Владимир Высоцкий — Давид Боровский в фотохронике Александра Стернина

Легендарного "Гамлета" театра на Таганке помнят, ещё больше о нём знают благодаря воспоминаниям участвующих в нём актёров, а также журналистов, театральных критиков, редким отрывкам, отснятым на плёнку. Запоминающимся в этом спектакле были и отборный состав актёров, и стихи Бориса Пастернака, исполняемые Гамлетом-Высоцким, и знаменитый занавес Давида Боровского. О, этот занавес стал настоящим действующим лицом. "Занавес существует в трагедии как знак универсума, как все непознанное, неведомое, скрытое от нас за привычным и видимым. Его независимое, ни с кем и ни с чем не связанное движение охватывает, сметает, прячет, выдает, преобразуя логическую структуру спектакля, вводя в него еще недоступное логике, то, что "философии не снилось" ... Так позже писала Алла Демидова в книге " Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю". Фотолетопись спектаклей, представленная на экспозиции, дополнена рабочими заметками Давида Боровского, воспоминаниями Владимира Высоцкого, Аллы Демидовой, редкими снимками сцен спектакля (в роли Клавдия — Александр Пороховщиков). Фото: пресс-служба ГЦТМ имени А.А. Бахрушина "Гамлет" безусловно стал знакомым спектаклем театра на Таганке, знаковой ролью Владимира Высоцкого. Последний спектакль был сыгран 17 июля 1980 года, 25 июля актёра не стало. Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор. (В. Шекспир) В память о Владимире Высоцком Юрий Любимов создал поэтическое представление — диалог актёров театра и голоса Высоцкого в роли Гамлета. Премьера состоялась в годовщину смерти Высоцкого — 25 июля 1981 года. "Это был спектакль о погибшем поэте, и это был спектакль о театре, который осуществлял своё право на память" , - писал Анатолий Смелянский в книге "Предлагаемые обстоятельства: из жизни русского театра второй половины XX века". Фото: пресс-служба ГЦТМ имени А.А. Бахрушина И всё же по мнению многих, в том числе и самого Юрия Любимова, роль Аркадия Свидригайлова стала самой яркой в творческой биографии актёра и последней его театральной работой. К этому произведению Фёдора Достоевского Высоцкий, к слову, обращался и ранее. В 1959 году он исполнил роль следователя Порфирия Петровича в спектакле, поставленном в Московском Доме учителя Виктором Сергачёвым. Спустя 20 лет, в 1979 году, он исполнит роль Свидригайлова в постановке Юрия Любимова. Кто такой Свидригайлов? Холёный барин, развратник, инфернальная личность с того света? И тот, и другой, и третий. " Этот человек уже оттуда, потусторонний такой господин. И даже у самого Достоевского написано в дневниках, что он должен выглядеть как привидение с того света, тем более что он все время ведет разговоры о привидениях. Taк что я знаю, как там, на том свете, в потустороннем мире, что там происходит", - говорил сам актёр о своей роли. Да - обольститель, да - искуситель, завлекающий женщин старинным романсом: Она была чиста как снег зимой. В грязь - соболя,- иди по ним - по праву... Но вот мне руки жжет ея письмо - Я узнаю мучительную правду... (Слова В. Высоцкого) Фото: пресс-служба ГЦТМ имени А.А. Бахрушина Но всё-таки Аркадий Свидригайлов Высоцкого — жертва неразделённой любви Дуни Раскольниковой. Герой гибнет, кончает самоубийством, заканчивая жизнь страшной исповедью, по причине отсутствия взаимного чувства. Три спектакля, три личности и три роли отразились в фотографической экспозиции небольшого, но очень насыщенного мыслями пространства мастерской. В год театра и юбилейный год Давида Боровского (в 2019-м исполняется 85 лет со дня его рождения) мы можем видеть фотохронику спектаклей ХХ-го столетия. Выставка работает до 27 июня 2019 года.

Владимир Высоцкий — Давид Боровский в фотохронике Александра Стернина
© Ревизор.ru