"Крестный отец самиздата"

Свою поэтическую деятельность Глазков начал в 1932 году, в 1938 стал издавать альманахи вместе с Юлианом Долгиным в рамках неофутуристического движения “небывализм”. Было создано несколько альманахов, но сохранился лишь один, с четырьмя китами на обложке, отражающими принципы "небывализма" ("примитив", "экспрессия", "дисгармония" и "алогизм"). Затем следовало развитие советского самиздата, вызванное запретом официальной публикации большинства поэтов двадцатого века. Так, создавались маленькие книжечки, со стихами Гумилева, Ходасевича, Мандельштама и Цветаевой, которые перепечатывали на машинке по четыре экземпляра и передавали из рук в руки. Самиздатные машинистки как правило не брали денег за свою работу, а если самиздатные книги и продавались, то по себестоимости. Помимо стихотворений перепечатывали такие обширные произведения как романы Солженицына, "Колымские рассказы" Шаламова, "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург. Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля Несмотря на это, какие-то стихи и работы авторов двадцатого века все же публиковались. Так, в 1957 году вышел сборник стихов Глазкова "Моя эстрада", но выбор стихов поэта не устроил, поэтому он продолжил заниматься самиздатом. В 1957 году он принимает участие в создании журнала "Синтаксис", который позже публикует поэтов, не пропускаемых цензурой: Иосифа Бродского, Булата Окуджаву, Наталью Горбаневскую. Альманах также примечателен тем, что на его обложке стояли фамилия и адрес издателя — Александра Гинзбурга, который был арестован в июле 1960 года. Позже, в 1960-1980 годы к понятию "самиздата" также стали относить книги, которые собирали из копий страниц журналов и магнитофонные записи. Среди них был роман "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, произведения Владимира Высоцкого. С развитием технологий самиздат распространялся как компьютерные файлы на магнитных лентах и дисках. Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля Своими стихами Николай Глазков покорил Лилю Брик, которая выступила инициатором создания самиздатной книги, включающей в себя стихи поэта и иллюстрации к его стихам. Обложка книги оформлена в футуристическом стиле и включала в себя игру двух слов "Глазков" и "Вокзал". Помимо самиздата Глазков снимался в кино и занимался переводами. Съемки у Тарковского в "Андрее Рублеве" дались поэту тяжело, он сломал себе ногу. Фрагмент из фильма с полетом также использован в выставке — он транслируется на небольшом экране напротив входа в зал с экспозицией, приветствуя зрителей и погружая их в творческую атмосферу поэта. На экране также показан документальный фильм "Я гений Николай Глазков...", снятый телеканалом "Культура" в 2008 году и включающий интервью сына Николая Глазкова и поэта Евгения Евтушенко, чьи работы также распространялись самиздатом. "Некоторые элементы были использованы в выставке "Квартирный вопрос", однако эта выставка включает в себя наиболее обширный список экспонатов и материалов, посвященных именно Николаю Глазкову", — говорит куратор Лидия Богданова. Николай Иванович знал якутский язык и питал к нему особую любовь. Именно переводы являются заключающими экспонатами в экспозиции, посвященной жизни и творчеству Николая Глазкова — крестного отца самиздата, положившего начало пути, который позволил людям почитать и послушать столько великих произведений. Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля Выставка продлится до 17 марта 2019 года

"Крестный отец самиздата"
© Ревизор.ru