Спектакли по фильму Бергмана и дневнику Анны Франк. 10 главных премьер весны
С приходом весны в репертуаре столичных театров появляются новые спектакли. Десять самых интригующих премьер — в материале mos.ru. «Русалка». Большой театр Дата: 6 марта Время: 19:00 Адрес: Театральная площадь, дом 1 В Большом театре готовят к премьере самую известную оперу чешского композитора Антонина Дворжака — «Русалку». За историю любви дочери Водяного к земному Принцу взялся Тимофей Кулябин, режиссер того самого «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета. Он уже давно и успешно сотрудничает с Большим: в прошлом сезоне поставил комедию «Дон Паскуале», а сейчас пришла очередь красивой лирической сказки по мотивам народных легенд. За дирижерский пульт встал Айнарс Рубикис — один из победителей конкурса дирижеров имени Густава Малера (2010). Совместную работу с Кулябиным они начали еще в Новосибирске. «Рыцарь пламенеющего пестика». Театр имени А.С. Пушкина Дата: 13 марта Время: 19:00 Адрес: Тверской бульвар, дом 23 Театр имени А.С. Пушкина приглашает на комедию «Рыцарь пламенеющего пестика» английского драматурга Фрэнсиса Бомонта. Пьесой о двух неугомонных зрителях, которые мешают представлению и предлагают на главную роль своего бездарного племянника, занялся режиссер Деклан Доннеллан — лауреат премии Лоуренса Оливье и «Золотой маски». Это не первая его работа в Театре имени А.С. Пушкина: в 2003-м он поставил здесь «Двенадцатую ночь» Уильяма Шекспира, а в 2005-м — «Трех сестер» Антона Павловича Чехова. Также он сотрудничал с Большим и Малым театрами, МХАТ имени М. Горького. За сценографию отвечает его соотечественник Ник Ормерод, который уже больше 30 лет работает с Доннелланом в одной команде. «Сцены из супружеской жизни (в перестройку)». МХАТ имени М. Горького Дата: 14 марта Время: 19:00 Адрес: Тверской бульвар, дом 22 Двукратный лауреат премии «Оскар» режиссер Андрей Кончаловский перенес на театральную сцену сюжет фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни», снятого в 1973 году. Юхан и Марианна живут вместе уже много лет, и однажды их брак дает трещину: он понимает, что больше не любит жену, а она до конца не может разобраться, стоит ли бороться за их отношения. Действие спектакля Кончаловского из Швеции 1970-х годов перенесено в Россию начала 1990-х. Разлад в обычной русской семье происходит на фоне перестройки. В главных ролях — Александр Домогаров и Юлия Высоцкая. Для столичных зрителей премьера пройдет 14 марта, но Кончаловский еще летом показал свои «Сцены…» в Teatro Stabile — во время театрального фестиваля в Неаполе. Там партнером Высоцкой стал Федерико Ванни. Постановка была полностью на итальянском языке. «Герой нашего времени». Театр имени Моссовета Дата: 17 марта Время: 19:00 Адрес: Большая Садовая улица, дом 16 Театр имени Моссовета готовится к показу «Героя нашего времени» по одноименному произведению Михаила Лермонтова. Постановка включает четыре главы: «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери» и «Фаталист». Спектакль ставит главный режиссер театра народный артист РСФСР Юрий Еремин. Он же придумал декорации — огромные зеркала, которые переносят героев то в горы Кавказа, то в лучшие дома на светские приемы. Премьера состоялась 2 марта. Следующий показ — 17 марта. «Дневник Анны Франк». Театр имени Евгения Вахтангова Дата: 18 марта Время: 19:30 Адрес: улица Арбат, дом 26 На сцене Театра имени Евгения Вахтангова готовят инсценировку самого известного дневника ХХ века — дневника Анны Франк. За непростой материал под руководством худрука театра взялась актриса Екатерина Симонова, делающая первые шаги в режиссуре. В роли еврейской девочки Анны, со своей семьей скрывающейся от нацистов в маленьком доме на амстердамской набережной Принсенграхт, — молодая актриса Мария Риваль (Маша в «Окаемовых днях», Даша в «Бесах»). «Спасти орхидею». «Гоголь-центр» Дата: 27 марта Время: 19:30 Адрес: улица Казакова, дом 8 Владислав Наставшев, латвийский режиссер, выпускник Drama Centre London, ставит спектакль, в основе которого — его собственная автобиография. Столичным театралам Наставшев известен по постановкам в «Гоголь-центре» «Митина любовь», «Без страха», «Медея» и «Кузмин. Форель разбивает лед». Последняя получила премию «Золотая маска» в прошлом году как лучший драматический спектакль. Главную роль в «Кузмине» играет Один Байрон (Фил Ричардс в сериале «Интерны»). В постановке «Спасти орхидею» он перевоплотится в центрального персонажа — Владислава Наставшева. Маму главного героя сыграет актриса Елена Коренева, бабушку — Филипп Авдеев. За сценографию и музыку отвечает сам режиссер. Наставшев уже не в первый раз обращается к своей биографии. «Спасти орхидею» — продолжение спектакля четырехлетней давности «Озеро надежды» (Новый Рижский театр), также посвященного его взаимоотношениям с родными. «Пляшущие человечки». Театр «У Никитских ворот» Дата: 27 марта Время: 19:00 Адрес: Большая Никитская улица, дом 23/14/9 Театр «У Никитских ворот» отметит свой день рождения мюзиклом по произведениям классика английского детектива Артура Конана Дойла. Два года назад художественный руководитель Марк Розовский уже ставил его в Ростовском музыкальном театре с местными артистами. В столичной версии будут задействованы актеры из труппы. С ними работает балетмейстер Ольга Костель — она же ставила хореографию в Ростове. «Мелкий бес». Театр Романа Виктюка Дата: 29 марта Время: 19:00 Адрес: улица Стромынка, дом 6 Самая ожидаемая премьера Театра Романа Виктюка. Его основатель и художественный руководитель уже в третий раз обращается к роману Федора Сологуба, опубликованному в 1905 году. В начале 1980-х Виктюк решил ставить на сцене произведения, которые когда-то попали в черный список Надежды Крупской, и «Мелкий бес» — одно из них. Однако в Москве сделать это было не так-то просто, и для реализации своей идеи режиссеру пришлось поехать в Эстонию, в Русский драматический театр Таллина. Спектакль получился аншлаговым. А в 1987 году Роману Виктюку позвонила Галина Волчек (тогда еще главный режиссер «Современника») с предложением поставить «Мелкого беса» и у них. Сегодня историю о провинциальном учителе-психопате Ардальоне Борисовиче Передонове и одолевающей его Недотыкомке разыграют Дмитрий Бозин, Игорь Неведров и другие. Премьера состоялась 1 марта. Ближайший показ — 29 марта. «Зловещая долина». Театр наций Дата: 6 апреля Время: 16:00 Адрес: Страстной бульвар, дом 12, строение 2 Штефан Кэги — один из основателей театральной группы Rimini Protokoll — ставит в Театре наций документальный спектакль с человекоподобным роботом в главной роли. Внешне андроид — копия немецкого писателя Томаса Мелле, три года назад написавшего книгу «Мир за спиной», в которой рассказал о своем диагнозе — биполярном расстройстве. С его разрешения Кэги «подарил» своему роботу не только лицо, но и мимику, жесты, голос Томаса. Участники Rimini Protokoll известны как новаторы в сфере документального театра. Московская публика помнит их в том числе и по спектаклю-променаду Remote Moscow, созданному по их франшизе, и спектаклю-исследованию Situation Rooms, который они привезли минувшим летом на фестиваль «Вдохновение» на ВДНХ. В основу последнего легли истории 20 людей, которым в том или ином виде пришлось столкнуться с войной или оружием. На этот раз Штефан Кэги решил выяснить, существует ли пресловутый эффект «зловещей долины», заключающийся в отторжении, которое якобы вызывает у человека слишком реалистично выполненное лицо куклы или манекена. Зрителям предстоит на практике проверить, есть ли на самом деле дискомфорт от сходства андроида с человеком. «Служанки бульвара Сансет». «Электротеатр Станиславский» Дата: 13 апреля Время: 19:00 Адрес: Тверская улица, дом 23 В «Электротеатре Станиславский» покажут свою версию пьесы французского писателя Жана Жене «Служанки» (1947). Декорации необычные: их сделают из переработанных целлофановых пакетов черного и белого цветов, полиэтилена, пластика. Идея принадлежит главному художнику театра Анастасии Нефедовой. Поучаствовать в сборе материалов может любой желающий — в фойе уже установили специальный ящик, куда это все можно принести. Этот спектакль — дебютная режиссерская работа актера Владимира Коренева. Главная героиня — немолодая кинозвезда, рассказывающая начинающему драматургу сюжет фильма, в котором хочет сниматься, а также самовлюбленно вспоминающая о времени, когда она играла в немом, черно-белом кино.