Как смотреть «Искусство сохранять. 5:0». Куратор — о юбилейной выставке Музея В.А. Тропинина
В 2019 году Музею В.А. Тропинина и московских художников его времени исполняется 50 лет. Полувековой юбилей он встречает выставкой «Искусство сохранять. 5:0», посвященной Феликсу Вишневскому — известному московскому собирателю и знатоку русского искусства, с коллекции которого в 1969 году началась история музея. О том, как смотреть юбилейную выставку, рассказывает ее сокуратор — искусствовед Алина Махотина, создавшая экспозицию вместе с художником Алексеем Трегубовым. Закулисье музея — Основная художественная концепция выставки — представить, как вещи существуют в музее за пределами экспозиционного пространства. Экспонаты расположены на сетках — точно так же, как в запасниках. Смысловой центр экспозиции — инсталляция кабинета главного хранителя. Присев за его стол, на котором стоит портрет основателя музея Феликса Вишневского (1902–1978), можно ознакомиться с «личным делом» каждого произведения. В папках содержится провенанс (история владения экспонатом) и вся остальная информация: проходит ли картина реставрацию, меняется ли у нее атрибуция, имеются ли сведения об изображенной модели, если это портрет. Кабинет хранителя одновременно является инсталляцией и экспозиционным залом, где представлены акварель и графика: гравюрные листы, а также камерные портреты — одни из главных жемчужин собрания музея. В другом зале выставлен стол с витриной и выдвижными ящиками, демонстрирующий, как в музейных запасниках хранятся малоформатные произведения. Здесь же можно ознакомиться с рисунками Василия Андреевича Тропинина — ключевой фигуры нашего музея. О том, как развешаны картины по залам Первый зал исторически всегда связан с творчеством Тропинина. Здесь экспонируются картины из собрания Вишневского, которые он передал городу. В основном — портреты, ведь Тропинин был прежде всего портретистом. Да, у него есть пейзажные и жанровые композиции, но наиболее плодотворно он работал именно в портретном жанре. В самом большом зале представлены гравюры с видами усадеб Влахернское-Кузьминки и Кусково. Влахернское-Кузьминки имеет особенное значение — это усадьба Сергея Михайловича Голицына, чей портрет выставлен в соседнем зале. Эта работа Тропинина была первой в собрании Вишневского. Еще один зал, с одной стороны, связан с культурой старой Москвы, а с другой — с историей портретного жанра. Здесь представлены работы как предшественников Тропинина — Ивана Вишнякова, Ивана Аргунова, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, Степана Щукина, так и его современников — Карла Лаша, Николая Заваруева. По ним можно проследить, как менялась во времени концепция портрета. Четыре картины Тропинина с интересной судьбой Начнем с программного «Автопортрета с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль». Это произведение попало к Вишневскому из частного собрания, без подписи и даты. Между тем эта работа Тропинина имеет еще два повторения. Феликс Евгеньевич обращался к лучшим специалистам, и в процессе реставрации выяснилось, что вещь все-таки подписана и датирована 1844 годом, а значит, это первый подписной вариант автопортрета, исполненный Тропининым по заказу Московского художественного общества, членом которого он был. Второй вариант, 1846 года, представлен в Третьяковской галерее, третий — как считается, недописанный, — в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева. Теперь обратимся к другой работе Тропинина — уже упомянутому портрету Сергея Михайловича Голицына, который отец подарил Феликсу Вишневскому на 18-летие. Князь, кстати, тоже был известным коллекционером живописи. Один портрет Голицына кисти Тропинина, датированный 1828 годом, представлен в Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого, но князь изображен на нем с другим орденским набором — с лентой и орденом Святого Владимира. В 1839-м Голицын получил наивысшую награду Российской империи — орден Святого апостола Андрея Первозванного. Голубая лента и звезда этого ордена вместе со знаком отличия «За 50 лет беспорочной службы» в виде латинской буквы L изображены на нашем портрете. Этот портрет полностью повторяет композиционную схему 1828 года, и долгое время считалось, что обе картины написаны примерно в одно время, а новый орден был приписан позже. В то время это было распространенной практикой. Но мы исследовали полотно в инфракрасных лучах, и выяснилось, что поздних добавлений нет. Тропинин просто повторил композицию первой работы, добавив актуальные награды. Это тоже было характерно для эпохи, когда еще не было фотографии и портреты повторялись для многочисленных родственников. Почти детективная история связана с «Девушкой с горшком роз». Как известно, Тропинин мастерски зашифровал свою подпись на горшке — сразу не увидишь. Но интересна картина не только этой деталью. «Девушка с горшком роз» находилась в императорском собрании, сначала в Царском Селе, потом в Русском музее императора Александра III, который после революции переименовали в Русский музей. В 1940-х годах она была отправлена на выставку в Воронцовский дворец в Алупке, где ее и застало начало войны. В ноябре 1941-го Алупку оккупировали немцы, следы картины потерялись. В 1951 году ничего не подозревающий Феликс Вишневский приобрел в комиссионном магазине на Сретенке одно полотно. О том, что это не копия, а оригинал кисти Тропинина, стало известно уже после смерти коллекционера. В 2003 году, в ходе поднятия дел о реституции и об утраченных в войну произведениях, стало понятно, что это именно та работа из собрания Русского музея. Администрация города дала разрешение на постоянное хранение «Девушки с горшком роз» в Музее Тропинина — ведь она была фактически спасена для публики благодаря Феликсу Евгеньевичу. Еще один символ нашего музея — «Кружевница», одна из трех картин, за которые в 1823 году Тропинин получил звание «назначенного в академики» (двумя другими были «Нищий старик» и портрет художника Скотникова). Это один из самых удачных образцов жанрового портрета начала XIX века. Картина снискала такой успех, что Тропинин после нее написал еще несколько картин, изображающих рукодельниц, — «Пряху», «За прошивками», «Золотошвейку». «Кружевница» попала в собрание произведений искусства и редкостей «Русский музеум», принадлежавшее известному художественному критику Павлу Свиньину. Затем оказалась в коллекции известного любителя и покровителя искусств Федора Прянишникова, а в наши дни представлена в Третьяковской галерее. Известны два повторения этой картины. Вторая «Кружевница», написанная немного в других пропорциях, находится в Нижегородском государственном художественном музее. А третья, приобретенная Феликсом Вишневским, сегодня является гордостью нашего музея. Фотографии предоставлены пресс-службой Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени.