Войти в почту

Когда поют билетерши. Псковская драма в преддверии Пушкинфеста

В последнее время областной театр драмы балует зрителя новыми премьерами, да и недавний успех – 5 номинаций «Реки Потудань» на «Золотую маску» – такое впервые в его истории. А совсем скоро главное действо сезона - Пушкинский фестиваль. Редактор «АиФ-Псков» расспросила арт-директора театра Андрея Пронина о подводных и надводных камнях нашего храма Мельпомены. Недолюбили мы его, недолюбили... . Лариса Малкова, pskov.aif.ru: - Андрей, театр блещет, здание во всей красе, а ложи почему-то не полны... В чем проблема? - Ложи иногда полны, но иногда, врать не буду, могли бы быть и многолюдней. Проблемы есть, но не хочется их выставлять напоказ. Наш театр немножко недолюбленный зрителями. Давайте лучше скажем что-нибудь хорошее – артистам будет приятно. - Ну хорошо. Недолюбленный - в чем причина? Вроде так ждали, так ждали, когда он откроется после ремонта, но валом зрители не повалили. - Скажу честно, хоть и уволят меня потом за это: у нас очень высокие цены на билеты – до 900 рублей. Таких высоких цен в провинции нигде больше нет, если только в Южно-Сахалинске, но там и хлеб по 300 рублей. - Стоп! А билет в кино? Самый дорогой 400 рублей - и «все билеты проданы». Разве можно сравнить Мельпомену с десятой музой? - Это другая тема. Наш зритель почему-то считает, что театр должен стоить дешевле кино. Если бы билеты стоили от 100 до 300 рублей, был бы все время аншлаг и спрашивали лишний билетик, вне всякого сомнения. У нас высокие цены, потому что мы - один из немногих театров России, где платят репетиционные, где артисты получают не только за выход на спектакль, но и за репетиции. И вот здесь дилемма: либо понижать цены на билеты, но тогда артисты не получат премиальных и останутся с зарплатой в 6 тыс. рублей, либо оставить цену билета такой. Масло с икрой - И как их труд оплачивается? Достойно? - Они, конечно, считают, что их зарплата маленькая, но я могу сказать, что они получают больше, чем артисты некоторых петербургских театров. - Ого! Значит, «нищие актеры» - не про них? - Наши не как в тех петербургских театрах, о которых я говорил, не по 14 тысяч получают. Но они и не имеют возможности сняться в сериалах, чтобы лишние 500 тысяч в карман положить. Да, надо стремиться, чтобы артисты получали больше, но сказать, чтобы нищенствовали, нельзя. Будем стремиться, работать над тем, чтобы они не только хлеб могли покупать, но и масло, и икру. - Почему полный зал на некоторых спектаклях? Я имею в виду «Ревизора». Или сработал эффект «Матильды» - гневное письмо на сайте губернатора? - Спасибо автору письма, он помог нам продать спектакль. Думаю, проблему посещаемости решим. Да она уже выросла. Есть же специальные технологии! А вечные восклицания: «Вы не то ставите, поэтому народ к вам не ходит», на самом деле лживы. Можно ставить черт знает что, и народ будет ломиться, а можно придумать гениальные спектакли, и никого не будет в зале. И у меня есть примеры недолюбленных театров, которые исторически мало привлекали внимание. Но ситуацию удалось сломать... - Это где? - В том же Южно-Сахалинске была обстановка, очень похожая на нашу. У них еще меньше населения - 150 тысяч человек, и еще больше зал – 800 мест. До того как Никита Гриншпун этот театр возглавил, там сидело полтора инвалида. А теперь спрашивают перед спектаклем лишний билет. - У нас тоже такие времена бывали... - Подобное много где было. В 1999 году в Питере, в Театре «На Литейном», на премьере спектакля Владимира Туманова «Ночь Игуаны» в зале сидело 9 человек. Но эпоха поменялась, и начался театральный бум. Я в 90-е годы считал себя киноманом, собирал кассеты с фильмами, но было ощущение, что нас таких немного - пустые кинозалы. И вдруг слом, и киноманом стал каждый второй. То же самое случилось с театром в столицах в 2012-2014 годах. Это приходит и в регионы. На моих глазах так случилось в Краснодаре и стало модным ходить в театр. Оно и в Псков придет, исторические законы мы не можем игнорировать. И здорово, если случится при нас. - Как-то вы сказали, что театр – это супермаркет... - Слово неприятное, но он вынужден быть супермаркетом, потому что мы должны обслужить и тонкого интеллектуала, и соответствовать плохо слышащей бабушке, которой нельзя волноваться, и требовательной молодежи. - А где молодежь, где подростки? - Выпустили для самых маленьких «Год жирафа». Для школьников – «Чук и Гек», в перспективе еще один спектакль, и Дмитрий Дмитриевич (Месхиев, художественный руководитель. – Ред.) настаивает, чтобы это была современная пьеса, современный материал. И обязательно выпустим еще один спектакль для самых маленьких. - Отнимете хлеб у Театра кукол! - Не хотим этого ни в коем случае! Но мы обязаны и с детьми работать. - Сейчас классами не ходят в театр. Почему? - Школам запрещены принудительные культпоходы, дети могут прийти только самостоятельно. Но с другой стороны, может, это и хорошо. В свое время Корогодский запрещал культпоходы в Ленинградский ТЮЗ. Он считал «обязаловку» неправильной, ребенок должен ходить с родителями, а не с учительницей. - Буквально на днях начнется Пушкинский театральный фестиваль. Каков «тайный сюжет» в этот раз? - У нас три программы. С одной стороны - спектакли по Пушкину, с другой - по русской классике и с третьей - спецпрограмма «Современные писатели на современной сцене». Правда, из-за того что финансирование скромное, они получились компактными: в спецпрограмме всего три спектакля. Это спектакли по произведениям поэта, прозаика и драматурга – все эти ипостаси есть у Пушкина. Зрители увидят «Видимую сторону жизни» по запискам Елены Шварц, выдающегося поэта второй половины ХХ века, «Свидетельские показания» прекрасного прозаика Дмитрия Данилова, спасибо ему, приедет лично и без гонорара. И замечательная «Подлинная история Фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» Олега Михайлова, одного из лучших русскоязычных драматургов. По Пушкину ожидаются три спектакля: «Выстрел» Казанского ТЮЗа, «Повести Белкина» с Данилом Стекловым, молодой московской звездой, артистом МХТ, внуком Владимира Стеклова, и «Пушкин. Борис Годунов (Спектакль, который никогда не будет поставлен)» Льва Яковлевича Стукалова. И великолукский театр привезет «Смотрителя». Из классики – два Гоголя - «Женитьба» и «Ревизор» Петра Шерешевского, два Булгакова - «Собачье сердце» из Южно-Сахалинска и «Морфий» Петербургского «Этюд-театра». И один Горький – «Мещане» Театра «На Васильевском». - А что будет вишенкой на торте? - Для каждого будет своя вишенка, титулованных спектаклей немало. Например, «Свидетельские показания» режиссера Семёна Александровского из Красноярска и «Собачье сердце» отобраны в программу «Маска плюс», попасть туда - большая честь. Они едут в Москву, но их покажут у нас раньше. Кстати, «Свидетельские показания» пройдут в Приказных палатах. - Почему так поздно, в 21 час? - Главный режиссер Красноярской драмы Олег Рыбкин дал красноярцам один дополнительный выходной – вторник. В воскресенье они играют спектакль, садятся в самолет, чуть спят и утром в среду им надо быть в Красноярске. Полтора десятка Шариковых - В позапрошлом году «Коляда-театр» взорвал город. Что-нибудь подобное ожидается? - Для меня это было шоком, честно говоря, я не ожидал такой зрительской реакции, ведь театр Коляды очень любим народом, Хорошо, думаю, привезу народный театр. Но я не очень хорошо знал Псков, сегодня я бы этого не сделал. - Но тогда мнения полярно разделились. - Мы все же стремимся с Месхиевым делать фестивали, направленные на город, а не с которых уходят зрители. И никого мы не хотим обидеть. Для любителей театрального авангарда покажем «Собачье сердце», интересный, умный спектакль, совсем не такой, как фильм у Бортко. Причем режиссер обманывает зрителя. Первое действие - почти фильм Бортко, а во втором на сцену выходит коллективный Шариков, которого играют полтора десятка артистов. Участие в действе примут билетерши нашего театра. Это обязательное условие. - Они тоже Шариковы? - Нет, они как раз противостоят Шарикову, борются с ним. - А они уже знают об этом? - На совещании поставим их в известность. Спасибо губернатору Сахалина Валерию Лимаренко, который выделил несколько миллионов рублей на приезд этого спектакля. - Еще и за свои деньги они едут? - Бюджет фестиваля всего 4 млн. На 10 спектаклей – маловато. - Отец фестиваля Владимир Рецептер в этот раз приедет? - Владимир Эммануилович категорически отказывается, человек он бескомпромиссный, сказал как отрезал. Конечно, его обидели, поступили некорректно, кто в этом виноват, он не хочет разбираться. С критиком Ириной Бойковой они делают свой фестиваль в Пушкинских Горах в июне, и я считаю, это здорово. - Что-то из программы хотите отметить особо? - Великий шекспировед Алексей Бартошевич приедет к нам читать лекцию. Еще хочу отметить «Видимую сторону жизни» Бориcа Павловича, которого я считаю одним из лучших режиссеров России. И искренне надеюсь, что он поставит у нас спектакль. Мы встали к нему в очередь. Ждем, когда приедут в качестве режиссеров Михаил Патласов и Айрат Абушахманов. - Это реальные планы? - Полтора года назад, если бы мне кто-то сказал, что псковский театр номинируют на «Золотую маску», я бы не поверил. А теперь это реальность.

Когда поют билетерши. Псковская драма в преддверии Пушкинфеста
© АиФ Северо-запад