Рецензия на фильм «Юморист»: Советский Мистер Бин *****
Трагикомедия «Юморист» выйдет в российский прокат 1 марта 2019 года. Режиссёр: Михаил Идов. В ролях: Алексей Агранович, Юрий Колокольников, Алиса Хазанова, Полина Ауг, Юлия Ауг и другие. Лето 1984 года. Вымышленный советский юморист Борис Аркадьев из обоймы Михаила Жванецкого и Геннадия Хазанова триумфально выступает в Юрмале с раскрученным в передаче «Вокруг смеха» монологом о пляжном фотографе и обезьянке. Банкеты, поклонницы, автографы, орды обожателей… Всеми этими знаками внимания к своей персоне Аркадьев начинает очень быстро тяготиться, хотя и за словом в карман по-прежнему не лезет. В просторной московской квартире юмориста трудно абстрагироваться от суеты. Дочка требует «кукол с ручками и ножками», а не случайных сувениров. Сын совсем «отбился от рук», горланя под гитару блатные песни о коммунистах и собираясь на какой-то непонятный «сейшн». Чуткая жена обеспечивает мужу надежный тыл, но расслабляться не дает. Постоянный надзор сотрудников КГБ окончательно выводит Аркадьева из равновесия, и он пускается во все тяжкие. Никого не удивишь такой аксиомой: в жизни трудно найти более угрюмых и мизантропичных людей, чем юмористы. Странно, что этот парадокс до сих пор не был толком обыгран кинематографистами, но дебютант Михаил Идов виртуозно восполняет этот пробел. В самом деле, почему про музыкантов, актеров, писателей и художников фильмов пруд пруди, а про юмористов – ноль? Между тем, в среде последних есть фигуры не менее значимые, чем, скажем, Фредди Меркьюри или Джером. К. Сэлинджер. Недаром же Аркадьев всерьез рассуждает о продолжении традиций Аверченко и Тэффи. А скоро все вообще рухнет – и это тоже как-то будет связано с произошедшими в индустрии смеха изменениями. В «Юмористе», как например, и в «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, через собирательный образ представителя творческой интеллигенции преломляется судьба целой эпохи. 1984-й поражает вопиющими противоречиями. Еще опасаются шутить про Ленина, но уже вовсю измываются над мрущими, как мухи, членами Политбюро. Ушли в историю сталинские репрессии, но внезапные ночные визиты людей с Лубянки по-прежнему вызывают оторопь. Избранным актерам дозволено выезжать в США, но за это им приходится расплачиваться унизительной ролью шутов на пиршествах советской элиты. Начавшись как камерная драма о кризисе среднего возраста в духе «Утиной охоты» и «Полетов во сне и наяву», «Юморист» в какой-то момент вырывается в область чистой метафизики. Особенно удалась в этом плане сцена с неким спецзаданием Аркадьева, которое больше походит на аудиенцию у Бога. Заданная планка не отменяет присутствия комического начала, ведь Алексей Агранович в роли советского хохмача немало похож на Мистера Бина, только гораздо более забубенного. А что поделать, если, как метко выражается один из героев «Юмориста», «водка и космос – вот наша русская идея»?! Денис Ступников,InterMedia