Став директором ТЮЗа, Игорь Баголей наступит на горло собственной песне актера

Очередное, мягко говоря, удивительное решение областного министерства культуры, на днях все-таки раскрывшего интригу вакантного места директора саратовского Театра юного зрителя, не только всколыхнуло всю театральную общественность, но и породило немало домыслов и перешептываний. Со дня назначения известного и любимого публикой актера, за десятилетия службы в саратовском драмтеатре уже успевшего стать "лицом" и - чего греха таить - хорошо продаваемым театральным брендом, прошло две недели, а недосказанность, связанная со сменой места работы заслуженным артистом России Игорем Баголеем, во многом сохраняется и по сей день. Несомненно одно: сомнительные кадровые перестановки от чиновников из минкульта поставили под вопрос будущность обоих старейших саратовских театров. Начало этой истории положил Анатолий Барсуков, который в конце декабря 2018 года сменил свою должность директора саратовского ТЮЗа, где он проработал в течение пяти лет, на другой руководящий пост, но уже в Москве. В столице Барсуков сделался не последним человеком в культурной среде, заняв кресло замдиректора Большого театра, а освободившееся после него в Саратове место сразу привлекло немало желающих. Кого только ни прочили в преемники Барсукову! Попеременно всплывали имена то действующего зампреда областного правительства Валентины Гречушкиной, то самой главы регионального минкультуры Татьяны Гараниной. И даже персона с не менее одиозной биографией, экс-министр культуры области, а ныне - замдиректора областной филармонии Светлана Краснощекова не осталась в стороне от подковерной борьбы за вожделенное кресло. Тем поразительнее стало известие о том, что в схватке за главный приз "хозяйственников" ведущего детского театра страны обскакал "лирик" до мозга костей, которому не хватило всего ничего, чтобы отметить на сцене alma mater тридцатилетие своей работы в театре. "Он порядочный человек и воровать не будет". Для бессменного художественного руководителя академдрамы Григория Аредакова новость об уходе из труппы одного из ведущих актеров, режиссеров и педагогов стала, в некотором роде, "ударом ниже пояса". В разговоре с корреспондентом информационной службы "Саратов 24", состоявшемся сразу после вступления Баголея в новую должность, Григорий Анисимович признался, что такой поворот событий стал для него полной неожиданностью. "Игорь Михайлович зашел ко мне "по-соседски" и сказал об этом, - вспоминает Аредаков. - Мне расставаться с ним жалко, и жалко то, что я не смогу занимать его в следующих спектаклях". Именно богатое сценическое настоящее Игоря Баголея, незримо связанного с академдрамой ролями в девяти постановках действующего репертуара, и вызывает больше всего недоумения и беспокойства. Оно и неудивительно, ведь ценой прозаичного, казалось бы, увольнения в данном случае станет неминуемое исчезновение из афиши театра или, в лучшем случае, кардинальное переформатирование, таких кассовых и еще совсем свежих спектаклей, как "доХХХод", "Женщина из прошлого", "Тень", "Мафия и нежные чувства", "Школа жен". Несмотря на явное нежелание сторон обсуждать столь грустные и незавидные перспективы, очевидно, что это - лишь вопрос времени. Григорий Аредаков, впрочем, старается смотреть на вещи оптимистично. "Он выращен нами и никогда не оставит театр, не подведет его, - уверен Григорий Анисимович. - Он хороший, настоящий артист. Ну, будет он работать там - надеюсь, хорошо. И будет, я думаю, отдыхать от этой тяжелой работы - играть роли. Труппа встретила его, насколько я знаю, прилично. Он порядочный человек и воровать не будет - не только потому, что честный, но потому, что не умеет". Сам Игорь Баголей, который пока скуп на комментарии и крайне неохотно общается с журналистами, поделился намного более осторожным прогнозом относительно продолжения своей творческой карьеры. "Конечно, сразу закрыть такое количество постановок для любого театра будет большим ударом, - объяснил он. - Поэтому в ближайшее время я буду продолжать выходить на сцену в своих ролях, но параллельно уже веду с руководством театра переговоры об уменьшении этой нагрузки, сокращении количества спектаклей до минимума. В конечном итоге это необходимо, чтобы оба театра могли нормально планировать свою работу. Но процесс этот не быстрый, на него требуется время". Отказываться от работы со студентами в Консерватории Баголей пока не намерен. Но хватит ли этой его решимости, а главное - физических сил надолго, покажет время. Сегодня очевидно лишь то, что основная часть миссии по воспитанию будущих актеров ляжет на плечи других педагогов курса Театрального института. "Я стараюсь максимально оставаться включённым в работу со студентами, - уверяет Баголей. - Сейчас в мастерской начинается ответственная пора дипломных выпускных спектаклей. Но здесь я всегда могу рассчитывать на свою супругу, коллегу и второго педагога мастерской Любовь Николаевну Баголей. Мы с ней работаем со студентами вместе уже много лет, и я уверен, что в случае необходимости она всегда сможет поддержать меня, взять дополнительную нагрузку. Совсем недавно состоялась наша первая премьера «Два джентльмена из Вероны» по мотивам пьесы Шекспира «Два веронца» на большой сцене Саратовского театра драмы. Уже есть планы и на выпускной четвертый курс. Но речи о том, чтобы переносить дипломные работы моих студентов на сцену ТЮЗа, не идёт". Театр начинается не с бани... Поговаривают, что в действительности на новом месте работы новоиспеченному директору был оказан прохладный, едва ли не враждебный прием. И дело не только в естественной реакции коллектива на появление новичка, который возьмет в руки бразды правления и неминуемо установит - или же постарается установить - собственные порядки. "Собака зарыта" гораздо глубже и кроется в негласном противостоянии и извечной борьбе за симпатию зрителя двух крупнейших саратовских театров, исповедующих абсолютно разную сценическую стилистику. Но даже не это главное. Обескураживает другое: приход исключительно творческого человека на должность, требующую принятия взвешенных, сугубо рассудочных решений и мало-мальского опыта управленца, который имеется за плечами некоторых сценических образов Игоря Баголея, но отнюдь не его самого. "Меня больше удивляет, когда вдруг становится директором человек, который перед этим, например, баней руководил или вообще ничего не понимает в театре", - пошучивает в своей привычной манере Григорий Аредаков. Рассуждать о причинах, побудивших его столь кардинально сменить род деятельности и фактически начать затяжное прощание со сценой и своими многочисленными поклонниками, Игорь Баголей пока не настроен. Говорит, что для этого еще не пришло время, тем самым позволяя сколько угодно строить гипотезы о том, насколько самостоятельным был сделанный им выбор. "Безусловно, переход на предложенную мне должность директора Саратовского ТЮЗа имени Киселёва привел к большим переменам в моей жизни, но сейчас ещё рано делать какие-то выводы и обобщения, - осторожничает сам директор ТЮЗа. - Необходимо время, чтобы почувствовать себя достаточно включенным во все тонкости такого сложного процесса, как руководство театральным коллективом. Только тогда можно будет прокомментировать достигнутые успехи и возникающие трудности". Несомненно одно: в ближайшее время у академдрамы не будет отбоя от зрителей, которые придут попрощаться с полюбившимися спектаклями и своим кумиром - Игорем Баголеем в роли актера.

Став директором ТЮЗа, Игорь Баголей наступит на горло собственной песне актера
© САРАТОВ24