В Самаре стартовал фестиваль буктрейлеров
В эпоху, когда любая дверь открывается человеку по мановению руки очень сложно удержать внимание зрителя. "Нет искусства нарративного — кинематограф или театр, литература — которое не ставило бы перед собой задачу произвести впечатление", — говорит режиссер, киновед, арт-директор и лектор Клуба друзей кино "Ракус" Валерий Бондаренко. Впечатления — это основа памяти. Любой автор кино должен добиться того, чтобы ему внимали. "Вам надо то же самое сделать, всего-то на всего. Чтобы ваш буктрейлер посмотрели и подумали: из головы не идет!" — с улыбкой говорит режиссер. Быть любителем не плохо. Не всегда то, в чем мы не разбираемся нас захватывает, утверждает Валерий Бондаренко: "Вот, жизнь перегноя в дни чернозема… Вы как-то разбираетесь в этом? А оно кажется вам таинственным, загадочным или гениальным? Не-ет. Что-то есть еще…" Это "что-то еще" киновед назвал "ходом", прием, который должен зацепить зрителя. Не только привлечь его внимание, но и заставить задуматься, обратить все мысли и чувства к тому, что он видит. "Всегда надо найти ход. Без хода ничего нет. Будет ход — будет впечатление. Будет впечатление — будет образ в памяти. Будет образ в памяти, о вас будут думать". Как запомниться зрителю юные кинолюбители уже усвоили, но вот как написать сценарий и вообще снять кино? На это у Валерия Бондаренко свой ответ. Для посвященных в индустрию кино расхоже правило: "отражение сильнее луча". Оно обозначает, что напрямую сказанные вещи в кино выглядят глупо и нелепо. "Представьте, вы все время будете говорить — А добро сильнее зла! — Вы вроде хорошую вещь хотели сказать, а получилось нехорошо, неловко. Вы эту мысль должны показать! Не надо декларировать". Последние слова режиссер говорил с особым выражением, будто действительно просил будущих коллег соблюдать правила. Напомнил киновед ребятам и о классическом законе перипетии, написанного Аристотелем, и законе американской школы кино — закон "дерева" также позволяет развить драматическую линию в картине. На прощание Валерий Бондаренко попросил ребят снять то, что может понравиться им самим. Следующую лекцию ребята действительно ждали с нетерпением. В зале собралось много операторов и монтажеров. Краевед-документалист Галина Щерба начала со слов о необходимости популяризации чтива. Необходимо дать зрителю понять, что буктрейлер — не краткий пересказ классического произведения. "Вы должны снять его так, что потом книгу захотелось прочитать, чтобы читали больше и чаще", — говорит Галина. В России производством буктрейлеров занимаются сами библиотеки и издательские дома, поэтому их качество оставляет желать лучшего. Впервые буктрейлеры появились в 2003 году. В Луизиане по фантастической книге "Темная симфония" был снят первый из них. Сначала стали рекламировать фантастику с целью увеличить коммерческую ценность произведения. После чего пошло развитие этого движения в Европе и до России оно дошло только в 2010 году. Тогда был выпущен буктрейлер по мистическому детективу Алексея Маврина "Псоглавцы". На создание буктрейлера ушло около 10 000 долларов. В России есть даже буктрейлер-критик Лев Оборин, который писал обзоры на подобные работы на своем сайте с 2010 года. В 2012 году случился всплеск трейлеров, началось развитие книжных фестивалей. На лекции Галина активно общалась с аудиторией. Ребятам представили как хорошие, так и плохие работы, чтобы они могли на наглядном примере понять, как работает контент. Существуют различные способы подачи и воплощения буктрейлера. "Он может быть игровой, где снимаются актеры, неигровой, где используются подручные средства, анимационный; по ощущениям атмосферный или концептуальный, где обыгрывается ключевая идея книги", — объясняет краевед. В общем четких рамок в отношении жанра нет, главное, чтобы он был коротким от 2 до 3 минут. Чтобы интересно преподнести свой буктрейлер можно поиграть не только с форматами, но и с жанрами. Даже сказку "Колобок" можно стать в виде триллера. Но с этим тоже стоит быть аккуратнее. "Когда мы не прислушиваемся к оригинальному жанру произведения, мы рискуем не оправдать ожидания читателя, — предупреждает Галина. — Такого быть не должно". Обязательно в буктрейлере должны присутствовать сама книга. "Продукт мы должны показать лицом. Либо обложка крупным планом, либо отдельные страницы или цитаты. Книга должна быть в кадре", — отмечает документалист. И самое главное, на чем остановилась Галина Щерба: не раскрывайте финал! "Никогда в самом трейлере не говорите, что убийца дворецкий. — говорит спикер. — Это не ваша задача, рассказать полностью весь сюжет. Вы должны заинтересовать". Отметим, что практические лекции по созданию видеороликов и короткометражных фильмов проходят в рамках Международного фестиваля буктрейлеров, организатором которого стал "Германский информационный центр" в Самаре. Сам мастер-класс посетили более 40 человек — школьники старших классов и студенты. Ознакомиться с материалами мастер-класса и подробнее узнать о самом фестивале можно на сайте http://germansamara.ru. Напомним, что принять участие в фестивале может каждый желающий. Заявки принимаются до 10 апреля.