Рецензия на фильм «Шедевр»: Художник не должен быть голодным *****
Режиссер: Гастон Дюпра. В ролях: Гильермо Франселья, Луис Брандони. В широкий прокат фильм выходит в России 28 февраля 2019 года. Артуро – утонченный владелец художественной галереи в Буэнос-Айросе, а Ренцо – угрюмый и циничный живописец, одинаково ненавидящий критиков, тусовки, журналистов и клиентов, желающих получить шедевр на заказ. Эти двое очень непохожи, но уже несколько десятилетий они приходятся друг другу не только партнерами по арт-бизнесу, но и близкими друзьями. За эти годы тренды в искусстве изменились, и картины Ренцо продаются уже не так хорошо, как раньше. Артуро, чтобы реанимировать творчество друга, решает провернуть гениальную аферу. «Шедевр» – комедия о живописи и дружбе, и именно в таком порядке. Она открывается крупным планом картины с закадровым требованием смотреть на этот вид искусства иначе, чем на кино – вдумчиво разглядывая детали и нюансы, останавливаясь на несколько минут на одном месте. Лента снята с большой любовью к изобразительному искусству: не важно, о классической живописи ли речь или о новых жанрах – автор действительно разбирается в проблемах творчества и арт-бизнеса. Артуро и Ренцо – персонажи столь разные, что диву даешься, почему они вообще общаются, но химия аргентинских актеров делает это возможным. Эмоции бьют через край, многие ситуации оказываются нелепыми и предсказуемыми, но нельзя не признать – это все равно впечатляет. В комедийном ключе «Шедевр» вскрывает многие актуальные проблемы современных художников (да и, пожалуй, представителей других творческих профессий). Популярное высказывание «художник должен быть голодным» не звучит напрямую, но отчетливо обыгрывается первую половину фильма и с огоньком развенчивается во второй. Удивительно, как эта антигуманистическая мысль остается все еще популярной в сознании многих. Причем «голод» Ренцо приносит боль и проблемы не только ему самому, но и его близким, серьезно пошатывает и его здоровье, и творческую продуктивность. С другой стороны, настоящим шедевром, о котором говорится в названии, здесь оказываются не картины Ренцо, а та пиар-акция, грандиозная афера, которую придумывает Артуро. Ренцо пытается подходить к раскрутке своего творчества довольно-таки классическими методами, например, стреляя в собственное полотно при посетителях выставки и надеясь тем самым вызвать скандал. Но в наше время, когда картины Бэнкси дорожают после полного измельчения в шредере, такими поворотами уже никого не удивишь. И Артуро начинает действовать, ходя по лезвию ножа и находясь на границе (а порой – и за границей) закона. Но, возможно, только так и можно сейчас вернуть интерес обычных людей к искусству. Вряд ли почти 8 миллиардов людей, порядком уставших друг от друга, сами напрягутся, чтобы найти бриллиант в своем окружении. При этом «Шедевр» не скатывается в морализаторство и обвинения. Это просто добрая и смешная история, каких сейчас мало и каких порой очень не хватает. Павел Соломатин, InterMedia