Премьера спектакля «Нижинский. Гениальный идиот» состоялась на сцене Театра Вахтангова
На Симоновской сцене Театра Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Нижинский. Гениальный идиот» по тексту Ники Симоновой «Танец солнца», который стал своеобразным посвящением великому танцовщику и хореографу в год его 130-летия. «Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить — вот цель моей жизни», — говорил о себе Нижинский. Вопреки расхожему суждению, что «человек приходит в этот мир один и уходит из него один», Нижинский всегда был в окружении людей, отчего одиночество измученной души казалось ему особенно невыносимым. Думаю, режиссерский расчет на то, что «когда в этой роли выступает актриса, возникает эффект отстранения, появляется не конкретный человек, а яркий и ускользающий образ гения», сильно преувеличен. Вместо «ускользающего образа гения» на сцене представлен вполне конкретный персонаж с именем Вацлав, фамилией Нижинский, у которого есть жена Ромола де Пульски, кстати блестяще сыгранная талантливой Асей Домской. Голубоглазая блондинка Домской прекрасно понимает, что ни о какой любви нет и речи, что для Нижинского брак — это побег на волю, но надеется справиться со всеми трудностями во имя заманчивого звания «жены гения», которая всегда при нем. Второй несомненной актерской удачей спектакля стал слуга Василия Дягилева в исполнении Олега Лопухова, артиста яркого дарования. Есть у спектакля и другие достоинства: в целом удачный сценарий, образная символика (театральные костюмы, указывающие на балеты, в которых блистал Нижинский, сцены с зеркалами-лужами и с апельсином, любимым фруктом Вацлава, который выжимает в кулаке Дягилев…), достойное музыкальное оформление (Андрей Сергиевский), качественная запись музыки (Руслан Кнушевицкий). Но для того, чтобы спектакль заиграл, нужен заглавный герой — драматически и танцевально одаренный, магнетически притягивающий как личность. С его появлением на сцене должен появиться и Танец, которому Нижинский был верен всю жизнь, даже погрузившись в бездну безумия.