Войти в почту

Радзинский рассказал, как Хрущев спас его пьесу

Эдварду Радзинскому было всего 25 лет, а он уже был одним из самых популярных драматургов страны. Спектакли по его пьесам одновременно ставили такие легендарные режиссеры, как Анатолий Эфрос и Георгий Товстоногов. Свою первую пьесу он написал, когда ему было всего 19 лет. Она была посвящена Индии XVIII века. Радзинский жил в центре Москвы, рядом находился Театр юного зрителя и Театр имени Ленинского комсомола. "И я решил, что сначала все беды должен испытать Театр юного зрителя. Я пришел читать эту пьесу туда", — вспоминает писатель. Произведение слушал Ролан Быков, и ему оно понравилось. Он сказал: "Путь нашего театра лежит через Индию". Но то, что пьесу взяли, совсем не означало того, что ее поставят. И тогда Радзинский каждый месяц начал названивать в театр с вопросом, когда же он увидит свою постановку. Но завлитша ему отвечала: "Пьеса – это как ребенок, которого посадили на горшок. Умейте обождать". Так прошел год. По словам драматурга, пьесу бы никогда не поставили, потому что кому могла быть интересна Индия XVIII века? Но в Индию собрался с визитом Никита Хрущев, и репетиции тут же начались. Пьеса прошла 14 раз. Но дети – не взрослые, и когда им не нравится спектакль, они начинают заниматься всем чем угодно. "И тогда я понял: то, что не выносят дети, то вынесут взрослые. Я перешел на другую сторону улицы и вручил следующую пьесу Театру имени Ленинского комсомола", — рассказывает он. Следующая его пьеса называлась "Вам 22, старики!" и была посвящена физикам. А затем он решил написать произведение про двух людей – про мужчину и женщину. Так появились "104 страницы про любовь". Радзинский говорит, что и эта пьеса вряд ли бы появилась на сцене, но тут в театре появился Юрий Любимов, который должен был стать главным режиссером. Он даже сделал распределение ролей и начал репетировать. Однако вдруг вместо Любимова назначили Анатолия Эфроса. "Ему показали пьесу. Он всплакнул и начал репетировать", — вспоминает Радзинский. По словам драматурга, в России, если один театр ставит пьесу, и она идет удачно, то все остальные тоже начинают. Так было и в этот раз. В Ленинграде узнали о пьесе молодого драматурга, и БДТ тоже начал ее ставить. Играли Татьяна Доронина, Зинаида Шарко, Олег Борисов и Владимир Рецептор. Первую репетицию проводил молодой режиссер. "Он бегал между актерами и объяснял, что это новая пьеса молодого автора. Это было тяжело", — вспоминает писатель. Но потом пришел Георгий Товстоногов, про которого в Ленинграде говорили так: "Нет бога кроме Гога". И уже на следующей репетиции Радзинский не узнал актеров: "Это были другие люди. Это было грандиозно. Я был редко, когда так счастлив, как в эту секунду". "Доронина играла невероятно. Она не уходила домой, а между репетицией и спектаклем спала в гримерке. Она играла все", — говорит он. О своей личной жизни Радзинский рассказывает мало. В первый раз он женился сразу после школы. Его избранницей стала актриса Алла Гераскина. Через несколько лет у супругов родился сын Олег. С ним у Радзинского потом сложились очень непростые отношения. Второй женой драматурга была Татьяна Доронина. Они прожили пять лет, но даже сегодня, спустя годы после их расставания, Эдвард Станиславович неизменно восторгается ей, восхищается ее талантом и называет "особенной". Со своей третьей женой Еленой он живет уже много лет. В одном из интервью она призналась, что ей самой пришлось сделать предложение писателю, потому что он никогда бы на это не решился. "Я всегда занят творчеством, и не все люди могут это выдержать. Я работаю все время. Мне интересно только писать", – сказал сценарист и драматург Борису Корчевникову. Как Радзинский отстоял свои "104 страницы про любовь"? Что драматург рассказывает о своих отношениях с Татьяной Дорониной? Как он спасал единственного сына из тюрьмы? И общаются ли они сейчас? Ответы – в программе "Судьба человека с Борисом Корчевниковым".

Радзинский рассказал, как Хрущев спас его пьесу
© Вести.Ru