Жизнь в концентрированном виде: «Дневник Анны Франк» покажут в Москве

Премьера спектакля «Дневник Анны Франк» пройдет в театре им. Евгения Вахтангова 18 марта. Обозреватель «Вечерки» делится своим мнением о постановке. Симоновская сцена Вахтанговского театра как нельзя более подходит для этого спектакля, весьма необычно поставленного режиссером Екатериной Симоновой при художественном руководстве Римаса Туминаса. ...Кирпичные темные стены, несколько стульев, неведомо откуда взявшийся старинный комод да покосившийся стол — вот и вся нехитрая обстановка этого темного чердака, расположенного в обычном амстердамском доме (сценография и костюмы Владимира Круглова). Именно здесь 12-летняя еврейская девочка Анна напишет свой дневник, доверяя ему самые сокровенные мысли. Действие спектакля охватывает промежуток с 12 июня 1942 года по 1 августа 1944 года — период немецкой оккупации Нидерландов. В постановке Екатерины Симоновой обращение Анны к дневнику по сути — обращение к нам, зрителям, через время и расстояние. Анна Франк (актриса Мария Риваль), стоя на авансцене в луче света, вглядываясь в наши глаза, рассказывает историю бегства своих родных из Германии после того, как к власти в ней пришли фашисты. С первых же минут спектакля этот рассказ погружает нас в трагедию отдельно взятой семьи, которая, словно в капле воды, отражает трагедию целого народа. От Анны мы узнаем, что ее отец Отто Франк сначала торговал пряностями на первом этаже этого самого дома, но фашисты, добравшиеся и до Амстердама, запретили евреям появляться в общественных местах, пользоваться транспортом: к удивлению девочки, у нее отобрали даже велосипед. И теперь две перепуганные насмерть семьи — Отто Франка (Олег Форостенко) и Ван Даана (Рубен Симонов) — вынуждены тесниться на узком пространстве, заваленном старым барахлом. Позже к ним присоединяется еще и желчный, одинокий врач по фамилии Дуссел (Владислав Демченко). Режиссер Екатерина Симонова виртуозно, маленькими штрихами и деталями постепенно нагнетает на сцене ощущение напряженности и страха, которые незамедлительно передаются зрителю. Узники чердака неслышно скользят по дому, словно тени, на ногах у каждого — толстые шерстяные носки: на первом этаже продолжает работать контора, туда ходят посетители. И они боятся не только за свою жизнь, но и за жизнь своей спасительницы Мип Гиз (актриса Наталья Масич играет предельно собранную и одновременно бескомпромиссную особу), которая ненавидит методы фашистов и сдержанно говорит о причинах, заставивших ее предоставить им это убежище. Причем она полностью отдает себе отчет, что в случае рассекречивания ее ожидает та же участь, что и гостей, — отправка в лагерь смерти. Самое любопытное в спектакле — это модель сосуществования двух семей на крошечном чердачном пространстве, которая по сути является моделью любого общества. Олег Форостенко делает своего господина Франка душой общества. Его герой, человек большого ума и сердца, улаживает конфликты, продолжает учить двух дочерей наукам, а заодно и терпению, поддерживая их тем, что тесное пространство не может служить клеткой полету мысли, раз к их услугам — книги философов, которые регулярно вместе с едой приносит Мип. Актриса Вера Новикова делает жену Отто нежной, незащищенной и тревожной. Ее героиню снедает вечный страх за непоседливую и шумную Анну (Мария Риваль). Отношения дочерей Отто Франка — младшей Анны и старшей Марго (Ася Домская) — выстроены режиссером, как классические отношения детей в семье, где старшая — серьезная и умная, а младшая — шаловливая и неуемная, вынужденная быть таковой, чтобы оказаться замеченной окружающими. Центром другой семьи является госпожа Ван Даан, которую Мария Шастина подает как светскую львицу, любящую мужское общество, меха и изящные стулья с крошечными гвоздиками. В сущности, из-за ее привязанности к вещам семья и не успела уплыть в Америку, как предлагал супруге господин Ван Даан (Рубен Симонов). Самая неоднозначная фигура в этой истории — врач Дуссел в любопытном и точном исполнении Владислава Демченко. Он умоляет принять его в компанию, которая и так уже страдает от скученности и недоедания, но быстро становится источником скандалов. Благодарность за спасенную жизнь улетучивается, сменяясь на желание урвать себе кусочек пространства побольше. Спектакль идет без антракта. Перед зрителями в концентрированном виде проходит человеческая жизнь — с ее трагедиями, страхами, радостями, открытиями, подлостью, подвигом. В финале в глубине сцены возникают все участники. Мы узнаем их трагическую последующую судьбу, не описанную в дневнике. Из героев в живых остается лишь Франк-старший, который, выйдя из лагеря, публикует в 1947 году дневник своей дочери Анны, которая погибла в лагере от тифа и которая так хотела стать известной писательницей. ПОСМОТРИМ «На трубе» «Школа современной пьесы» 27, 28, 29 марта в честь своего 30-летия выпускает спектакль «На Трубе» — увлекательное путешествие во времени и пространстве. Сопровождать гостей будут Чехов и Достоевский, Чайковский и Толстой, Горький и Суворин, причем в самые захватывающие моменты их биографий. «Сирано де Бержерак» Премьера состоится 27 марта в Театре киноактера. Поставил его Игорь Яцко. В спектакле заняты артисты: Антон Стреляев, Александр Ведменский, Кристина Дасарская, Александр Кижаев, Владимир Кочетков, Георгий Кузубов и другие. «Дальше — тишина» В Малом театре 31 марта — премьера «Дальше — тишина». В главных ролях — Людмила Полякова и Владимир Носик. Когда-то на сцену Театра им. Моссовета в этих ролях выходили Ф. Раневская и Р. Плятт. «Теремок. Кот и лиса» 16, 17 марта в театре «Русская песня» для маленьких зрителей состоится премьера «Теремок. Кот и Лиса» на Малой сцене театра. А 19 марта отпразднуют день рождения худрука Надежды Бабкиной.

Жизнь в концентрированном виде: «Дневник Анны Франк» покажут в Москве
© Вечерняя Москва