Войти в почту

Экспортёров кино ждут налоговые льготы

Минэкономразвития предлагает поддержать экспорт российских сериалов, фильмов и анимации. Прежде всего, речь идёт о введении налоговых льгот для тех компаний из сферы кино- и телепроизводства, которые продают контент за рубеж не менее чем на $1 млн в год. Проект плана уже разослан ведомством в заинтересованные организации и будет скорректирован с учётом их замечаний, пишет «Коммерсант» со ссылкой на стратегию развития экспорта услуг до 2025 года. Этот комплексный документ содержит меры по стимулированию экспорта, в том числе в области культуры. На рассмотрение правительства он поступит предположительно до 1 марта. Взаимодействие с Российским экспортным центром Минэкономразвития предлагает расширить финансирование производителей контента, включая льготные кредиты и гранты, покрытие части расходов на рекламу, перевод на другие языки и страхование от потенциальных исков по авторским правам. Ещё одна важная идея — ввести механизм рибейтов (возврат части денег) для иностранных компаний, занимающихся съёмками в России. Эти меры обсуждались и в Российском экспортном центре (РЭЦ), где прошлой осенью была озвучена амбициозная цель — увеличить экспорт по разным отраслям до $100 млн в год к 2024 году. Однако, отмечают в РЭЦ, добиться этого будет крайне сложно: хотя российских экспортёров в сфере контента 43, не все готовы экспортировать на 1 млн в год. По данным «Роскино», в 2018 году общая выручка от проданных за рубеж отечественных фильмов составила около $27 млн. Что касается разовых сделок на сумму, превышающую $1 млн, то таких примеров раз-два и обчёлся. Скажем, студия Yellow, Black&White продала права на сериал «Лучше, чем люди» на Netflix примерно за $1 млн, что считается рекордной сделкой по экспорту онлайн-прав. Китай купил у студии Art Pictures фильм «Притяжение» за $2 млн. Давние ожидания «Инициатива Минэкономразвития, безусловно, очень своевременная и правильная. Индустрия давно ждёт этих изменений. Именно о таких мерах стимулирования отечественного кинопроизводства давно говорят российские кинематографисты на самых разных уровнях», — отмечает в беседе с News.ru глава Роскино Екатерина Мцитуридзе. По её словам, первая инициатива, с которой компания Роскино (в 2011 году преобразованная из «Совэкспортфильма») обратилась в комитет Госдумы по культуре, касалась введения рибейтов. Идею лоббирования закона о налоговых послаблениях в своё время выдвигала Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Всем будет проще, если появится федеральный закон, который позволит, в частности, успешнее привлекать иностранных производителей. «Из 40 с лишним российских компаний-экспортеров примерно 10−12 имеют возможность продавать контента больше, чем на $1 млн. Они постоянно присутствуют на рынках и получают на безвозмездной основе государственное финансирование, в основном — из фонда поддержки кинематографии. Этот ресурс позволяет им каждый год иметь в своём активе несколько новых качественных фильмов, которые они потом монетизируют на международных рынках», — рассказала глава Роскино. Сложившиеся реалии Возможно, продолжает она, новый механизм поддержки будет дорабатываться, обрастать поправками, и в итоге — коснётся тех независимых игроков, которые вкладывают в кинопроизводство собственные средства и рискуют ими. Эти компании делают кино с меньшим коммерческим потенциалом, зато обладают большими возможностями представлять Россию на фестивалях. Например, фильм «Айка», созданный при поддержке Министерства культуры, снимался на весьма скромные деньги, полученные из разных источников в России, Германии, Польше, Китае и Казахстане. Он был продан в разные страны, но для подобного рода авторских работ нужно много времени, чтобы раскрутиться, срок их выхода на рынок может составить два-три года. «То, что российские фильмы продаются в мире в целом за меньшие суммы, чем, скажем, французские или британские, — это не проблема, а сложившаяся данность. Однако есть и исключения: сериал „Троцкий“ имел серьёзный коммерческий успех за рубежом, сопоставимый с любыми внутриевропейскими продажами», — говорит Мцитуридзе. Западный опыт Не стоит брать во внимание США: тамошние фильмы и сериалы существуют в особых условиях, в Америке нет государственного финансирования киноиндустрии, система поддержки полностью другая. Если говорить о странах Европы, там национальные киностудии пользуются мощной поддержкой властей, за что Роскино и бьётся все последние годы, отмечает собеседница News.ru. «Надо взять на вооружение опыт такие компаний как UniFrance, аналог Роскино. Необходимо, чтобы российские дистрибьютеры могли доплачивать международным прокатчикам за риски, которые те имеют, работая с менее раскрученным контентом», — отмечает Екатерина Мцитуридзе. Отдельный вопрос — меньшая, по сравнению с западными коллегами, узнаваемость российских звёзд. Между тем, такие актёры, как Данила Козловский или снявшийся в «Игре престолов» Юрий Колокольников способны придать дополнительной яркости абсолютно любой киноленте. Словом, резюмирует Мцитуридзе, речь идёт о скрупулёзной профессиональной работе по продвижению отечественного кино в мире — от рынка к рынку, от мероприятия к мероприятию. Эта работа касается всех и не даёт сиюминутной выгоды и эффекта, как например, нефтянка. И это высокорисковый и поначалу низкомаржинальный бизнес: многие приходят в индустрию и разочаровываются.

Экспортёров кино ждут налоговые льготы
© News.ru