Слепаков, Хлебников и другие: один из лучших русских сериалов 2010-х снова в моде
На платформе ТНТ-Premier появился один из самых любопытных российских сериалов 2010-х – «Озабоченные» Бориса Хлебникова и Семена Слепакова, не стесняющийся ни откровенных шуток о сексе, ни сатиры на мир московской богемы, ни экспериментов с телевизионным языком ситком о трех провинциалках, ищущих счастья в столице. «Лента.ру» рассказывает о том, почему «Озабоченные» остаются актуальными и в 2019-м. «Озабоченных» продюсер и сценарист Семен Слепаков придумал задолго до «Домашнего ареста» — проекта, который в прошлом году заставил публику говорить о ренессансе отечественных сериалов. В «Домашнем аресте» — злободневной истории про мэра-взяточника, угодившего в результате придворных интриг под домашний арест в старую коммуналку города Синеозерска — сошлись вместе и остроумный сценарий, чутко и точно передающий настоящую русскую речь, и игра актеров — их персонажи наконец-то выглядят как живые люди, и режиссура Петра Буслова, по изобретательности приближенная скорее к серьезному кино, чем стандартному телеконтенту. Все те же достоинства в свое время отличали и «Озабоченных». Ответственным за то, что столько талантливых людей собрались вместе — и писательница Ирина Денежкина, чья книга легла в основу сериала, и неизменно тонкий в изображении русской жизни режиссер Борис Хлебников, и самобытный оператор Павел Костомаров, и эффектный актерский ансамбль — стал именно Семен Слепаков. «Озабоченных» — авторский сериал, в котором все серии сделаны им самим — Борис Хлебников снял еще до победившей на «Кинотавре», а затем ставшей настоящим народным хитом «Аритмии». Пожалуй, именно на этом проекте Хлебников доказал, что способен работать с самым разнообразным материалом – а не только ироничными и пронзительными драмами о парадоксальном течении русской жизни (как «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь»), которые в 2000-х дали критике повод заговорить о пришествии в отечественное кино «новых тихих» режиссеров. «Озабоченных», бойких, откровенных, беззастенчиво эксцентричных, в тишине уже не заподозришь – и при этом Хлебников ухитрился и в них сохранить константы своего авторского стиля. Его сериал не следует шаблонам. Там, где героиня чуть ли не любого отечественного шоу сделает мудрый выбор и заживет счастливо, героини «Озабоченных» будут спотыкаться, отказываться учиться на ошибках, чтобы затем повторить их вновь — как, к слову, чаще всего бывает и в жизни. Впервые работавшему на территории комедийного жанра Хлебникову при этом удалось вывернуть наизнанку штампы телевизионного формата. Его персонажам не мешает быть объемными даже получасовой хронометраж серий, а ситуации, в которые попадают героини, включая самые комические, не по-телевизионному реалистичны. Внимание к деталям, умение транслировать на экране дух времени и локальную специфику – Хлебников даже в легком жанре остается режиссером, лучше всех коллег чувствующим реальность. Учитывая, как эффектна троица главных героинь в исполнении Марии Шалаевой, Ольги Дибцевой и Евгении Калинец, с первого плана в «Озабоченных» не так легко отвлечься – но не меньше интересного происходит и на периферии сериала. Например, в одной из ролей здесь появляется Сергей Бурунов, для которого работа в «Озабоченных» стала одним из шагов к смене амплуа — через несколько лет он сыграет Яковлева в «Полицейском с Рублевки» и станет настоящей звездой. Еще одна звезда «Полицейского», которая задолго до него сыграла и в «Озабоченных» — Софья Каштанова. В необычном амплуа предстает музыкант Максим Леонидов – его персонаж не просыхает, что не мешает ему вести детские утренники. Странного Ромео по фамилии Семенов, который ходит за Гвоздиковой по пятам, сыграл Роман Волобуев – рок-звезда из мира кинокритики, после выхода «Озабоченных» успевший добиться признания и в режиссуре. Роль лесбиянки, через постель которой главная героиня пытается войти в столичную литературную тусовку, сыграла бывший кинокритик «Коммерсанта» Лидия Маслова. А в качестве главы службы такси выступила актриса Елена Валюшкина, пережившая вторую волну популярности после выхода «Горько!» Жоры Крыжовникова. Есть в «Озабоченных» и актеры-талисманы Хлебникова, без которых невозможно представить ни один его фильм — это Николай Шрайбер и Евгений Сытый. Едва ли не каждый сериал, в котором любовь — не предел мечтаний, мужчина — не центр притяжения, и семья — не главное, пока считается на вес золота. «Озабоченные» целиком построены на уходе от этих патриархальных и банальных жизненных моделей. Если брать за лучшие образцы женского бытописания «Секс в большом городе» и «Девочек» Лины Данэм, то «Озабоченные» больше тяготеют к «Девочкам» — реалистичным, но пропитанным иронии в отношении абсолютно всех персонажей. Вот и Гвоздикова, Кремлева и Неплюева, три беглянки из Екатеринбурга, ищущие в Москве лучшей жизни, обитают не в условном, преувеличенном мире типичных русских сериалов – а в мгновенно узнаваемой, понятной действительности. Съемная двушка в Братеево и экономия от зарплаты до зарплаты, пакет травы вместо приданого и неиссякаемое стремление любой ценой взять от жизни если не все, то как минимум свое – и там, где героини условных мелодрам будут рыдать и надрываться, девочки из «Озабоченных» посмеются, утрут нос и пойдут дальше. Как в жизни.