Когда поют билетерши. Псковская драма в преддверии Пушкинфеста 

Когда поют билетерши. Псковская драма в преддверии Пушкинфеста
Фото: АиФ Северо-запад
В последнее время областной театр драмы балует зрителя новыми премьерами, да и недавний успех — 5 номинаций «Реки Потудань» на «Золотую маску» — такое впервые в его истории. А совсем скоро главное действо сезона — Пушкинский фестиваль.
Редактор «АиФ-Псков» расспросила арт-директора театра о подводных и надводных камнях нашего храма Мельпомены.
Недолюбили мы его, недолюбили….
Лариса Малкова, pskov.aif.ru: — Андрей, театр блещет, здание во всей красе, а ложи почему-то не полны… В чем проблема?
— Ложи иногда полны, но иногда, врать не буду, могли бы быть и многолюдней. Проблемы есть, но не хочется их выставлять напоказ. Наш театр немножко недолюбленный зрителями. Давайте лучше скажем что-нибудь хорошее — артистам будет приятно.
— Ну хорошо. Недолюбленный — в чем причина? Вроде так ждали, так ждали, когда он откроется после ремонта, но валом зрители не повалили.
— Скажу честно, хоть и уволят меня потом за это: у нас очень высокие цены на билеты — до 900 рублей. Таких высоких цен в провинции нигде больше нет, если только в Южно-Сахалинске, но там и хлеб по 300 рублей.
— Стоп! А билет в кино? Самый дорогой 400 рублей — и «все билеты проданы». Разве можно сравнить Мельпомену с десятой музой?
— Это другая тема. Наш зритель почему-то считает, что театр должен стоить дешевле кино. Если бы билеты стоили от 100 до 300 рублей, был бы все время аншлаг и спрашивали лишний билетик, вне всякого сомнения. У нас высокие цены, потому что мы — один из немногих театров России, где платят репетиционные, где артисты получают не только за выход на спектакль, но и за репетиции. И вот здесь дилемма: либо понижать цены на билеты, но тогда артисты не получат премиальных и останутся с зарплатой в 6 тыс. рублей, либо оставить цену билета такой.
Масло с икрой
— И как их труд оплачивается? Достойно?
— Они, конечно, считают, что их зарплата маленькая, но я могу сказать, что они получают больше, чем артисты некоторых петербургских театров.
— Ого! Значит, «нищие актеры» — не про них?
— Наши не как в тех петербургских театрах, о которых я говорил, не по 14 тысяч получают. Но они и не имеют возможности сняться в сериалах, чтобы лишние 500 тысяч в карман положить. Да, надо стремиться, чтобы артисты получали больше, но сказать, чтобы нищенствовали, нельзя. Будем стремиться, работать над тем, чтобы они не только хлеб могли покупать, но и масло, и икру.
— Почему полный зал на некоторых спектаклях? Я имею в виду «Ревизора». Или сработал эффект «Матильды» — гневное письмо на сайте губернатора?
— Спасибо автору письма, он помог нам продать спектакль. Думаю, проблему посещаемости решим. Да она уже выросла. Есть же специальные технологии! А вечные восклицания: «Вы не то ставите, поэтому народ к вам не ходит», на самом деле лживы.
Можно ставить черт знает что, и народ будет ломиться, а можно придумать гениальные спектакли, и никого не будет в зале. И у меня есть примеры недолюбленных театров, которые исторически мало привлекали внимание. Но ситуацию удалось сломать…
— Это где?
— В том же Южно-Сахалинске была обстановка, очень похожая на нашу. У них еще меньше населения — 150 тысяч человек, и еще больше зал — 800 мест. До того как  этот театр возглавил, там сидело полтора инвалида. А теперь спрашивают перед спектаклем лишний билет.
— У нас тоже такие времена бывали…
— Подобное много где было. В 1999 году в Питере, в Театре «На Литейном», на премьере спектакля «Ночь Игуаны» в зале сидело 9 человек. Но эпоха поменялась, и начался театральный бум. Я в 90-е годы считал себя киноманом, собирал кассеты с фильмами, но было ощущение, что нас таких немного — пустые кинозалы. И вдруг слом, и киноманом стал каждый второй. То же самое случилось с театром в столицах в 2012-2014 годах. Это приходит и в регионы. На моих глазах так случилось в Краснодаре и стало модным ходить в театр. Оно и в Псков придет, исторические законы мы не можем игнорировать. И здорово, если случится при нас.
— Как-то вы сказали, что театр — это супермаркет…
— Слово неприятное, но он вынужден быть супермаркетом, потому что мы должны обслужить и тонкого интеллектуала, и соответствовать плохо слышащей бабушке, которой нельзя волноваться, и требовательной молодежи.
— А где молодежь, где подростки?
— Выпустили для самых маленьких «Год жирафа». Для школьников — «Чук и Гек», в перспективе еще один спектакль, и Дмитрий Дмитриевич (Месхиев, художественный руководитель. — Ред.) настаивает, чтобы это была современная пьеса, современный материал. И обязательно выпустим еще один спектакль для самых маленьких.
— Отнимете хлеб у Театра кукол!
— Не хотим этого ни в коем случае! Но мы обязаны и с детьми работать.
— Сейчас классами не ходят в театр. Почему?
— Школам запрещены принудительные культпоходы, дети могут прийти только самостоятельно. Но с другой стороны, может, это и хорошо. В свое время Корогодский запрещал культпоходы в Ленинградский ТЮЗ. Он считал «обязаловку» неправильной, ребенок должен ходить с родителями, а не с учительницей.
— Буквально на днях начнется Пушкинский театральный фестиваль. Каков «тайный сюжет» в этот раз?
— У нас три программы. С одной стороны — спектакли по Пушкину, с другой — по русской классике и с третьей — спецпрограмма «Современные писатели на современной сцене». Правда, из-за того что финансирование скромное, они получились компактными: в спецпрограмме всего три спектакля. Это спектакли по произведениям поэта, прозаика и драматурга — все эти ипостаси есть у Пушкина. Зрители увидят «Видимую сторону жизни» по запискам , выдающегося поэта второй половины ХХ века, «Свидетельские показания» прекрасного прозаика , спасибо ему, приедет лично и без гонорара. И замечательная «Подлинная история Фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» , одного из лучших русскоязычных драматургов.
По Пушкину ожидаются три спектакля: «Выстрел» Казанского ТЮЗа, «Повести Белкина» с Данилом Стекловым, молодой московской звездой, артистом МХТ, внуком , и «Пушкин. (Спектакль, который никогда не будет поставлен)» . И великолукский театр привезет «Смотрителя».
Из классики — два Гоголя — «Женитьба» и «Ревизор» Петра Шерешевского, два Булгакова — «Собачье сердце» из Южно-Сахалинска и «Морфий» Петербургского «Этюд-театра». И один Горький — «Мещане» Театра «На Васильевском».
— А что будет вишенкой на торте?
— Для каждого будет своя вишенка, титулованных спектаклей немало. Например, «Свидетельские показания» режиссера из Красноярска и «Собачье сердце» отобраны в программу «Маска плюс», попасть туда — большая честь. Они едут в Москву, но их покажут у нас раньше. Кстати, «Свидетельские показания» пройдут в Приказных палатах.
— Почему так поздно, в 21 час?
— Главный режиссер Красноярской драмы дал красноярцам один дополнительный выходной — вторник. В воскресенье они играют спектакль, садятся в самолет, чуть спят и утром в среду им надо быть в Красноярске.
Полтора десятка Шариковых
— В позапрошлом году «Коляда-театр» взорвал город. Что-нибудь подобное ожидается?
— Для меня это было шоком, честно говоря, я не ожидал такой зрительской реакции, ведь театр Коляды очень любим народом, Хорошо, думаю, привезу народный театр. Но я не очень хорошо знал Псков, сегодня я бы этого не сделал.
— Но тогда мнения полярно разделились.
— Мы все же стремимся с Месхиевым делать фестивали, направленные на город, а не с которых уходят зрители. И никого мы не хотим обидеть. Для любителей театрального авангарда покажем «Собачье сердце», интересный, умный спектакль, совсем не такой, как фильм у Бортко. Причем режиссер обманывает зрителя. Первое действие — почти фильм Бортко, а во втором на сцену выходит коллективный Шариков, которого играют полтора десятка артистов. Участие в действе примут билетерши нашего театра. Это обязательное условие.
— Они тоже Шариковы?
— Нет, они как раз противостоят Шарикову, борются с ним.
— А они уже знают об этом?
— На совещании поставим их в известность. Спасибо губернатору Сахалина , который выделил несколько миллионов рублей на приезд этого спектакля.
— Еще и за свои деньги они едут?
— Бюджет фестиваля всего 4 млн На 10 спектаклей — маловато.
— Отец фестиваля в этот раз приедет?
— Владимир Эммануилович категорически отказывается, человек он бескомпромиссный, сказал как отрезал. Конечно, его обидели, поступили некорректно, кто в этом виноват, он не хочет разбираться. С критиком Ириной Бойковой они делают свой фестиваль в Пушкинских Горах в июне, и я считаю, это здорово.
— Что-то из программы хотите отметить особо?
— Великий шекспировед приедет к нам читать лекцию. Еще хочу отметить «Видимую сторону жизни» Бориcа Павловича, которого я считаю одним из лучших режиссеров России. И искренне надеюсь, что он поставит у нас спектакль. Мы встали к нему в очередь. Ждем, когда приедут в качестве режиссеров и .
— Это реальные планы?
— Полтора года назад, если бы мне кто-то сказал, что псковский театр номинируют на «Золотую маску», я бы не поверил. А теперь это реальность.
Видео дня. Как блокбастеры выглядят без спецэффектов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео