В театре "Практика" поставили премьеру — "Летели качели"
Театр "Практика" — обитель современной драматургии. Именно здесь актерам можно курить на сцене, ругаться отборным матом, раздеваться догола, а зрителям — посмотреться в "реальное" зеркало, пусть кривое и иногда пугающее. Так я разглядела в 16-летней "потеряшке" себя. Актриса Мария Лапшина, исполняющая роль подростка Ксении, — моя ровесница, наверное, поэтому я ее так прочувствовала. Фото: пресс-служба театра Сама Мария рассказывает, что испытывает, в первую очередь, сострадание к героине: " Она еще маленькая, чтобы придавать большое значение своим поступкам, она не совсем это понимает. Вся проблема в том, что она недолюбленная, видимо, мамой. И друзей у нее нет, поэтому Стас — это последняя ниточка…, надежда на то, что все еще может хорошо быть. Как такового отвращения к моей героине нет. Есть отвращение к ее желанию смерти, потому что это очень…Это поступок, которого я не понимаю. Мне никогда мысли о суициде не приходили в голову. Иногда, когда стоишь на какой-то высоте, конечно, появляются философские мысли: "а что будет если я сейчас шагну?". Я спрашивала — очень много у кого такое в голове…А вообще, спектакль о любви…Чтобы после просмотра захотелось кого-то обнять, с кем-то примириться. Он на самом деле светлый, несмотря на мрачность темы, черную сцену…Но в нем есть какой-то свет. По крайней мере, внутри себя я его чувствую. Поэтому, да — спектакль о любви! Потому что надо любить, без этого никуда не деться". А все же Ксения (героиня) жить не хочет. Подписывается в социальной сети "Dark moon" — там же находит родственную душу, (которая как всякий родственник далека) — 35-летнего Стаса. Он называет себя панком, а сам пьет кофе в кафе "Весна". В этой роли более чем органичен актер Антон Кузнецов: голос, манеры, одежда — все соответствует внутреннему содержанию его героя. А причем же здесь Летов, справедливо спросите вы? Мужик Стас, как и все его окружение (друг и алкоголик за соседним столиком) ярые фанаты музыканта. Совершенно посторонний человек называет самую нелюбимую песню Стаса: "Никто не любит "новую правду". Герой в шоке: и как он угадал? Они связаны общей юностью, а теперь и душевным обнищанием. Но не о музыкальных предпочтениях пьеса Константина Стешика, нет. О нас с вами, боящихся взрослеть и о том, как важно проживать именно свой путь, пусть иногда кусающий и бьющий, однако чаще ведь радостный и счастливый. О том, как необходимо замечать рядом любящих и внимательных. Об одиночестве каждого из нас, но ведь в конечном итоге "все люди одинаковые", как повторял герой спектакля. Мы есть друг у друга! Фото: пресс-служба театра Как любопытному зрителю, мне захотелось быть посвященной в таинство создания постановки. Почему бы не задать несколько вопросов режиссеру спектакля, Марфе Горвиц? Вуаля! ― Марфа, где и как родилась идея о создании постановки? ― Года два назад, на Володинском фестивале (прим.: Театральный фестиваль "Пять вечеров" имени Александра Володина) в рамках "Первой читки", где новые пьесы читаются. То есть актеры их читают вместе с режиссерами, "делают читки". И на этом фестивале, зимой, я услышала эту пьесу. Очень была приятно удивлена, а это редко когда случается, чтобы мне понравилась пьеса. Дальше события развивались таким образом: я уехала в Воронеж ставить спектакль "Осенний марафон", и там, пока я репетировала, в эти дни шел Платоновский фестиваль, внутри которого были Дни белорусской драматургии. И Михаил Владимирович Бычков, худрук Платоновского, предложил мне в рамках фестиваля провести читку. Я говорю: "А дайте-ка посмотреть, какие там пьесы?". Вижу: "О! "Качели"! Я сделаю, если вы мне эту пьесу дадите, у меня будет три дня репетиций… Правда, не смогу на показ остаться, но давайте сделаю!". И я сделала. Сама не видела, уехала, но знаю, что какой-то был резонанс хороший. После чего я, честно говоря, думала, что буду выпускать это в Воронеже. Но Михаил Владимирович сказал, что "такая тема мрачная, у нас зрители на такое не пойдут. Вы лучше в Москве где-нибудь найдите подвальчик на сто мест и идите туда". Приехала я в Москву, и пришла мне в голову эта светлая мысль — пойти в "Практику", поскольку у меня уже идет там спектакль. (Прим.: "Золушка"). Пришла и сказала: "У меня идея. Давайте я вам читку покажу". И вот я уже набирала команду. Позвала Лёшу Розина, и мы 8 марта, год назад, показали эту читку. А через неделю худруком стал Брусникин. Он сам эту пьесу очень любил и хотел ее ставить или снимать — в общем, с Лёшей Розиным в главной роли. И он узнал, что я делала читку с Лёшей: вот так вот совпали пазлы. Дальше он (Брусникин) со мной делал распределение. Очень сложно работать с одним составом в таком театре, где все артисты не в труппе, поэтому мы решили, что у нас не будет понятия двух составов, а будет уникальных два артиста на каждую роль! Фото: пресс-служба театра ― Как отреагировал на ваше решение Константин Стешик, автор пьесы? ― Костю я очень нежно люблю и помню. В какой-то момент, еще до того, как начать репетировать, я позвонила ему по скайпу и мы так хорошо с ним поговорили. Я ему рассказала, как я чувствую пьесу, спросила, нет ли противоречий у него. "Да нет, даже круто!". Он видел читку в Воронеже, а главное, что я там придумала, так это то, что никакого Летова там не должно звучать, а только "хорошо темперированный клавир" Баха. Костя услышал и сказал: "О, так еще круче!". Он одобрил и вселил в меня уверенность, что это здорово. И мне уже очень-очень-очень хотелось ЭТО сделать! ― Марфа, а почему выбрана именно площадка «Практики»? ― "Практика" — одна из немногих, если не единственная, свободная площадка в Москве. Вот где я еще смогу на проекте сделать так, чтобы у меня в спектакле одновременно участвовали: артист "Сатирикона" (Антон Кузнецов), артист театра Погребничко (прим.: театр "Около дома Станиславского", Сергей Каплунов), артистка театра "Современник" (Наталья Ушакова), артистка театра "РАМТ" (Мария Рыщенкова), артистка "Театр.doc" (Ольга Лапина). Вот где еще такое счастье со мной может случиться? ―Я знаю, что вы еще и актриса. А не хотелось ли самой сыграть, например, жену Стаса? ―Вы знаете, когда занят постановкой, совершенно нет никаких мыслей о том, чтобы выходить. Я могу что-то показать. Но…дело в том, что мне необходимо сидеть и смотреть…У меня был опыт, когда я участвовала в собственных спектаклях, но…здесь совсем другой случай. Мне хотелось добиться как бы филигранного кастинга по всем пунктам. Выходит, "Летели качели", вовсе и не о Летове?... Фото: пресс-служба театра