С любимыми не расставайтесь. Восемь спектаклей по пьесам Володина в московских театрах
Александр Володин, без преувеличения, ключевое имя для театра 1960–1970-х годов. Спектакли по его пьесам — «Фабричная девчонка», «Старшая сестра», «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь», «Дульсинея Тобосская» — воспитали не одно поколение зрителей. Пьесы Володина были новаторскими, смелыми для своего времени — сюжеты, взятые из повседневной жизни, негероические герои, вступающие в конфликт с коллективом. Однако и сегодня, в 2019 году, спустя ровно век после рождения драматурга, спектакли по его пьесам есть в репертуаре многих театров. И это, разумеется, не устаревшие нафталиновые постановки — как и тогда, они собирают полные залы и оставляют зрителей взволнованными. «Пять вечеров». Театр «Мастерская Петра Фоменко» Спектакль получил три номинации на «Золотую маску» и одобрение самого Петра Фоменко — говорят, посмотрев перед премьерой работу Виктора Рыжакова в 2011 году, мэтр остался доволен. Главные роли — одиноких немолодых Ильина и Тамары, встретившихся в середине пятидесятых после 18-летней разлуки, — играют одна из главных звезд «Мастерской» Полина Агуреева и ведущий артист МТЮЗа Игорь Гордин. Володинскую бытовую драму о превращении женщины из робота, разговаривающего фразами-лозунгами, в человека, вспомнившего, что значит любить, Рыжаков лишил ощущения быта. Действие развивается на маленьком подиуме, установленном на и без того небольшой фоменковской сцене. Но ощущения, что герои заперты в тесной коммуналке, нет. Под причудливый микс из Рахманинова и русской народной песни «Валенки» актеры буквально парят над сценой: зависают над полом, вскарабкиваются на стены, вскакивают на стол. Особенно много полуакробатических, полухореографических движений у Полины Агуреевой — вместе с исполнительницей роли юной подруги племянника Тамары Яной Гладких (актриса МХТ имени А.П. Чехова) они составляют настоящий эксцентрический дуэт. Ближайший показ — 9 марта. «Пять вечеров». Театр «Современник» Для «Современника» эта пьеса Володина имеет огромное значение — «Пять вечеров» стал одним из первых спектаклей театра. В 1959 году только что образованная Студия молодых актеров, из которой позже вырастет «Современник», поставила новую пьесу молодого перспективного драматурга в двух вариантах. Автором первого стал худрук Олег Ефремов, а второго — его ученица Галина Волчек. Режиссерский дебют актрисы состоялся из-за желания помочь товарищам, которым грозил вылет из труппы: Волчек разобрала с ними текст и сделала кардинально иную постановку. Ефремову и Володину спектакль понравился. Кстати, одним из кандидатов на выбывание был Станислав Любшин, позже блистательно сыгравший в экранизации «Пяти вечеров» Никиты Михалкова. Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей «Пять вечеров», которые можно увидеть на сцене «Современника» сегодня, и вовсе третья версия. Этот спектакль поставил к 50-летию театра в 2006 году Александр Огарев. Ильина играет Сергей Гармаш, Тамару — приглашенная из Театра имени Маяковского Евгения Симонова. Спектакль ностальгический, в первую очередь в деталях декораций и костюмов: популярные в СССР в пятидесятые венские стулья с гнутыми спинками, вязаная крючком ажурная скатерть на столе, веточка мимозы в банке с водой и телогрейка, надетая с меховой горжеткой и белым пальто. Ближайшие показы — 16 февраля, 8 и 21 марта. «С любимыми не расставайтесь». МХТ имени А.П. Чехова В 2005 году, за шесть лет до «Пяти вечеров» в «Мастерской Фоменко», Виктор Рыжаков поставил на сцене МХТ имени Чехова более позднюю пьесу Володина — «С любимыми не расставайтесь». Спектакль в том же 2005-м был с успехом представлен на санкт-петербургском фестивале имени Володина и включен в репертуар МХТ. Трагикомическая история о том, как молодожены Катя и Митя страшно любили друг друга, но развелись из-за глупой ревности, знакома зрителям по одноименному советскому фильму с Ириной Алферовой и Александром Абдуловым. Однако, как и в случае с «Пятью вечерами», экранизированными Михалковым, Рыжакову удалось избежать кинематографических аллюзий. Может быть, все дело в том, что спектакль родился в недрах Школы-студии МХАТ как учебная работа третьекурсников актерского отделения. Студенты, которые лишь краем уха слышали, что раньше разводы оформлялись в товарищеском суде, а утешения одинокие женщины искали в санаториях со скучными конкурсами и унылыми массовиками-затейниками, помогли посмотреть на позднесоветскую классику свежим взглядом. Ближайший показ — 6 марта. «С любимыми не расставайтесь». Театр «Около дома Станиславского» Пьеса та же, но спектакль другой. И кажется, даже сюжет под редакцией постмодерниста Юрия Погребничко становится совершенно иным. С володинским текстом режиссер поступает в свойственной ему манере. Вводит хор, исполняющий щемящие старые песни о главном («На тебе сошелся клином белый свет», «Ромашки спрятались» и «Ландыши»), одевает всех в телогрейки, черные пальто и меховые ушанки и, конечно, добавляет второй пласт действия. С историей развода Кати и Мити он рифмует сюжет «Преступления и наказания» Достоевского. Среди спешащих к по-матерински нежной судье супружеских пар, желающих развестись, вдруг появляются Раскольников и Свидригайлов. А бытовая семидесятническая драма вдруг оборачивается вечной историей. Ближайший показ — 15 марта. «Около дома Станиславского»: что нужно знать о театре Юрия Погребничко «С любимыми не расставайтесь». Московский театр юного зрителя Практически одновременно с Погребничко в 2013 году свою версию пьесы представила на сцене МТЮЗа Генриетта Яновская. И у нее получилась, разумеется, своя история. Спектакль получил премию имени Станиславского в номинации «Событие сезона» и уже шестой год собирает полный зал. Сергей Бархин создал удивительную сценографию. Наклонный ярко-зеленый луг. На нем стоят, лежат, сидят, по нему бегают и ходят толпы граждан в габардиновых пальто, фетровых беретах и легкомысленных вискозных платьицах, образуя нечто среднее между «Садом земных наслаждений» Иеронима Босха и карикатурой из журнала «Крокодил». На лугу в мягком солнечном свете граждане разводятся, ссорятся, дерутся, играют в подвижные игры. И сходят с ума — в финале спектакля Яновская помещает Катю, в пьесе Володина заболевшую воспалением легких, не в обычную больницу, а в психиатрическую. Ближайшие показы — 24 февраля, 10 и 29 марта. «Старшая сестра». Театр Et Сetera Сюжет «Старшей сестры», написанной в 1961 году и тогда же впервые поставленной Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре, знаком по фильму Георгия Натансона с Татьяной Дорониной. В оттепельном Ленинграде живут две сестры-сироты — Надя и Лида. Обе мечтают о театре, но старшая, Надя, идет работать на стройку и помогает младшей поступить в театральный институт. Время расставит все по местам, и старшая сестра все же станет актрисой. Спектакль «Старшая сестра» театра Et Сetera, несмотря на костюмы в духе шестидесятых и ретрореквизит, — не попытка реконструировать на сцене ушедшую эпоху, а, скорее, взгляд на нее из сегодняшнего дня. Режиссер Владимир Скворцов и актеры попытались найти связь между советским человеком, для которого самопожертвование — привычная формула жизни, и нашим современником. Ближайшие показы — 21 февраля, 13 марта. Вы лучшая девушка в СССР: 10 главных ролей Татьяны Дорониной «Сестра Надежда». Театр Олега Табакова Финал пьесы, в котором Надя становится известной актрисой, Володин написал под давлением цензуры — в первоначальном варианте ее мечта оставалась лишь мечтой. Но советскому зрителю нужны были истории успеха на сцене и экране. Режиссер «Табакерки» Александр Марин восстановил справедливость, поставив «Старшую сестру» с двумя финалами — ожидаемым всеми, кто видел фильм с Дорониной, и неожиданным, который изначально придумал драматург. Эти два финала — два сна главной героини, счастливый и кошмарный. А вынесенное в название спектакля имя старшей сестры обозначает главную мысль спектакля: у человека должна быть надежда. Ближайший показ — 20 марта. «Две стрелы». Центр драматургии и режиссуры Детектив «Две стрелы» — одна из самых поздних пьес Володина. Ее герои — не советские служащие, а доисторические люди. В одном племени происходит убийство, и главе рода нужно найти виновного. Подозрение падает на человека по имени Ушастый — художника, мечтателя и очень подозрительного для своего времени типа. В театре пьеса впервые была поставлена в 1980 году, а в 1989-м Алла Сурикова сделала экранизацию с Арменом Джигарханяном, Леонидом Ярмольником и Натальей Гундаревой. Осенью 2018 года на сцене Центра драматургии и режиссуры на Беговой состоялась премьера «Двух стрел» Владимира Мирзоева и театра-студии «Белый шар». Вместе со студийцами, вчерашними выпускниками Щукинского училища, на сцену выходит известная актриса советского и российского театра и кино Елена Коренева. Никаких шкур, ожерелий из клыков и костей — действие перенесено из каменного века в условный ХХ век: так проще найти параллели между первобытными героями и современными людьми. Ближайший показ — 13 февраля. Лабораторная работа. Из чего состоит театр «Центр драматургии и режиссуры»