновесие?
— Если твердо не следовать своим принципам, то к результату не придешь. Тем более, если несешь ответственность не только за себя, но и за других людей.
— В СМИ объявлено о рождении нового Международного фестиваля «Герой и время», и вы — его президент. Кто для вас герой?
— Для меня герой — мой отец. Я ему доверю и очень его уважаю. Хочу быть на него похожим. Литературный герой — из романа «Хождение по мукам». Мне кажется, что мы бы с ним подружились. и мы бы с ним подружились. Для меня герой — .
— Cергей, вы наполовину — литовец. Но при этом — добродушный, мягкий, сердечный. Говорят, что литовские режиссеры очень жесткие, суровые.
— Среди литовских режиссеров я знаю много добродушных и доброжелательных.
— Главный метод литовской режиссуры — докопаться до сущности предметов и явлений и вскрыть ее, не так ли?
— Я пытаюсь докопаться до сути вещей, явлений. Это дает энергию, движение и отсекает ненужное.
— Почему в «Табакерке» вы ставите малоизвестное произведение «На ножах»?
— А мне давно нравится это произведение. К тому же тема интеграции русской культуры и зарубежной, которую поднимает Лесков, весьма актуальная. Причем Лесков это делает с юмором и с глубиной.
— Вы дебютировали в качестве кинорежиссера с картиной «Клич» два с половиной года назад. Нет ли желания еще снять фильм?
— Есть хороший сценарий по одному из произведений Алексея Слаповского, который я мечтаю снять. Но пока нет денег на картину.
— Коварный вопрос на засыпку: может ли что-то поссорить вас с Алексеем Слаповским?
— Даже разность во взглядах и политических вопросах нас не поссорила. Наша дружба со Слаповским незыблема. Слаповский был, остается и всегда будет для меня любимым писателем и близким человеком.
Видео дня. Как сложилась судьба Панаса Петровича
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео