Ещё

«АпАРТе» значит «для зрителя». Как устроен один из самых молодых театров Москвы 

«АпАРТе» значит «для зрителя». Как устроен один из самых молодых театров Москвы
Фото: Mos.ru
Театральный термин «апарт» (от французского a part, «в сторону») используется для обозначения реплик, предназначенных для зрителя и неслышных остальным участникам действия. Московский театр «АпАРТе» не просто так взял красивое слово в качестве своего названия. Спектакли на обеих сценах (на Тверском бульваре и недалеко от станции метро «Таганская») проходят в атмосфере доверительного общения с залом — этому способствует небольшая дистанция между актерами и зрителями.
И вообще здесь все как будто по-домашнему. Перед началом спектаклей сотрудники театра сами просят выключить мобильные телефоны, — вживую, без привычной заранее записанной фонограммы.
От «Группы граждан» до «АпАРТе»
Этот театр начался с одного человека — актера и режиссера . Свои первые спектакли он поставил в Московском молодежном театре-студии «На Красной Пресне» (из него впоследствии вырос театр «Около дома Станиславского»). В 1987 году Любимов понял, что хочет делать свой театр. Так появилась идея создать студию «Группа граждан».
Труппа была немногочисленная, но преданная своему делу. Спектакль «Приглашение на казнь» стал сенсацией — сцены из романа Набокова играли в троллейбусе, идущем по Бульварному кольцу от Трубной площади до Пречистенской набережной. Репертуар «Группы граждан» составляли постановки по произведениям классиков — от  до  и . В них было много музыки — с молодыми и амбициозными артистами с удовольствием сотрудничали фольклорные и джазовые ансамбли.
К 1993 году маленькая «Группа граждан» выросла в Московский центр сценических искусств со звучным названием «АпАРТе». Еще через пять лет центру присвоили официальный статус театра. Вскоре у него появилось и собственное полуподвальное помещение на Тверском бульваре, которое артисты приводили в порядок собственными силами. Пока новое помещение обживалось, спектакли играли на сцене театрального дома «Старый Арбат» в Филипповском переулке. Кстати, один спектакль «АпАРТе» там идет до сих пор — это комедия «Дорога цветов» по пьесе .
Зал в здании на Тверском бульваре похож на небольшую репетиционную площадку — здесь всего 44 места. Но каждый вечер здесь аншлаг, и кресла по обе стороны сцены всегда заняты зрителями.
Несколько лет назад «АпАРТе» обзавелся еще одной площадкой — на улице Александра Солженицына. Здешний зал, оборудованный самой современной звуковой и световой аппаратурой, ощутимо больше: он рассчитан на 110 зрителей.
«Около дома Станиславского»: что нужно знать о театре
Что смотреть
Тем, кто еще ни разу не был в «АпАРТе», советуют начать знакомство с «Ревизора. 1835» в постановке Андрея Любимова. Он, кстати, тоже появляется на сцене — в роли попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Земляники. Режиссер обратился к первой редакции знаменитой гоголевской комедии, датированной как раз 1835 годом. Он также использовал черновики писателя. В спектакле играют заслуженные артисты России , и другие.
Музыкальный спектакль «Беда от нежного сердца» Любимов поставил по мотивам водевиля драматурга и поэта . В комическом сюжете Любимов разглядел трагические мотивы. Впрочем, все составляющие водевиля в его постановке на месте: путаница, каламбуры, внезапные встречи и, конечно, веселые куплеты.
Еще одна постановка Любимова — психологическая драма «Агата Кристи. Детектив» по пьесе королевы остросюжетной прозы, которую она написала на основе своего романа «Пять поросят» (1942). Главная героиня пытается распутать преступление, произошедшее 20 лет назад, и восстановить доброе имя своей матери. Одну из ролей играет сам режиссер, а актриса  — сразу двух персонажей, мать и ее повзрослевшую дочь.
Сюжет спектакля «С любимыми не расставайтесь» по пьесе известен благодаря экранизации 1979 года. В киноверсии роли молодоженов, по глупости решивших развестись, сыграли Александр Абдулов и , а в театральной — и . Эта постановка появилась в репертуаре театра в 2016 году благодаря студентам Театрального училища имени М. С. Щепкина, выбравших пьесу Володина для дипломной работы.
Один из самых необычных спектаклей репертуара — рок-н-ролл-мистерия «Dверь» по пьесе бывшей заведующей литературной частью театра Маргариты Белой «Дверь для принца». Идея пьесы о жизни, взлетах и падениях рок-звезд возникла в кафе, план был набросан тут же на салфетках. Спектакль поставил молодой режиссер , которого завсегдатаи театра знают по «Утиной охоте». Музыку для постановки написали рокеры из Латвии, за хореографию отвечает танцевальная компания «Ятеатр».
Чем еще заняться
По понедельникам в театре артисты устраивают поэтические и музыкальные вечера. Поэтическая программа носит символичное название «Свободный понедельник» — зрителям предлагают провести время, свободное от прозы.
В разработке сейчас находится проект для самой юной аудитории — им занимается одна из актрис «АпАРТе», недавно ставшая мамой. Она предложила сделать интерактивные чтения сказок: дети будут слушать интересные истории и создавать к ним иллюстрации.
Совсем скоро театр готовится принять фестиваль La noche flamenca. Он начался 11 лет назад с вечеринки в одном из этно-клубов Москвы. В «АпАРТе» фестиваль проведут впервые. Гостям обещают два концерта: один будет посвящен традиционному фламенко, второй — экспериментальным постановкам с использованием элементов этого танца. Фестиваль пройдет 2 марта на новой сцене.
Видео дня. Артисты, кусавшие локти после отказа от ролей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео