Душой исполненный полет. Сергей Флягин отмечает творческий юбилей
С Сергеем Флягиным встретился корреспондент «АиФ в Омске» и выяснил, что общего и какая разница между танцами для собственного удовольствия и танцами для удовольствия других. Младшая муза Наталья Корнеева, Аиф в Омске: Если хочешь стать артистом балета - начинай как можно раньше. Правильно ли это утверждение? Во сколько лет вы начали? Сергей Флягин Сергей Флягин: Меня отвела в хореографический класс мама. Сама она занималась балетом и была необыкновенно хороша. Её даже брали в Новосибирское хореографическое училище без экзаменов, но родители были против и не отпустили одну в другой город. Она окончила училище им. Шебалина по классу фортепиано и теории музыки. - Она омичка? А вы где родились? - Да, мама омичка, а я родился в Германии, там служил мой отец. Хореографией стал заниматься в Киеве, а продолжил в Улан-Удэ. У меня был артистизм, музыкальный слух и хороший прыжок. В 1993-м окончил Бурятское государственное хореографическое училище, на тот момент там преподавала Лариса Сахьянова, первая профессиональная бурятская балерина, педагог, народная артистка СССР. Моим педагогом был Алексей Павленко. В этом же году пришёл в Омский музыкальный театр и был принят в труппу. Здесь танцевали и были педагогами Станислав Колесник, Олег Карпович, Валентина Тулупова, Тамара и Виктор Тзапташвили, Наталья Торопова, Елена Шихова. Как все начинающие артисты балета, сначала танцевал в кордебалетных партиях. Первая значительная роль - Принц в «Щелкунчике». - У драматических артистов есть роли-вехи. Сначала сыграть Ромео, потом Гамлета, после - Короля Лира. А у артистов балета как? - К «Щелкунчику» у меня особое отношение, это первая ведущая партия. Наша семья даже стала собирать коллекцию всевозможных предметов, связанных с этой сказкой Гофмана. Есть памятный сувенир, который был сделан из моих балетных туфель. Драматическим артистом я себя ощутил в другой роли - в спектакле «Шинель» я танцую партию гоголевского персонажа Акакия Башмачкина. Постановка балетмейстера Надежды Калининой на международном театральном форуме «Золотой Витязь» завоевала сразу две награды: за победу в номинации «Театр - большая форма» и диплом «За лучшую мужскую роль». Этот диплом был вручён мне, а номинацию я разделил с Юрием Соломиным. Это не классический балет, а современная хореография. Сложная, но интересная. - Кстати, а можно ли в классическом балете, зная партию идеально, станцевать с незнакомым партнёром без репетиций? - В принципе - да. В бенефисе - в «Жизели» со мной танцевала заслуженная артистка РФ Анна Одинцова из Новосибирска. Только, что называется, с поезда. Нет нелюбимых партий - А какая самая сложная партия? И любимая/нелюбимая? - Нет таких. «Дон Кихот» - технически сложный балет. Предполагает редкое сочетание качеств в балетном танцоре. Считаю актёрскими свои работы в «Юноне» и «Авось», Модеста Алексеевича в «Анюте», Башмачкина в «Шинели». - У вас там такой замечательный пластический грим и накладной живот. В «Эсмеральде» вы - горбун. Кажется, вам тяжко носить этот горб на себе. - Они лёгкие. Режиссёром так хореографически поставлен танец, что зрителю кажется, будто артисту тяжело. Но Квазимодо - партия физически сложная. Он, как помните, ещё и хромает. - А можете посчитать, сколько ролей у вас было? - Нет, я не считаю. Читал книгу Мариса Лиепы, он вёл такой подсчёт: и главных партий, и неглавных. У него получилось больше трёх тысяч. Надеюсь, у меня тоже столько же будет. - У вас появилась недавно драматическая роль со словами. Я имею в виду ваше участие в спектакле Центра современной драматургии. - Я сыграл в спектакле «Взорвать кондоминиум» по роману Чака Паланика. Экранизирован роман был американцами, фильм назывался «Бойцовский клуб». Ребята позвали, я сходил туда и «побойцовствовал». Кстати, сильно получил. Там настоящие драки, бились дай бог! К 9 Мая тоже хотим с ними поработать над спектаклем. - В прошлом году вы провели первый в Омске фестиваль изящных искусств. Получилось? Будет ли второй? - Да, всё получилось. Проект назывался «Пуанты. Limited Еdition». Программу составили так, чтобы она была интересной искушённой публике и доступной новичку. Режиссёром проекта стал актёр и режиссёр Центра современной драматургии Ярослав Максименко. А цель его была благотворительная, средства пошли в поддержку проекта «Лети, голубка». Мы помогаем девочке из Омска Оле Гусарь, ей поставили страшный диагноз - и требуется дорогостоящее лечение. Голубка - это её домашнее прозвище. У искусства задача будить добрые чувства в сердцах людей; уверен, у нас это получилось. И ещё мы в проекте представили совершенно уникальный для Омска, да и для России, вид декоративно-прикладного творчества. Из обычных пуантов наши дизайнеры и художники сотворили настоящее чудо. Таким балетным туфлям место в музее - их расписывали, украшали стразами. Очень красиво и изящно. Началось с того, что моя жена Елена прочитала в Интернете о проекте новозеландской поклонницы балета. Танцевальную обувь - пуанты та превращала в арт-объекты. Балет - искусство для взрослых? - Вы начали рано; как считаете, в каком возрасте надо ребёнка приводить в балет? И с какого возраста смотреть? Я помню жуткий для меня спектакль «Сказки Беатрис Поттер», где танцевали люди в костюмах животных. Было страшно. - Сейчас этим никого не испугаешь. Дети знают, что такое ростовые куклы. Смотреть балет можно с любого возраста, а вот начинать - к каждому подход индивидуальный. С самого раннего возраста я не советую. Надо очень осторожно с детьми работать, и даже не с психологической стороны, а с физической. Суставы только формируются, организм растёт. Пуанты надевают в третьем классе балетной школы. Мальчикам надо наращивать мышечную массу, так как им приходится поднимать девочек. Главное - хорошие руки педагога. В Омске лучшее - это студия при музыкальном театре. - Сейчас попасть в балетную школу проще или тяжелее? - Раньше в училище брали без определённых физических данных, было проще поступить; сейчас отбор артистов строже. Например, в какие-то театры нужны танцовщики определённого роста. В Большой, допустим, берут очень рослых. А для балерин - чем легче, тем лучше. Балерины - это диеты, худоба. Зато на сцене красиво - лёгкость и изящество. - А вы фильмы о балете смотрите? «Чёрный лебедь» с Натали Портман, например? - Конечно, смотрю. «Чёрный лебедь» - фильм хороший. Действительно заставляет задуматься о том, какой ценой мы иногда получаем желаемое. В фильме балет представлен слишком мистическим. Недавний фильм с Сергеем Безруковым режиссёра Анны Матисон «После себя» тоже о балете. Там о гении танца, лишённом возможности танцевать. - Он там руки смешно держит... - Он же говорит в фильме, что берёт горсть пшена и вкушает. Но это его манера, он нашёл то, что отличает его от других. Немного осмеивалось, конечно. В фильме «Большой» тоже история про балет. Превращение героини в приму требует невероятного самоотречения. - Балет «Лебединое озеро» танцуют и чисто мужские труппы. Выглядит впечатляюще, особенно когда танец маленьких лебедей танцуют не балерины в пачках, а мужчины в оперении. - Это балет английского хореографа Мэтью Боурна. Нашумевшая постановка. Есть и полная обнажёнка, например, в «Жизели» Матса Эка, но там нагота - это душевная неприкрытость. Так показана невиновность героя. - Будет ли балет всегда популярен? - Интерес к «Щелкунчику» и «Лебединому озеру» не спадает уже сотню лет, а сюжеты постановок известны даже тем, кто не интересуется балетом. Но они могут сказать: «Ой, это скучно». Классический танец и вокал нелегки для понимания, но над этим надо работать.