Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Игра Ганнибала
Игра Ганнибала
Боевик, Триллер
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Эбигейл
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Зелёная книга
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Жара
Жара
Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Царство
Царство
Боевик, Исторический, Военный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет

Лицедей из крепостных 

Лицедей из крепостных
Фото: Собака.ru
Курская театральная сцена знала множество великих артистов, но самый знаменитый из них, несомненно, Михаил Щепкин, 230-летний юбилей которого отмечался в минувшем году. Михаил Семенович родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красное Обоянского уезда в семье Семена Щепкина, крепостного графа Гаврилы Волькенштейна. Щепкин-старший был управляющим всеми поместьями своего хозяина, материально ни в чем не нуждался. Неоднократно пытался получить вольную для себя и своей семьи, но всякий раз ему отказывали, поскольку граф был убежденным сторонником крепос-тного права.
На подступах к сцене
В 1793 году Щепкины переехали в соседний Суджанский уезд, где пятилетний Михаил начал учиться грамоте у старого ключника хлебного магазина. Меньше чем за год он усвоил все уроки, и для продолжения учебы его сначала отправили в Кондратово к местному священнику, а затем, вместе с младшей сестрой Александрой, в Белгород. По пути к новому месту обучения пришлось остановиться на ночлег в поместье Волькенштейна, где произошло знаменательное событие. В тот день в доме графа давали представление по опере Сергея Вязмитинова «Новое семейство». Впервые будущий артист увидел театрализованное действо и, как написал впоследствии, «я не знал, что в этот вечер решится вся будущая судьба моя».
В Белгороде он продолжил постигать грамоту, покуда его вместе с сестрой не перевели в Суджанское народное училище. Здесь и состоялся его театральный дебют: в 11 лет он участвовал в спектакле по комедии «Вздорщицы»: Михаил — в роли слуги Розмарина, а его сестра Александра — в роли вздорщицы Розалии. Постановка понравилась губернатору, и он пригласил юных артистов выступить на свадьбе дочери. Об успехе узнал Семен Щепкин и попросил графа Волькенштейна отправить детей для дальнейшего образования в Курск. Ученик князя Мещерского
После окончания училища 17-летний Щепкин стал личным секретарем графа, продолжая при этом совершенствоваться в любимом деле: теперь он — с разрешения Волькенштейна — был постоянным актером труппы Барсовых. В 1810 году в доме князя Голицына в 20 километрах от Суджи произошло еще одно судьбоносное событие. В любительском спектакле по комедии Сумарокова «Приданое с обманом» молодой Щепкин наблюдал за новаторской игрой князя Прокопия Мещерского, о чем много позже поведал в своих «Записках»: «В это-то время князь Мещерский, без желания, указал мне другой путь. Все, что я приобрел впоследствии, все, что из меня вышло, всем этим я обязан ему; потому что он первый посеял во мне верное понятие об искусстве и показал мне, что искусство настолько высоко, насколько близко к природе».
В 1816 году, когда курская труппа распалась, Щепкин отправился в Харьков, где вошел в актерский коллектив под управлением известных антрепренеров Ивана Штейна и Осипа Калиновского. Здесь начался расцвет его дарования, местная публика быстро его распознала и стала ходить только «на Щепкина».
Малороссийские Афины
А дальше последовала Полтава, куда по приглашению генерал-губернатора Малороссии князя Николая Репнина-Волконского в 1818 году приехала выступать труппа Штейна.
У князя были далеко идущие планы, согласно которым Полтава должна была стать культурным центром Малороссии, своего рода «местными Афинами». Главным же средством для достижения этой цели должен был стать театр, чем и объясняется столь повышенный интерес к судьбе Щепкина. Михаил Семенович почти сразу принял приглашение и перешел на службу в Полтавский театр. Одним из его руководителей был знаменитый автор «Перелицованной Энеиды» , основоположник украинской изящной словесности. Специально для Щепкина он создал образы выборного Макогоненко в «Наталке-Полтавке» и поселянина Михайла Чупруна в «Москале-Чаровнике».
Культурный генерал-губернатор пошел дальше и задался целью выкупить крепостного актера у Волькенштейнов. Всего для этого нужно было 10 тысяч рублей — одну десятую от этой суммы составлял тогда годовой заработок учителя. Для сбора денег князь организовал спектакль, а недостающую часть пожертвовал самолично, в результате чего семья Щепкиных получила вольную.
В марте 1822 года Михаил вернулся в труппу Штейна, который к тому времени возглавлял уже Тульский театр. Здесь его увидел чиновник Конторы московских театров Василий Головин, присланный приобретать новые таланты для театра, и вскоре Щепкин получил приглашение в столицу. Не человек, а дьявол
В Белокаменной уже знаменитый к тому времени артист дебютировал в сентябре 1822 года. В театре на Моховой он исполнил главную роль в комедии Михаила Загоскина «Богатонов, или Провинциал в столице», а также роль Угара в пьесе французского писателя Дюбуа «Марфа и Угар, или Лакейская война». А с 1824 года начал выступать в Малом театре, где со временем его репертуар обогатился многими знаковыми ролями, в том числе с такими столь характерными для него, как Арнольф в «Школе жен», Сганарель в «Школе мужей» и Гарпагон в «Скупом» великого Мольера. Интересно, что «Скупого» специально для Щепкина перевел с французского .
К тому времени артист стал, по сути, властителем дум, о чем свидетельствуют слова из письма родителям студента Виссариона Белинского: «…Лучший комический актер здесь — Щепкин: это не человек, а дьявол: вот лучшая и справедливейшая похвала его».
Однако сам Михаил Семенович стремился вырваться из амплуа комического актера. Его метод состоял из тщательной подготовки, разучивания текста, расстановки акцентов, выстраивания мизансцен, психологической настройки на исполнение в день выступления, задолго до начала спектакля, — все то, что через 100 лет Станиславский назовет «вживанием в образ».
За два года Щепкин стал ведущим артистом Малого театра, слава его стала повсеместной, и в 1825 году он впервые приехал в Петербург, где с триумфом выступил на сцене Александринского театра.
Вслед за 
В 30-е годы на авансцену русского театра вышел Николай Гоголь, любимый писатель Щепкина. По всеобщему мнению, именно роль городничего в «Ревизоре» стала главным событием в творческой биографии Михаила Семеновича.
С Гоголем связаны и последние дни великого артиста. Летом 1863 года по настоянию врачей Щепкин отправился на лечение в Ялту, где остановился в доме у своих друзей — управляющего императорским имением в Ливадии Лазаревского и главного врача города Ялты, украинского поэта Степана Руданского. Приезд столичной знаменитости вызвал в городе всеобщий ажиотаж, и вскоре светлейший князь Воронцов пригласил артиста на званый ужин к себе в Алупкинский дворец. По просьбе собравшихся Михаил Семенович начал читать отрывок из «Мертвых душ», но во время чтения ему стало плохо, и по рекомендации осмотревшего его врача он был доставлен в гостиницу. А 11 (23) августа 1863 года великий лицедей перешел в мир иной.
Текст: Олег Качмарский
По материалам РИА «Курск сегодня»
Что стало с Ксанкой из «Неуловимых мстителей»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео