Ещё

«Дневник читателя». Кто остался с «НОСом»? Итоги дебатов 2018 

Участники:
, критик, председатель жюри премии «НОС»;
— Екатерина Шульман, политолог, член жюри премии «НОС»;
— Вячеслав Суриков, редактор отдела культуры журнала «Эксперт»;
— Агнешка Пиотровска, переводчик, член жюри премии «НОС»;
, театральный критик, член жюри премии «НОС».
Ведущая: Наталья Ломыкина.
______________________________________________________________________________
ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
В Москве прошли финальные дебаты премии «НОС» ("новая словесность" и «новая социальность»). Самая демократическая и открытая на сегодняшний день литературная премия, где победитель определяется в ходе публичных дебатов при участии зрителей и экспертов, отметила первый юбилей. «НОСу» –10 лет. По этому поводу приодетый господин Нос сидел на сцене театрального центра на Страстном в мягком кресле и пил чай из чашки в крупный красный горох, а на сцене время от времени появлялся торт. Впрочем, смотреть на виновника торжества быстро перестали — публика переключилась на дебаты. Вниманием зала завладела критик Анна Наринская и ее коллежанки (так в итоге решили называть членов женского жюри этого сезона).
Сильный женский голос в прозе и принципиально новый разговор о памяти — так сформулировали две основные литературные тенденции нового сезона. Действительно, семь из десяти книг короткого списка написаны женщинами, что весьма примечательно. И эти женщины иначе, по-новому говорят о прошлом, — сформулировала Анна Наринская (фрагмент ее выступления можно услышать в этом выпуске).
В коротком списке «НОСа», напомню, были: «Рассказы» , роман «Раунд» , «Памяти памяти» , сборник «Открывается внутрь» Ксении Букши, «Родина слоников» , «Моабитские хроники» , «Калечина-Малечина» , «Нас украли. История преступлений» , «Вещи и ущи» Аллы Горбуновой и «iPhuck 10» . Список, надо сказать, классный. Пожалуй, лучший короткий список «НОСа» за всю историю премии, и я настоятельно рекомендую обратить на него внимание. Это интересная, важная литература сегодняшнего дня, а не «пыльная вчерашка», как говорит переводчик Анастасия Завозова. В финал действительно вышла новая современная словесность, и жюри было из чего выбрать. Но все пошло, увы, по предсказуемому сценарию.
Виктор Пелевин (а за него, конечно, редактор «Эксмо») унес сразу два приза — приз читательских симпатий и награду от регионального ответвления премии «Волга-НОС», там дебаты прошли чуть раньше, 1 февраля. Ну что же, к выбору читателей вопросов никаких — «iPhuck10» действительно один из лучших романов Пелевина. И тот, кто дочитал до финальной сцены, просто не может с этим не согласиться, потому что любовного эпизода такой силы у Виктора Олеговича еще никогда не было. Ну и ясно, что для читателей, голосовавших онлайн, Пелевин еще и одна из самых узнаваемых фамилий из списка, что имеет значение.
Потом были дебаты, и предлагаю послушать выступление члена жюри, политолога Екатерины Шульман, которая сама себя объявила «широким читателем с мороза», но копала глубоко и критиковала умно и обстоятельно, как она умеет. После голосования членов жюри и зрителей в зале одинаковое количество голосов набрали рассказы дебютантки (сборник так и называется — «Рассказы») и «Памяти памяти» Марии Степановой, которая уже получила «Большую книгу» и читательский приз «Ясной Поляны».
И вот тут, в этом самом месте, когда был объявлен суперфинал, члены жюри, на мой взгляд, должны были встать и сказать, что поскольку премия называется «Новая словесность», а большой, важный и, как вы все видите, замеченный жюри текст Марии Степановой уже получил в этом сезоне «Большую книгу», то мы его отмечаем, а приз даем Наталье Мещаниновой, за которую, кстати, активно голосовали зрители в зале, то есть писатели, издатели, критики и другие неслучайные люди.
Но ничего подобного не произошло. Кинематографист Наталья Мещанинова, автор сценариев к фильмам «Еще один год» и , осталась с носом, а премию получила Мария Степанова, которой на финальной церемонии даже не было. Если честно, такое решение жюри вызывает недоумение. Мы обсуждали его сразу после вручения с редактором отдела культуры журнала «Эксперт» Вячеславом Суриковым и продолжили этот разговор в студии.
Член жюри, переводчик Агнешка Пиотровска в своем выступлении подчеркнула, как рада, что в финал премии вышло так много текстов, написанных женщинами: «Эта половина человечества как-то долго молчала». А театральный критик и член жюри Марина Давыдова обратила внимание на то, что почти все произведения шорт-листа премии — исповедальная проза. Фрагменты выступлений членов жюри премии можно услышать в этом выпуске.
Специальный приз критического сообщества получила Людмила Стефановна Петрушевская с романом «Нас украли. История преступлений». Координатор совета критиков рассказал, что и там голоса разделились практически поровну между дебютанткой Мещаниновой и современным классиком Петрушевской. В итоге решили оперировать только текстами и выбрали «Нас украли. История преступлений». «Понятно, что Петрушевская создает язык, в котором возможна, в том числе, и Мещанинова, и довольно сложно выбрать вторую, обходя первую», — процитировал Лев Оборин мнение критика Лизы Биргер.
И все же — какой основной итог открытых дебатов премии «НОС» юбилейного сезона? И профессиональное жюри, и критическое сообщество отметили яркий литературный дебют сценаристки Натальи Мещаниновой. «Голос редкой чистоты и силы» — как писала в рецензии на «Рассказы» ("Срываясь то в крик, то в стеб, то почти в стихи, Мещанинова пишет текст непристойно личный, страшный, как романы , и в то же время отточенный, как трагедии Расина"). Небольшую книжечку исповедальных рассказов Натальи Мещаниновой и предлагаю считать новой словесностью теперь уже окончательно завершившегося литературного сезона 2018 года.
Видео дня. Что стало с первыми звездами «Дома-2»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео