Алексей Агранович: «На дни рождения собираю человек по 100
Долгое время он оставался за кадром, являясь продюсером и режиссером различных фестивалей и церемоний: «Кинотавр», ММКФ, «Золотой орел». Сейчас же начал сниматься в кино, в том числе успел сыграть вместе с женой, Викторией Толстогановой. А 1 марта в прокат выходит картина «Юморист», где Алексей исполнил главную роль. С Викторией Толстогановой У вас нестандартная творческая судьба. Обычно актеры уходят в режиссуру, а вы, наоборот, из режиссера-постановщика стали актером. Это временное увлечение или решили сменить сферу? Алексей Агранович: Как вам сказать. Я очень завидую людям, которые знают много языков. Когда ты рассказываешь одну и ту же историю по-русски и по-английски, ты это делаешь немного по-разному, что-то добавляешь, что-то изменяешь. И для меня профессии продюсера, режиссера, актера – это просто разные языки. Я стараюсь в своей режиссерской и продюсерской работе заниматься вещами, которые мне кажутся важными. Но, поскольку эти профессии меня кормят в жизни, там бывают компромиссы. А с актерским делом мне повезло, потому что у меня нет от него финансовой зависимости. Говорят, что в работе должна присутствовать хотя бы одна из двух мотиваций: либо это интересно, либо выгодно. Так вот в актерстве я могу заниматься тем, что интересно. Да и образование у вас как раз актерское – ВГИК. Алексей Агранович: Собственно, да, хотя я его и не окончил. Но все вышесказанное стало одной из главных причин, почему я не пошел по актерской стезе. Понял, что впереди, судя по всему, предстоит делать много неинтересного. А мне это кажется унизительным и немного не мужским. Зависеть от того, чтобы кому-то понравиться, чтобы тебя захотел режиссер. Плюс начало 90-х, работы почти нет, деньги актеры получали вообще смешные. И нельзя сказать, что я был одержим профессией. А время отрывало столько возможностей, казалось, весь мир новый, свободная жизнь. Не могу сказать, что я как-то показательно ушел из актерства, просто стал заниматься другим. Не искал этой работы, да и она меня тоже не искала. И как же спустя столько лет она вас нашла? Алексей Агранович: Как в сказке. Или в голливудском кино. Когда-то мечтал, хотел, думал: «может быть, когда-нибудь»... И вот когда тебе уже ближе к 50, чем к 40, то не то что махнул рукой, а точно понял, что это не твоя судьба. И вдруг ко мне подошел Кирилл Серебренников. Мы были едва знакомы, просто второй раз за лето оказались в одной компании. И он позвал меня на главную роль в спектакль «Обыкновенная история». Потом случились второй спектакль, сериал «Частица Вселенной, «Юморист». У меня есть много друзей, моих сверстников (актеров же, примерно как футболистов, очень много), и я понял, что любая из этих работ, одна в жизни, стала бы подарком. Конечно, боюсь спугнуть. Посмотрим, что будет дальше. Пока это происходит раз-два в год. Когда я актер, я отдыхаю В премьере «Юмориста», где вы сыграли писателя-сатирика, у вашего персонажа есть прототип? Алексей Агранович: Нет, это герой вымышленный. Он выступает в самой популярной юмористической программе на телевидении – «Вокруг смеха». 1984 год, тогда заявили о своем существовании Жванецкий, Хазанов. И большое количество людей, которые сформировали юмористическую повестку в конце 80-х и в 90-х. В то время артисты этого жанра были передовыми. Молоды, достаточно дерзки. Мой персонаж считает себя большим писателем, даже издал одну книгу-роман, который не был оценен. При том что сам очень успешен, его знает вся страна, юмористический жанр он считает ерундой. В общем-то мужчина, находящийся в кризисе среднего возраста, когда недоволен тем, чем занимаешься. Можно сказать, близок к героям «Утиной охоты» Вампилова или «Полетам во сне и наяву». Я думаю, молодым наша история должна быть интересна, поскольку это путешествие в прошлое, но не думаю, что они там не сориентируются. И картина отчасти про то, как был сделан первый шаг советской юмористической школы в сторону стендапа. Фильм не длинный, что важно. В нем неплохая музыка, замечательные актеры. Например, Алиса Хазанова, которая, играя жену героя юмористического цеха, то есть меня, по сути, играла свою маму. Кадр из фильма «Юморист» Когда вы попали на съемочную площадку 80-х, что из реквизита вызвало наибольшую ностальгию? Алексей Агранович: Несмотря на то что действие происходит в разных местах, весь фильм сняли в Риге. У нас там была замечательная квартира, где мы воссоздавали домашние сцены. И вот когда я в нее зашел, пахнуло детством. Мне в то время было лет 13–14, и эту среду я помню, потому что мой дед был писателем и драматургом (Леонид Агранович. – Прим. «Антенны»). Я ездил в дома творчества. Мы находились немного в стороне от юмористической тусовки, но и из нее у меня были знакомые. Например, я дружил с сыном писателя Михаила Мишина, который был достаточно известным молодым автором. Сейчас, когда снимаетесь, уже нет конфликта по поводу зависимости? Что когда вы режиссер, сами диктуете, а когда актер, диктуют вам. Алексей Агранович: Нет. Сейчас это вдобавок ко всему еще и отдых. Степень ответственности совершенно иная: когда ты актер, отвечаешь только за себя. И я уже взрослый человек, и работаю с режиссерами, с которыми интересно. Конечно, это испытание, но другого характера. Я могу, например, сильно устать от самого себя. Наступает момент, когда не могу видеть и слышать этого человека в зеркале. Вика пришла на спектакль, и я упал со сцены В прошлом году вы снялись еще в картине «Выше неба» с женой. Совместная работа стала испытанием? Алексей Агранович: Виктория, с моей непредвзятой точки зрения, – одна из выдающихся актрис времени. И работать с таким партнером, с одной стороны, счастье, с другой – вызов. Как говорят, что бы ни происходило на сцене, если выйдет ребенок или собачка, вся магия актерской игры на фоне этой органики рассыпается. И Виктория – из тех актрис, которую ты запускаешь в кадр, и риск примерно такой же. Вы репетировали дома? Алексей Агранович: Нет. Мы старались вообще про это не разговаривать. Договорились: встречаемся на работе. Тут, наверное, дело во мне. Когда я чем-то занят, мне нужно об этом разговаривать, но все равно основные процессы происходят внутри. Когда разбираешь героя, копаешься в истинных мотивах поступков, не хочется переносить это в жизнь, проецировать на отношения с реальными людьми. Хорошо, а когда вы получаете предложения, советуетесь друг с другом? Алексей Агранович: Вика иногда советуется. Но у нее просто механизм принятия решений такой: она, может быть, уже определилась, но ей нужно собрать много мнений. Я принимаю решения сам. Другое дело, что, например, когда сценарий «Выше неба» прислали мне, я в первую очередь увидел там роль для Вики. В итоге ее утвердили почти сразу, а меня сильно позже. Алексей (в центре) с одноклассниками, последний звонок в школе А после просмотра спектакля другого можете сказать, что что-то не понравилось? Алексей Агранович: Вообще, актеры хорошей школы друг другу замечания не делают. Если хочется что-то поправить, надо найти сложный путь, чтобы человек считал, что он сам нашел решение. Помню, как Вика впервые пришла на спектакль «Маленькие трагедии», где я играл. И до этого чувствовал себя очень спокойно, а тут стал нервничать. Дошло до того, что я в буквальном смысле упал со сцены. Все подумали, что так и надо (дело происходило в танце), но на самом деле это случилось от нервов. Какие качества в Вике вам кажутся уникальными? Алексей Агранович: В первую очередь красота. Интуиция, зверская совершенно. И еще Вика беспощадна, очень честна по отношению к себе. А это довольно сложно. Сашка Стриженов забирал меня с мамой из роддома Вы говорили, что своим учителем считаете Альберта Филозова. Что особенного из его слов, советов храните в памяти? Алексей Агранович: У Альберта Леонидовича было обостренное чувство справедливости по отношению к профессии. Он не терпел фальши и лицемерия ни в других, ни в себе. И у него присутствовала такая особенность: умение вычитать себя из конфликтных ситуаций. Филозов когда-то цитировал своего режиссера Анатолия Васильева: «Я не знаю, как научить вас быть актерами, я могу помочь вам стать людьми». Ведь твоя роль и персонаж очень зависят от того, что представляешь из себя ты сам. Как воспринимаешь этот мир, насколько объемно способен его видеть. И об этом нужно всегда помнить. Твое «я» в актерской профессии – это десантник, готовый в любой момент где-то высадиться. И это «я» должно быть в форме. Вот это то, что я через Альберта Леонидовича понял. И это то, что сделало эту профессию интересной. Я же туда пришел почти по инерции. Вернулся после армии, зима, тут во ВГИКе Соловьев и Рубинчик добирают актеров, я и пошел. Меня взяли вольнослушателем, я там потусовался полгода. И затем попал на курс Джигарханяна – Филозова. И вот с Арменом Борисовичем оказалось сложнее, а с Альбертом Леонидовичем стало интересно. И то, что у меня получилось спустя эти годы впрыгнуть в актерство, – заслуга Филозова и его уроков. Все время задавать себе вопросы, не успокаиваться и ничего не бояться. Рисковать душевным покоем и благополучием, смотреть на привычное с точки зрения, которая кажется неприемлемой. А что вам помогает оставаться в форме? Какие вопросы чаще всего себе задаете? Алексей Агранович: Есть предел человеческого знания. Мы никогда не сможем осознать мир вокруг, частью которого являемся. Или, например, что происходит с этой пресловутой цифрой, где хранится вся информация? Есть у меня такая история про время. Прошлым летом проходил чемпионат мира по футболу. Мы отдыхали в Греции с семьей моего хорошего товарища Жени Гришковца. Прилетели в разгар чемпионата и каждый день приезжали смотреть матчи в один бар в бухточке. И однажды поняли, что на нашем канале сигнал идет с полутораминутным опозданием и то, что мы видим, на экране в соседнем баре уже произошло. То есть одновременно две группы людей живут с полным ощущением реальности, но только одна на полторы минуты впереди. И когда проходил финальный матч, в перерыве Женя вдруг заметил, что нет его сына Саши. Он спросил у восьмилетней дочки Маши, куда тот пропал, и она ответила: «Пошел в соседний бар будущее смотреть». Мы все время живем перед гигантским вопросительным знаком. Это длинный и путаный ответ на вопрос: что меня держит в форме? Любопытство и интерес. Вы в детстве были таким же любознательным? Кем хотели стать? Алексей Агранович: Очень долго я хотел стать футболистом, играл в любительских командах лет до 35. Но сейчас смотрю на своего сына, который чрезвычайно увлечен этим видом спорта, узнаю себя и понимаю, что спокоен: сын футболистом не станет. А как же творчество? Оно позже появилось? Алексей Агранович: Музыку люблю, но это пришло между школой и армией. А вообще, мое самое большое увлечение в жизни – люди. У меня очень много друзей. Возмущенные читатели сейчас скажут: нет, много друзей не бывает. Но это вопрос терминологии. Существует большое количество людей, которых я люблю и от которых когда-либо получал ответную эмоцию. И для меня этого достаточно, чтобы назвать их друзьями. Я могу сесть с человеком за стол, просто поужинать и очень долго разговаривать. Это моя существенная часть жизни. Вот тут свои вопросы, откровения перемалываешь. Читала, что у вас на день рождения может собраться 100 человек. Это так? Алексей Агранович: Да может и больше, вопрос места. Это люди из разных миров, но все высокого человеческого качества. Я знаю их сильные стороны, знаю, как видеть их красивыми. Сын Алексея Иван и его отец Михаил Леонидович, 2017 год В компании больше новых знакомых или друзья из школы тоже остались? Алексей Агранович: У меня есть друзья из дошкольного даже времени. Самый старый – Сашка Стриженов, наши мамы – однокурсницы. Стриженов, по общепринятой легенде, забирал меня из роддома, хотя ему было на тот момент полтора года. У нас с одноклассниками есть группа в мессенджере, мы там общаемся, недавно было 30 лет выпуска, встречались. Режиссер Леша Попогребский, я его знаю с двух-трех лет, его отец был учеником моего деда на Высших режиссерских курсах. Парадокс, но чем больше у дружбы выдержка, тем реже пересекаешься. Но я знаю, что, если напишу накануне дня рождения: «жду», человек появится. Это традиция. А в последнее время больше общаюсь с теми, кто недавно появился. Мне кажется, это естественно. Ограничивать детям гаджеты? Да я сам всегда в телефоне Правда, что вы с Викторией в скором времени снова станете родителями? Была такая информация. Алексей Агранович: Это полная чушь. Просто у Вики случился неудачный ракурс на фото и сделанные неверные выводы распространились с какой-то космической скоростью. А чем вы больше всего любите с детьми заниматься? Алексей Агранович: Наверное, разговаривать. Но, вообще, мне интересно наблюдать за ними. Я ощущаю, что у меня чудовищно мало времени, и от этого не получается никакой системности в плане длинной игры. Я люблю с ними бывать. Дочь Варя и сын Ваня на отдыхе в Греции, лето 2018 года Чем они сейчас увлечены? Алексей Агранович: Дочь Варька – уже довольно взрослый человек, ей 13 лет будет в этом году. Она любит снимать какие-то скетчи, истории. Ее мама – замечательный художник, графический дизайнер, и у Варьки к этому тоже есть явные способности. И актерские задатки тоже есть. Недавно смотрел ее спектакль в школе и заметил. Но сейчас у девочек сложный возраст, где многое болезненно воспринимается. Поэтому наблюдаю со стороны, благо сейчас соцсети этому помогают. А Ванька в первом классе, он занимается музыкой на флейте. В башке один футбол, ходит играть в клуб «Буревестник-Хамовники». Хороший, добрый парень. Но понимаете что. Я иногда вообще не знаю, что им рассказывать. У них все по-другому. Есть ощущение, что та историческая эпоха, в которую я рос, закончилась. Мир героев, мир мужчин и женщин. Мир, в котором господствовал талант. Происходят размывание границ, расстановка других приоритетов. И я не понимаю, как к этому готовить. Ограничиваете телевизор, гаджеты? Алексей Агранович: Нет. А как можно ограничивать, если я сам с телефоном провожу часы? Что же, я буду ему доказывать, что жизнь не там, а в сказке «Морозко»? Да, например. Вы читаете ему книжки из вашего детства? Алексей Агранович: Конечно, но ему это уже неинтересно. Иногда какие-то фильмы включаю того времени, он уточняет: «Ой, вот это старое советское?» Хотя как-то посмотрел картину «Отроки во Вселенной» (фильм 1975 года. – Прим. «Антенны»), понравилась. Но сейчас ритм, эстетика другие. Главное – что все получаешь в два клика. И то, на чем воспитывается воля, амбиция, все уже есть. Что нельзя купить – в это можно поиграть. Пока еще воспринимаются отношения между людьми: мама, папа, предательство, порядочность. Но, к счастью или к сожалению, все меняется. Мы старые люди, нам про рыцарей интересно. А сейчас смотрю: это уже мало кого волнует. Зачем отрицать то, что в отношениях между мужчиной и женщиной заложены и влечение, и конфликт, магниты притягиваются и отталкиваются? Про это написана вся классическая литература и сняты лучшие фильмы. Блицопрос – Лучший фильм всех времен? – «Покаяние», «Андрей Рублев», «Большие гонки», «Как украсть миллион» формировали мое представление о кинематографе. «Криминальное чтиво», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Рассекая волны» это представление несколько расширили. – Любимая еда? – Бабушкино блюдо из курицы, риса, сыра и сливок. Сейчас его научилась готовить Вика! – Идеальный отпуск? – Если прямо сейчас, то лето, семья, небольшая компания друзей, Средиземное море, покой и машина под рукой хотя бы недели на три. Мария Миронова: «Чем меньше думаю, в чем одета, тем становлюсь счастливее» Лив Шрайбер: меня назвали в честь Льва Толстого Ирина Антоненко: «К красивым женщинам липнут наглецы» Читайте также: