Театральные премьеры марта: "Русалка" и "Сцены из супружеской жизни"
МОСКВА, 22 фев – РИА Новости, Наталия Курова. Первый месяц весны порадует любителей оперного искусства, поклонников балета и драмы: зачин сделает Большой театр, который представит оперу "Русалка" Антонина Дворжака, фестиваль балета "Мариинский" представит поклонникам ретроспективу хореографического искусства, а самый главный сюрприз ждет во МХАТе им Горького, который представит первую премьеру сезона во главе с новым руководством - спектакль Андрея Кончаловского "Сцены из супружеской жизни". Большой театр Большой театр, взяв небольшой тайм–аут, начнет март с премьеры самой известной оперы чешского композитора Антонина Дворжака "Русалка". Это произведение в 21 веке переживает поистине второе рождение – оно включено в репертуар многих театров мира, а ведущие сопрано обязательно включают в свои концертные программы заглавную партию Русалки. Либретто оперы основано на сказках Карела Яромира, Эрбана и Боженко Немцовой. Автор либретто Ярослав Квапил. Премьера состоялась в 1901 году в Праге на сцене Национального театра. Для постановки этой оперы Большой театр пригласил латвийского дирижера Айнарса Рубикиса, одного из победителей конкурса имени Густава Малера в 2010 году. И режиссера Тимофея Кулябина, это второе его сотрудничество с ГАБТом, где в прошлом сезоне он выпустил комическую оперу "Дон Паскуале". Автор сценографии – Олег Головко, художник по костюмам – Галя Солодовникова. В одном из интервью накануне премьеры режиссер признался, что для него постановка "Русалки" стала довольно сложным и новым опытом. Как правило, он делает свои спектакли и в драме, и в опере про сегодняшний день. А в "Русалке" с ее сказочным миром и сказочными героями, это сделать было не просто… Премьера оперы "Русалка" состоится 6 марта на Новой сцене Большого театра. Мариинский театр Март в Мариинском театре в Петербурге можно назвать фестивальным. Три фестиваля – балетный "Мариинский", "Северная лира" и "Поющая Масленица" украсят афишу музыкального театра. Откроет март IV Международный фестиваль "Поющая Масленица", который пройдет с 3 по 10 марта в Мариинском театре. За время масленичной недели на площадках театра выступят хоровые коллективы России, Японии, пройдут оперные спектакли и марафон a capella. Фестиваль откроется в Мариинском-2: в исполнении Хора, детского хора и Симфонического оркестра "Мариинки"; Хора мальчиков Хорового училища им. Глинки; сводного хора детских музыкальных школ Санкт-Петербурга прозвучит сценическая кантата Карла Орфа "Кармина Бурана". Впервые в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля 4 марта выступит Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Завершится музыкальный форум 10 марта тремя событиями. В Зале Прокофьева в Мариинском-2 хоровое училище им. Глинки представит "Городок в табакерке". На основной сцене Мариинского-2 пройдет опера Римского-Корсакова "Снегурочка", а в Концертном зале – выступит молодежный хоровой коллектив из Перми – академический хор "Млада", который исполнит русские и зарубежные народные песни. В один день – 21 марта – откроются ХVIII Международный фестиваль балета "Мариинский", который продлится до конца марта, и III Международный фестиваль арфы "Северная лира", он завершится 24 марта. Балетный форум пройдет на сцене Мариинского театра и Мариинского-2. Программа предложит зрителям ретроспективу хореографического искусства: от шедевров Петипа, через модерн и неоклассику ХХ века, к работам современных авторов. Состоится мировая премьера балета на песни Мика Джаггера в постановке Мелани Хамрик, свои премьерные работы представят Илья Живой, Владимир Шкляров и Александр Челидзе. Откроется фестиваль российской премьерой балета "Push comes to shove" легендарного американского хореографа, обладательницы премии "Эмми", "Тони" и Национальной медали США в области искусств Твайлы Тарп. Завершится форум 31 марта гала-концертом, в программу которого включены балеты Альберто Алонсо "Кармен-сюита", "Маргарита и Арман" Фредерика Аштона, а также классический дивертисмент при участии ведущих танцовщиков "Мариинки". Музыкальный фестиваль "Северная лира" соберет музыкантов из Японии, Испании, Франции и Чехии. Посвящение фестиваля – памяти арфистки и мецената Йоко Нагаэ Ческины, благодаря которой осуществились многие проекты Мариинского театра. Театр им. Пушкина Театр имени Пушкина в марте представит впервые на российской сцене комедию английского драматурга Фрэнсиса Бомонта "Рыцарь пламенеющего пестика" в постановке известнейшего и самого русского британского режиссера Деклана Доннеллана. Он давно сотрудничает с пушкинским театром и эта сцена и труппа хорошо ему знакома. Пьеса Бомонта "Рыцарь пламенеющего пестика" была впервые поставлена в 1607 году детской труппой в лондонском театре "Блэкфраерс". Это одна из двух сохранившихся пьес автора, написанная им всего за 8 дней. Дети-актеры начинают показывать сентиментальную бытовую комедию из городской жизни под названием "Лондонский купец". Но во время представления на сцене внезапно появляется пара зрителей - Бакалейщик и его Жена и начинает нарушать ход спектакля. Они выражают недовольство, спорят со служителями театра и персонажами комедии, принимаются руководить спектаклем и внедряют в спектакль своего подмастерья Ралфа в качестве странствующего рыцаря. Пестик, который носит рыцарь-Ралф – это символ профессии бакалейщиков, часто толкущих в ступе разные специи. Ралф забирается на сцену, и "Лондонский купец" становится "Рыцарем пламенеющего пестика". В этом фарсе, созданном Доннелланом вместе со своим постоянным соавтором художником Ником Ормеродом, насыщенном движением, страстями, слезами и смехом, розыгрышами и проделками – перед зрителем его величество театр предстанет во всем своем многообразии. В спектакле заняты любимые артисты режиссера – Александр Феклистов, Андрей Кузичев, Агриппина Стеклова, Назар Сафонов и другие. Табакерка Театр Олега Табакова представит спектакль "Русская война Пекторалеса" по повести Николая Лескова. Пьесу по повести Лескова "Железная воля" написал драматург Олег Грисевич. Режиссер-постановщик Сергей Пускепалис. Дорога и жизнь тесно переплетаются в этом музыкальном спектакле, поставленном Пускепалисом по известной повести Лескова – истории о немецком инженере и его русских приключениях. Гуго Пекторалес отправляется наводить прядок в России, надеясь в решении этого вопроса на свою универсальную "железную волю", но сталкивается здесь с вещами, не поддающимися логическому объяснению, вынужден принимать участие в событиях совершенно невероятных. "Перед каждым из нас, и передо мной в том числе, в определенном возрасте возникают вопросы самоидентификации: кто я, откуда и зачем. Вопросы эти вечные и очень существенные. Николай Семенович Лесков вот в таком достаточно легком, шутливом жанре, который он сам назвал "анекдотом про немца", размышляет над тем, что представляет нашу российскую самобытность и что является цивилизационной составляющей народа, обитающего на этой огромной территории", - сказал Пускепалис накануне премьеры. В спектакле заняты артисты театра: Виталий Егоров, Иван Шибанов, Александр Воробьев, Евгений Миллер, Дмитрий Бродецкий, Алексей Усольцев, Игорь Хрипунов. Премьерные показы пройдут 7 и 8 марта в театре Олега Табакова на сцене на Сухаревской МХАТ им. Горького МХАТ им. Горького, который с этого сезона открывает новую страницу своей истории, представит в марте первую премьеру – спектакль "Сцены из супружеской жизни" Андрея Кончаловского по пьесе Бергмана. Скандинавские драматурги наряду с Чеховым были ключевыми фигурами "новой драмы" в конце 19 века. Их произведения вошли в основу репертуара Московского Художественного театра при Станиславском. Достаточно сказать, что до революции во МХАТе было поставлено 9 пьес Ибсена. Общепризнанным наследником традиций Ибсена и Стриндберга в 20 веке стал великий шведский режиссер и драматург Бергман. И спектакль "Сцены из супружеской жизни" в каком-то смысле является продолжением линии основателей МХАТ. Одноименный фильм Бергмана развивает линию скандинавской "новой волны" на тему о кризисе традиционной семьи. При этом и для самого режиссера Кончаловского тема кризиса семьи тоже является сквозной на протяжении его творчества. Достаточно напомнить "Историю Аси Клячкиной, которая любила да не вышла замуж", "Дворянское гнездо", "Дядю Ваню", "Возлюбленных Марии". Кончаловский ставил уже пьесу "Сцены из семейной жизни" в Италии, перенеся действие в итальянские реалии. В постановке МХАТ сюжет Бергмана адаптирован к российской действительности 1990-х годов. "У меня появилась идея сделать "Сцены из семейной жизни" во время перестройки. Я представляю, как будет выглядеть – очень интересно. Это переносится легко, потому что отношения мужчины и женщины очень универсальны. Я решил перенести это на русскую жизнь в середине 90-х. Юлия Высоцкая и Александр Домонаров исполнят главные роли", - рассказал режиссер перед началом работы над спектаклем. "Сцена из семейной жизни", возможно, самое важное высказывание Кончаловского в нынешнем веке. Спектакль обобщает человека, прошедшего через все искушения постмодернистского имморализма и вернувшегося к одной из главных ценностей – традиционной семье. И одновременно предупреждает тех, кто до сих пор продолжает жить и питаться энергией распада. Премьера запланирована на 15 марта. Фестиваль Ильдара Абдразакова Обладатель двух премий "Грэмми" известный певец Ильдар Абдразаков объявил об открытии II Международного фестиваля Ильдара Абдразакова, который пройдет с 12 по 24 марта в четырех городах – Москве, Уфе, Альметьевске и Казани. Абдразаков, как верный ученик Елены Образцовой и Ирины Архиповой, продолжая миссию этих великих женщин, уделяет большое внимание поддержке молодых оперных певцов. Он стал инициатором Международного фестиваля молодых вокалистов "Елена". "Однако самое крупное детище – это мой собственный Международный музыкальный фестиваль, который дает возможность не только учиться у выдающихся современников, но и шанс выступить с ними на одной сцене", - считает Абдразаков. Торжественное открытие фестиваля Абдразакова состоится 13 марта в Уфе при участии самого знаменитого баса и приглашенного солиста ГАБТа и миланского Ла Скала Василия Ладюка, а также талантливых исполнителей из молодежных программ вокальных академий Европы. На сцене Концертного зала "Зарядье" в Москве 19 марта состоится концерт с участием Адбдразакова и одного из самых признанных теноров bel canto современности Луренса Браунли (США). Публика и критика единодушно отмечают легкость и красоту его голоса, техническое мастерство, позволяющее без особых усилий исполнять сложнейшие партии тенорового репертуара. Концерт пройдет в сопровождении Симфонического оркестра "Новая Россия". За дирижерским пультом – итальянский маэстро Клаудио Ванделли. В рамках фестиваля 17 марта планируется проведение двухчасового мастер-класса Браунли и Абдразакова для вокалистов, заранее прошедших отбор. По результатам мастер-класса успешно проявившие себя исполнители будут приглашены к участию в московском вечернем концерте со знаменитыми мастерами оперного искусства. Такой образовательный проект даст молодым певцам не только возможность творческой самореализации, но и бесценный опыт выступления на крупнейших концертных площадках вместе со звездами мировой сцены. Продолжится фестиваль серией сольных концертов Абдразакова "Верди Гала" в Казани 23 марта и Альметьевске 24 марта. Оба вечера на сцене – Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. За дирижерским пультом Александр Сладковский.