"Чёрное зеркало" Юрия Мамлеева
Николай Гоголь, давший литературную жизнь множеству "страшилок", которые он почерпнул из украинского фольклора, все-таки, по распространенному мнению, желал придать легитимность украинскому народному устному творчеству, приподнять героев сказаний на какой-то иной уровень, нанести Украину на литературную карту. Мамлеева же можно было бы соотнести с Гоголем в параллели с городским фольклором, с неоднозначной религиозной подоплекой. Однако герои Мамлеева в большей степени, по замыслу автора, как я полагаю, представляют сам народ, а не его фантазии и сказки. Если же сравнивать Мамлеева со Стивеном Кингом, то стоит сказать о том, что романы Кинга, при всей своей ценности, представляют собой не более чем сказки, в которых зло – есть зло, а добро – есть добро. Герои Кинга не двух- и не трехмерны, в то время как персонажи Мамлеева способны воплощать в себе и обыденность, и уродливость, и жестокость, и смертельную тоску. Конечная цель у двух авторов тоже разная. Кинг хочет напугать читателя, Мамлеев скорее напрячь, взбудоражить. Фото: Владимир Сычёв По моему мнению, больше похожи на правду аналогии Мамлеева с идеями Серебряного века: с заигрываниями с потусторонним, с бесконечным маскарадом, с самоубийственной тоской. Наша литературная среда 70-х годов в лице Юрия Мамлеева, Леонида Губанова, Венички Ерофеева вкупе с интеллигенцией, поощряющей нездоровый интерес к эзотерике и мистике, очень напоминает творческую жизнь Серебряного века, правда, с одной поправкой – советской, провинциальной, дворовой ментальности. О литературе Юрия Мамлеева всегда говорят или с раздражением, или с придыханием. Мамлеев – писатель не для всех. Первое, что бросается в глаза, при прочтении данного автора – гиперболизация уродства, тема мирового уродства вообще. Мамлеевский мир – мир враждебный и агрессивный, мир, населенный физическими и моральными уродами, рабочими-садистами, старыми ведьмами из коммунальных квартир, болезненными детьми. Его герои и персонажи –воплощение нашего подсознания, всего того, что мы стараемся блокировать в себе. С темой уродства и монстров связана другая отличительная черта творчества Юрия Мамлеева – связь с потусторонним миром. Тема смерти, поиска смерти, гостей из загробного мира, познавших смерть, занимает писателя. Если "реальные", не загробные персонажи Мамлеева уродливы, глупы и суетны, то мертвецы и чудовища по-своему возвышенны и спокойны. Фото: wcbook.ru Герой рассказа "Черное зеркало" видит вместо собственного отражения чудовище с двумя головами и четырьмя ушами. Коля Фа из одноименного рассказа умирает вместе со своим чудовищем – уродливым карликом. Григорий из "Иного" в попытке убийства синего одноглазого существа сам становится им. Потустороннее в творчестве Мамлеева – мерило непознаваемости бытия автора. Герои ищут ответов у призраков и чудовищ, но упираются лишь в себя, в свое сознание. Стиль Юрия Мамлеева часто называют метафизическим реализмом (магический реализм с религиозной или эзотерической составляющей). В основном же проза Мамлеева, как и его стихи, насыщены метафизикой и христианскими идеями от противного. Ад у Мамлеева на каких-то тонких ниточках противопоставлений выстраивается как бесконечно довлеющее над человеком пространство выродков, живых трупов и недоносков. Перед нами предстает Черное зеркало, в котором по замыслу автора каждый способен разглядеть себя самого, свои пороки, самые страшные мысли и желания. Сам же Мамлеев не без гордости рассказывал, как к нему в разное время обращались молодые люди, благодарившие за его произведения, и утверждавшие, что чтение его произведений спасло их от самоубийства. Религиозная концепция Мамлеева сложна и по-постмодернистски многогранна: православие, духовные практики Востока, философские идеи Ницше и Бердяева. Человек по Мамлееву не всегда наделен "божьей искрой", но чаще бесконечно оторван от божественной почвы. Человек, обращенный лишь в себя, видит монстра, и монстр не способен дать человеку внятный ответ о нем самом и о мире вокруг, но способен слиться с человеком или погубить его. Фото: labirint.ru Если же углубиться в характер мамлеевских героев, изобразить их общий психологический портрет, то первое, что приходит на ум – честность героев, их неумение лгать, желание выкладывать правду-матку перед первым встречным. Они не способны пропускать свои инстинкты через мысль и сознание, поэтому не выстраивают никаких преград перед действием деструктивных позывов. Черное зеркало Юрия Мамлеева – зеркало бесконечного кошмара, земного ада, созданного людьми и названного раем. За всем кошмаром мамлеевского мира стоит надежда на прозрение человека, на его перевоплощение. Его герой – не сверхчеловек ницшеанского типа, а человек с общим связующим мышлением, которое несет нам Абсолют или Божество, поисками связей с которым занимался Юрий Мамлеев в своем творчестве.