Ещё

Андрей Мовчан: «Искусство, созданное машинами, имеет сомнительную ценность» 

Цифровое прочтение делового мира и его коммерческое отражение в искусстве — тема сегодня даже не просто актуальная, а раскаленная. Дело не в образах, хотя современное искусство все больше становится похожим на закодированные послания. Дело в способе оценки. Цифровой эквивалент современных арт-объектов в сочетании с технологиями диджитал-продаж создает для художников ХХI особое пространство, в котором действуют новые законы.
Математические символы, коды, логические цепочки на арт-объектах символизируют цифровое прочтение нашего времени. Цифровая эпоха преобразует общество. А искусство зеркалит это преображение. Мир набирает скорость и изобретает алгоритмы, следуя за передовыми идеями.
Что же до будущего — футурологи предсказывают, что картина за полмиллиона рублей может быть распродана разным людям по воображаемым кусочкам по рублю.
Меня, как аналитика и стратега, интересуют взаимоотношения современных финансовых инструментов и произведений искусства. Что представляют из себя работы: полотна, под которые, как рельсы под вагон, подогнана идеология, или же картины — отражение следствие движения человечества в сторону течения времени?
Знаете, какую первую ассоциацию вызывают у меня объекты современного искусства? Глядя на них, я думаю, скорее, о биткоине, как об их инвестиционном эквиваленте, о токенизации. И то, и другое — порождение рынка неограниченной эмиссии валюты. Когда денег становится много, их, согласно закону Бернулли, сходными частями направляют в разные места — в криптоактивы или в произведения искусства.
Говоря об оценке произведений современного искусства, я бы отметил факт отсутствия системы — это ничем и никем не управляемая платформа.
Думаю, сходство цифровой экономики и художественных произведений, созданных в XXI веке, объясняется и «народностью», доступностью того и другого. Сто лет назад инвестиции были делом избранных. Сегодня купить биткоины или картины может каждый. Не все понимают, как формируется стоимость, но умный маркетинг, подмена ценностей и стадное чувство заставляют совершать такие покупки. Так возникают новые рынки, в том числе и нерациональные, странные. Фантомы и чудовища, порожденные не сном разума, а его чрезмерным бодрствованием — digital-сферой.
Современное инвестирование — это ответ индустрии на социальный запрос. Продажи, платформы, аналитика, искусствоведение — всем этим специалистам нужны средства для существования. А данный финансовый механизм сглаживает доходы в обществе растущего неравенства.
Говоря об оценке произведений современного искусства, я бы отметил факт отсутствия системы — это ничем и никем не управляемая платформа. Несмотря на ориентацию художественного рынка на многозначность, поиск «нерва» и драматичные отношения художника с миром, высокая стоимость работ не видится мне логически обоснованной. Оценка крайне субъективна.
Что же до будущего — футурологи предсказывают секьюритизацию искусства. Это когда картина за полмиллиона рублей может быть распродана разным людям по воображаемым кусочкам по рублю. То есть, каждый может в искусство инвестировать свой рубль.
На эту тему мы как раз рассуждали на встрече «Об инвестициях будущего & Digital art of investment», в центре современного искусства «Винзавод» в галерее «Файн Арт». Моими оппонентами кроме представительницы творческо-коммерческого сектора, совладелицы галереи «Файн Арт» , были «коллеги по цеху» — управляющий партнёр iTech Capital и президент Некоммерческого партнёрства развития финансового рынка РТС . И знаете, что удивительно, несмотря на очевидное разделение участников на арт и бизнес, и с той, и с другой стороны были высказаны сходные мнения.
Так, Глеб Давидюк заметил, что в условиях тотального прихода цифровых технологий мы легко представляем себе, как апокалиптический искусственный интеллект уничтожает все живое. Нельзя не согласиться с тем, что искусство, созданное машинами, будет иметь сомнительную ценность — машина не должна создавать и творить. Человек по-прежнему должен оставаться выше машины.
Галерея — посредник между художником и покупателем, мифологизирует и творца, и картину, оправдывая его и ее стоимость.
Роман Горюнов подчеркнул, что 80% объема торгов на финансовых рынках формируется автоматизированными торговыми системами, которые вообще не представляют себе, чем они торгуют. Они торгуют набором цифр в экране. По мере цифровизации искусства подобное будет происходить и с ценообразованием в этой области — оно станет механическим. Количество часов, вложенных художником в картину, число выставок — все это превратится в математическую модель стоимости, что, нормального человека, конечно должно скорее пугать.
Однако, несмотря на множество мнений, невозможно поспорить с тем, что технологии все равно будут развиваться. А мы будем наблюдать и делать выводы. У каждого произведения есть автор со своим мировоззрением и жизненным путем, и любая галерея, являясь посредником между художником и покупателем, мифологизирует и творца, и картину, оправдывая его и ее стоимость. Но галерея — тоже бизнес, который производит «цифровизацию» картины, объединяет визуальное и цифровое.
Даже в цифровую эпоху, не вполне понимая истинную ценность искусства, мы продолжаем восхищаться им, вдохновляться им, ощущать его энергетику, и, разумеется, покупать его. Это самое главное!
Видео дня. Самый дорогой артист Советского Союза
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео