Топ-10: Автомобили в отечественном кино
«Берегись автомобиля» В этой роли могла выступить только она! В 60-е «Волга» была мечтой каждого советского человека. Не автомобилем мечты, а именно мечтой – воплощением счастливой, беззаботной жизни, символом успеха и престижа. И одновременно «Волгу» тайно ненавидели – за то, что этот автомобиль стал явным свидетельством того неравенства, которого на словах в СССР как бы и не существовало. Вот почему никто из зрителей не удивлялся, что на левом заднем крыле «Волги» директора пивной гвоздем нацарапано неприличное слово. И вот почему Юрий Деточкин стал всесоюзным Робин Гудом. «Бумер» Англичане и вслед за ними американцы называют БМВ «биммерами». В России 90-х у баварских машин было несколько иное прозвище – «бумеры». Отличие всего в одну букву, но за ним – целая эпоха. Эпоха, говоря словами героини другого фильма на ту же тему (и тоже с БМВ в главной автомобильной роли, только там снималась «пятерка» Е34), «Жмурки», накопления первоначального капитала. До сих пор за машинами баварской марки тянется этакий «бандитский» шлейф. Почему? Лучше всех это получилось показать у создателей фильма «Бумер». «Кавказская пленница» Сначала у Труса, Балбеса и Бывалого был всего лишь пес Барбос. Потом, в «Операции Ы…», появилась «инвалидка» СЗД, и только на службе у товарища Саахова очаровательная троица обзавелась почти настоящим автомобилем. «Почти» потому что выкрашенная в необычный томатный цвет машина была трофейным немецким «Адлером». Только вместо гордого имперского орла, снятого с решетки радиатора, на капот привинчен волговский олень. Конкретная модель у нас была редкостью, но вообще в СССР до конца 70-х сохранялось много довоенных машин, которые советским офицерам разрешалось вывозить из поверженной Германии. Любопытно, что «трумпф юниор» можно перевести с немецкого как «младший козырь». «Семнадцать мгновений весны» «Но ровно через 20 минут он проснется и поедет в Берлин…» Неважно, как вы относитесь к старому советскому сериалу (который в свое время действительно стал явлением – и не только кинематографическим), но о Штирлице в нашей стране знает каждый. Режиссер Татьяна Лиознова добилась удивительного эффекта – все герои ее фильма, включая самых злобных гестаповцев, предстают живыми людьми. И уж если усталому Борману и милому Мюллеру порой сочувствуешь, то народного штандартенфюрера Исаева любишь безоглядно. И часть этой любви переносится на его автомобиль. «Мерседес-Бенц» тоже трофейный, довоенный – в начале 70-х дефицита в таких машинах для съемок еще не ощущалось. «Место встречи изменить нельзя» В советском кинематографе к достоверности реквизита, автомобильного в том числе, относились не слишком трепетно – в отличие от англичан и, особенно, американцев. Довоенный автобус ЗиС-8, чудом сохранившийся на автобазе «Мосфильма», счастливое исключение. И не важно, что машина на самом деле не оригинальная, а послевоенная, что видно в некоторых кадрах по надписи «УралЗис». Поскрипывая деревянным кузовом, завывая 4-ступенчатой трансмиссией, глухо ворча 73-сильной «шестеркой», «Фердинанд» погружает зрителя в подлинную атмосферу Москвы второй половины 40-х. И за это ему огромное человеческое спасибо. «Приключения итальянцев в России» Все в этом фильме смотрелось красивой сказкой – посадка самолета на шоссе, история любви красивого и смелого кагэбэшника Андрея Миронова и итальянской красавицы Антонии Сантилли, домашний лев Берберовых. А еще советские люди с изумлением узнали, что легковую машину можно взять напрокат. Но всенародно любимому еще даже до новогодней «Иронии судьбы» Рязанову прощалось все. И мы с замиранием сердца следили за тем, как каскадеры превращали в хлам сверкающую хромом новенькую «трешку». «Да лучше бы они мне ее за полцены продали!», – думал каждый третий зритель. Или каждый второй? «Гонщики» Нас не баловали фильмами об автоспорте. Уже только поэтому картина 1972 года могла стать событием. Но Игорь Масленников пригласил выдающихся актеров Леонова и Янковского, в съемках участвовали замечательные советские гонщики Бубнов, Щавелев, Сингуринди, Печенкин, Агишев и другие. Совсем как в знаменитом «Гран при» за шесть лет до этого снимались герои формулы 1 Мак-Ларен, Хилл, Стюарт, Бандини. Возможно, поэтому зритель вскоре начинает понимать, каково было нашим раллистам за рулем 80-сильного «Москвича» сражаться на трассе марафона Лондон-Мехико в 1970-м. «Живет такой парень» Когда говорят об автомобилях-символах, автомобилях столетия и прочее, имеют в виду всегда машины легковые. Между тем, в нашей стране на протяжении большей части ее истории действительно народными автомобилями были грузовики. Самым-самым из которых, безусловно, стал 51-й «газон». «Мечтательный, жизнелюбивый, немного простоватый» – так писали кинокритики о Пашке Колокольникове, главном герое фильма Василия Шукшина 1964 года. Стоит проявить капельку фантазии, и станет понятно, что сказано это и о «газоне», за рулем которого Пашка-пирамидон колесил по Чуйскому тракту. «Три плюс два» Между прочим, в Финляндии незамысловатую советскую комедию показывали под названием «Как укротить мужчину». Пьеса Сергея Михалкова по-детски наивна – даже для тех лет. Ну кто, скажите, из наших людей в здравом уме и твердой памяти предпочел бы «горбатый» «волжанке»? Маленький, трогательно смешной, почти доступный, да еще и по проходимости на голову превосходивший «Волгу», в которой путешествуют доктор наук, дипломат и ветеринар, все равно не имел шансов на народную любовь. Разве что на жалость. «Дальнобойщики» Среди грузовиков-героев отечественных фильмов можно вспомнить и редкий для тех лет МАЗ-516 из «Мирового парня» и известный всей стране КрАЗ-256 из «Мимино». Сейчас картин о шоферах снимают куда меньше, чем о бандитах. И первым из них стоит упомянуть сериал, вышедший на телеэкраны в 2001 году. Рядом с Гостюхиным и Галкиным седельный тягач из Набережных Челнов прошел все 44 серии. И нужно сказать, что в пижонском прикиде - с дефлектором на крыше и триколором на кабине - грузовик смотрелся чуть менее натурально, чем его партнеры.