Ещё
Шазам!
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Волшебный парк Джун
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Кладбище домашних животных
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
После
Мелодрама
Купить билет
Балканский рубеж
Боевик, Приключение, Драма
Купить билет
Хеллбой
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Домовой
Фэнтези, Комедия, Семейный
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Мы
Триллер, Ужасы
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Королевский корги
Мультфильм, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Проклятие плачущей
Мистика, Триллер, Ужасы
Купить билет
Середина 90х
Трагикомедия
Купить билет
Высшее общество
Триллер, Фантастика, Мелодрама
Купить билет
Трезвый водитель
Ромком
Купить билет
Потерянное звено
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Пушистый шпион
Мультфильм, Приключение, Семейный
Купить билет

«Дневник читателя». Кто остался с «НОСом»? Итоги дебатов 2018 

Участники:
Анна Наринская, критик, председатель жюри премии «НОС»;
— Екатерина Шульман, политолог, член жюри премии «НОС»;
— Вячеслав Суриков, редактор отдела культуры журнала «Эксперт»;
— Агнешка Пиотровска, переводчик, член жюри премии «НОС»;
Марина Давыдова, театральный критик, член жюри премии «НОС».
Ведущая: Наталья Ломыкина.
______________________________________________________________________________
ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
В Москве прошли финальные дебаты премии «НОС» ("новая словесность" и «новая социальность»). Самая демократическая и открытая на сегодняшний день литературная премия, где победитель определяется в ходе публичных дебатов при участии зрителей и экспертов, отметила первый юбилей. «НОСу» –10 лет. По этому поводу приодетый господин Нос сидел на сцене театрального центра на Страстном в мягком кресле и пил чай из чашки в крупный красный горох, а на сцене время от времени появлялся торт. Впрочем, смотреть на виновника торжества быстро перестали — публика переключилась на дебаты. Вниманием зала завладела критик Анна Наринская и ее коллежанки (так в итоге решили называть членов женского жюри этого сезона).
Сильный женский голос в прозе и принципиально новый разговор о памяти — так сформулировали две основные литературные тенденции нового сезона. Действительно, семь из десяти книг короткого списка написаны женщинами, что весьма примечательно. И эти женщины иначе, по-новому говорят о прошлом, — сформулировала Анна Наринская (фрагмент ее выступления можно услышать в этом выпуске).
В коротком списке «НОСа», напомню, были: «Рассказы» Наталии Мещаниновой, роман «Раунд» Анны Немзер, «Памяти памяти» Марии Степановой, сборник «Открывается внутрь» Ксении Букши, «Родина слоников» Дениса Горелова, «Моабитские хроники» Юрия Лейдермана, «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой, «Нас украли. История преступлений» Людмилы Петрушевской, «Вещи и ущи» Аллы Горбуновой и «iPhuck 10» Виктора Пелевина. Список, надо сказать, классный. Пожалуй, лучший короткий список «НОСа» за всю историю премии, и я настоятельно рекомендую обратить на него внимание. Это интересная, важная литература сегодняшнего дня, а не «пыльная вчерашка», как говорит переводчик Анастасия Завозова. В финал действительно вышла новая современная словесность, и жюри было из чего выбрать. Но все пошло, увы, по предсказуемому сценарию.
Виктор Пелевин (а за него, конечно, редактор «Эксмо») унес сразу два приза — приз читательских симпатий и награду от регионального ответвления премии «Волга-НОС», там дебаты прошли чуть раньше, 1 февраля. Ну что же, к выбору читателей вопросов никаких — «iPhuck10» действительно один из лучших романов Пелевина. И тот, кто дочитал до финальной сцены, просто не может с этим не согласиться, потому что любовного эпизода такой силы у Виктора Олеговича еще никогда не было. Ну и ясно, что для читателей, голосовавших онлайн, Пелевин еще и одна из самых узнаваемых фамилий из списка, что имеет значение.
Потом были дебаты, и предлагаю послушать выступление члена жюри, политолога Екатерины Шульман, которая сама себя объявила «широким читателем с мороза», но копала глубоко и критиковала умно и обстоятельно, как она умеет. После голосования членов жюри и зрителей в зале одинаковое количество голосов набрали рассказы дебютантки Натальи Мещаниновой (сборник так и называется — «Рассказы») и «Памяти памяти» Марии Степановой, которая уже получила «Большую книгу» и читательский приз «Ясной Поляны».
И вот тут, в этом самом месте, когда был объявлен суперфинал, члены жюри, на мой взгляд, должны были встать и сказать, что поскольку премия называется «Новая словесность», а большой, важный и, как вы все видите, замеченный жюри текст Марии Степановой уже получил в этом сезоне «Большую книгу», то мы его отмечаем, а приз даем Наталье Мещаниновой, за которую, кстати, активно голосовали зрители в зале, то есть писатели, издатели, критики и другие неслучайные люди.
Но ничего подобного не произошло. Кинематографист Наталья Мещанинова, автор сценариев к фильмам «Еще один год» и «Аритмия», осталась с носом, а премию получила Мария Степанова, которой на финальной церемонии даже не было. Если честно, такое решение жюри вызывает недоумение. Мы обсуждали его сразу после вручения с редактором отдела культуры журнала «Эксперт» Вячеславом Суриковым и продолжили этот разговор в студии.
Член жюри, переводчик Агнешка Пиотровска в своем выступлении подчеркнула, как рада, что в финал премии вышло так много текстов, написанных женщинами: «Эта половина человечества как-то долго молчала». А театральный критик и член жюри Марина Давыдова обратила внимание на то, что почти все произведения шорт-листа премии — исповедальная проза. Фрагменты выступлений членов жюри премии можно услышать в этом выпуске.
Специальный приз критического сообщества получила Людмила Стефановна Петрушевская с романом «Нас украли. История преступлений». Координатор совета критиков Лев Оборин рассказал, что и там голоса разделились практически поровну между дебютанткой Мещаниновой и современным классиком Петрушевской. В итоге решили оперировать только текстами и выбрали «Нас украли. История преступлений». «Понятно, что Петрушевская создает язык, в котором возможна, в том числе, и Мещанинова, и довольно сложно выбрать вторую, обходя первую», — процитировал Лев Оборин мнение критика Лизы Биргер.
И все же — какой основной итог открытых дебатов премии «НОС» юбилейного сезона? И профессиональное жюри, и критическое сообщество отметили яркий литературный дебют сценаристки Натальи Мещаниновой. «Голос редкой чистоты и силы» — как писала в рецензии на «Рассказы» Галина Юзефович ("Срываясь то в крик, то в стеб, то почти в стихи, Мещанинова пишет текст непристойно личный, страшный, как романы Стивена Кинга, и в то же время отточенный, как трагедии Расина"). Небольшую книжечку исповедальных рассказов Натальи Мещаниновой и предлагаю считать новой словесностью теперь уже окончательно завершившегося литературного сезона 2018 года.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео